Самураи

Самураи.

Япония…  При этом слове перед глазами представляется страна, достигшая  больших успехов  в автомобилестроении, выпускающая  высококачественные  электронные устройства.  Кому то памятны изысканные японские  пятистишья  - танка:
Соловьи на ветках
Плачут не просыхая
Под весенним дождём
Капли в роще  бамбука
Может быть слёзы?
 Для других Япония это  гора Фудзияма, воспринимаемая японцами как вверх совершенства, в окружении цветущей вишни. Изысканные гейши и суровые самураи, тоже являются приметами этой страны.
Как же стране, лишённой полезных ископаемых, производящей свои изделия на привозном сырье, удалось достичь столь впечатлительных результатов?  Откуда у них такая организованность, упорство в достижении цели и дисциплинированность?
Что бы понять, что помогло Японии достичь экономического расцвета, нужно окунуться в историю этой страны.  И прежде всего, внимательно рассмотреть такое социальное  явление как военно-служивое сословие  -  самураи.
Само слово самурай происходит от  глагола обозначающего «служить».  То, есть, дословно, самурай, это человек несущий службу у своего господина.
Зарождение этого сословия началось в 8-10-х веках при императоре Камму,  который воевал  долгие годы с обитавшими на севере страны племенами народности айнов.
С 10 – века в Японии начинается полоса междоусобных войн,  длившиеся до объедения страны под руководством военных правителей,  сёгунами.  Значение самураев  резко возросло. Между господином, дайме, и самураем возникают особые отношения, основанные на безграничной преданности  к своему господину.
Такая преданность достигалась воспитанием  с самого детства. Когда в семье рождался мальчик, перед домом вывешивался флаг с изображением карпа. Это означало, что родился новый самурай, человек, привыкший идти против трудностей жизни, как карп, плывущий против течения.
Духовной основой воспитания молодого воина являлся буддизм, с его безмятежным восприятием смерти совместно с конфуцианством, как культом  преклонения  перед отцом, выражение сыновьей почтительности.
С раннего возраста  детей обучали стойко переносить холод и зной, отсутствие пищи, заставляли переносить тяжёлые грузы. Наставники внушали, что   они в любой момент должны были готовы достойно встретить смерть, и если потребуется без колебания пожертвовать своей жизнью ради своего господина. Отвага и мужество были главными благодетелями.
 Юношам постоянно рассказывали о подвигах великих героев прошлого, для них устраивались театральные представления, в которых воспевалось бесстрашие самураев. Самурай должен был противостоять не только другим воинам, но и не боятся злых демонов. Для испытания  смелости их посылали в места, где по всеобщему убеждению водилась нечистая сила или же ночью посетить кладбище. Что бы подтвердить своё нахождение в этом месте, самураю нужно было оставить там свой родовой знак.
Для того, что бы приучить  к виду крови и к ужасам войны их обязывали присутствовать во время казней, без содрогания  смотреть на тела убитых. 
Под руководством опытных учителей юный самурай осваивал все премудрости военной науки. Обязательными  были обучение сражаться в доспехах, скакать на лошади. Они были прекрасными лучниками, отменно владели копьями. Но, самым главным оружием был меч.
Будущий воин часами тренировался с  этим оружием, потому как от   использования меча  в бою зависела  жизнь.
Кроме этого они изучали труды военных историков и военачальников, стратегию, разбирали минувшие сражения. Особенно  пользовалось популярностью сочинение китайского автора Сунь-цзы «Искусство войны».
Во время многочисленных  смут бывало, что выходцы из крестьянских слоёв могли стать самураем,  достичь высоких постов. Один из таких выдвиженцев,  Тоётоми Хидэёси, хотя официально не мог быть сёгнуном, в силу своего низкого происхождения, стал фактически  властителем страны. Он же, понимая, что это может привести к возникновению неподвластных центральной власти военных отрядов, запретил крестьянам переходить в самураи. Началась компания, которая называлась «охота за мечами», что бы разоружить крестьян. Доходило до того, что на всю деревню оставался один нож, привязанный к столбу на главной   площади и охраняемый часовым. Тогда и зародилось среди безоружных крестьян каратэ, что обозначает «пустые руки», для борьбы с вооружёнными воинами.
Постепенно сформировался кодекс поведения самурая, под название Бусидо, что в переводе «Путь воина:
Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины какэмано, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник.
Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.
Как видно, из этих положений в них закреплены главные благодетели: верность  сюзерену и безразличие к смерти. Кроме этого, настоящий самурай это не грубый мужлан, способный только махать мечом, но и  человек, тонко чувствующий окружающий мир.  Осознавая всю быстротечность жизни, возможность расстаться с ней в любой момент, самурай  наслаждался всем, что есть прекрасное в их понимании. Цветение вишни, аромат сливы, полёт бабочки, песня соловья на восходе солнца вызывало в их душах восхищение гармонией  природы. Многие из них были прекрасными поэтами, выражавшие в своих пятистишьях самые эстетически возвышенные чувства. Другие  занятиями, достойными самурая считались каллиграфия и чайная церемония.
Каллиграфия или по-японски «сёдо», то есть «путь письма», пришла из Китая дзенбуддиийскими монахами в седьмом веке. Это искусство было приспособлено к манере написания японских иероглифов и вскоре стало очень популярно.
Мастер мог опытной рукой создать различные оттенки душевного состояния  человека.  Он был способен выразить их на бумаге, особой манерой письма.  Как художник, каллиграф передавал ощущение   радости,  при виде прекрасного пейзажа,  лёгкую  грусть, возникшую от  понимания  невозможность продлить самые приятные мгновения созерцания красоты горного ущелья или тихо несущей свои   воды реки, с растущими по берегам ивами, гибкие ветви которых слегка колышутся игривым тёплым ветром. Каждый элемент написания имел глубокий философский смысл, ценились изящество и  плавность переходов.
Всего существует три стиля написания иероглифов: кайсе, гёсе и сосе. Они различаются друг от друга манерой написания. Так в кайсе  линии прописываются чётко и уверенно, сами иероглифы выглядят угловатыми и квадратными. В гёсе более лёгкое написание нечёткими штрихами,  плавное и закруглённое. Сосе же самый  стремительный стиль, пишут мазками, прозрачными и  нечёткими.
Создавая картины-иероглифы , старались увязать содержание со стилем письма, поэтому исторические трактаты писались кайсе, стихотворные сборники гёсе, а пьесы для театра сосе.
Чай был  завезён в седьмом – восьмом веках так же монахами  из Китая, использовался ими для медитации. Вскоре он стал любимым напитком самураев. Эти адепты новой веры  научили японцев чайной церемонии.  Смысл её заключался в том, что бы во время совместного распития чая  с друзьями отдалиться  от повседневных забот. Для этого создавались все условия.
Церемония проходила в уединённом уютном месте, в котором царила атмосфера спокойствия и отрешённости. Как определяли значение этого действа сами японцы это искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя.
 Этот небольшой участок земли огораживался, вход на территорию осуществлялся чрез ворота, которые держали открытыми, что бы гости свободно входили, не отвлекая внимание хозяина. Весь комплекс состоит   ещё из нескольких зданий и сооружений: прихожая, где гости оставляют обувь и вещи, колодец для омовения, сам чайный домик, небольшого садика, из вечнозелёных кустарников, сосен, кипариса, бамбука. Украшением садика были камни различной формы, покрытые мхом.
К чайному домику ведёт дорожка, так же выложенная камнями. Вдоль неё установлены старинные фонари, дающие не яркий свет. Всё это создаёт таинственный полумрак, ощущение полного ухода от суетного мира.
Из всего  множества разновидностей проведения чайной церемонии основными считается шесть:  ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя и специальная.
Чайный домик состоит из одной комнаты, лишённой каких-либо украшений, устланный циновками татами. Вход расположен очень низко, для того, что бы любой, вне зависимости от социального положения входил в помещение с поклоном. Кроме того, в старину, войти внутрь с мечом было невозможно, и его приходилось оставлять на входе.  Тем самым  подчёркивалось,   что все заботы должны оставаться за порогом.
Напротив входа была сделана ниша, в которой стояли курильница с благовониями, букет цветов и свиток с изречением, в основном на философскую тему, в стиле дзэнбуддизма.
В центре комнаты располагался бронзовый очаг, на котором грелась вода.
В ходе проведения церемонии используется посуда, которая должна быть тщательно вымыта, но лишена каких-либо украшений, простой и довольно почтенного возраста.
 Кроме  этого имелось ещё небольшое количество необходимых предметов: деревянный ящичек, для хранения чая, котёл или чайник из меди, ложка и мешалка из бамбука. Сами чашки керамические.
В начале  церемонии приглашённые собираются в гостевой комнате, где им подают горячую воду в небольших чашках. Выпивая её не спеша, мелкими глотками, они готовятся   повести время,   беседуя  в обществе близких им по духу людей,   о возвышенном и благородном.
После этого он идут по каменной дорожке к чайному домику. Чем ближе они подходят,  любуясь садом и камнями,  тем легче становится у них на душе, все заботы и невзгоды, остаются за воротами.
Перед входом их встречает хозяин. Обменявшись скромными приветствиями, гости подходят к колодцу,  совершают омовения лица, рук, полощут рот. Только чистый телесно и духовно человек может принимать участие церемонии.
Само чаепитие проходит в два этапа. Мастер чайной церемонии подаёт чашу с чаем самому старшему или наиболее уважаемому гостю. Тот, сделав небольшой глоток, передаёт её соседу. Так, пройдя по кругу, чаша возвращается к мастеру. Всё это происходит  в полной тишине, что бы ни нарушалась гармония,  чувство общности всех собравшихся.
Затем мастер готовит чай для каждого участника в отдельной чашке. Во время этого чаепития можно расслабиться, беседа ведется неспешно. Темой  становится  философское изречение, изложенное в свитке в нише. Гости любуются букетом цветов, наслаждаются запахом благовоний, обсуждают вкус чая, формы чашек.
Когда церемония заканчивается,  гости уходят, хозяин с лёгким поклоном провожает их.  Проводив гостей, он ещё некоторое время сидит  в одиночестве, вспоминая ощущения, возникшие во время совместного времяпрепровождения.
Не менее важной является  уборка,  посуда ставится на свои места, моются татами, всё приводится в первоначальное состояние.  Убираются все следы пребывания там людей, тем самым подчёркивается мимолётность событий, но,  их неизгладимость в  памяти людей.
 Основным занятием самурая было участие в войнах. Что бы выжить, нужно было постоянно упражняться с оружием. Поэтому самурай ни когда не расставался со своим оружием.  Меч, катана, для него был не только средством нападения или защиты, но и второй душой.
Уже само изготовления меча являлось священнодействием. Не гнушались кузнечной работы самураи, придворные и даже некоторые императоры.
Прежде чем преступить к ковке   меча кузнец совершал омовение, одевал белые одежды, украшал кузницу, избавлялся от дурных мыслей, что бы клинок был совершенным. Применялась особая технология ковки и закалки, позволявшая сочетать твёрдость и прочность оружия.  Процесс  был разделён по различным операциям, были мастера по изготовлению клинка, заточке, гарды, защищающий руки от порезов и ножен.
Существовал довольно кровавый обычай испытания нового меча. Для этого самурай ночью подкарауливал на перекрёстке дорог запоздалого прохожего и убивал его новым мечом. Что бы ни допустить убийств в таких местах выставляли стражу, но был ли кто осуждён за это неизвестно.
Различаются  четыре типа мечей, в зависимости от давности их производства: Като, до 15 века включительно, Синто, 17-й век,  Синсинто, конец 18-го и начало 19-го веков и современные Гендайто.
Существовали особые правила обращения с катаной. Меч должен был быть постоянно с самураем, а дома находился на таком расстоянии, что бы его было всегда возможно быстро взять в руки. Находясь в гостях, самурай располагал меч рядом с собой с правой стороны, демонстрируя тем самым свои добрые намерения. Затем меч передавался хозяину, для того, что бы расположить его на особой подставке. 
Прежде чем взять катану у гостя,  нужно выразить своё почтение мечу  поклоном. Ни в коем случае нельзя  брать меч голыми руками, только в мягких перчатках или на крайний случай с помощью  бумаги.
Осматривать меч можно только с разрешения владельца, при этом  восхищаясь его отделкой и красотой. Держать его надо так, что бы на лезвие не попали капельки от  дыхания. Ну и конечно ни как нельзя допустить, что бы при осмотре он выпал из ваших рук.
Серьёзным нарушением этикета являлся  осмотр меча без разрешения хозяина, бряцание оружием.  Смертельным оскорблением считалось поворот ножен на поясе,  наступить  на меч ногами.  Расплата за такое кощунство наступала немедленно,  оскорбивший меч, а значит и честь самого самурая, мог быть зарублен на месте без предупреждения.
Потеря меча это тяжкое преступление для воина. Что бы смыть позор, самурай должен был совершить харакири, с помощью второго малого меча танто.
Этот малый меч так же был всегда  у самурая за поясом, как свидетельство мимолётности земного существования и верности своему хозяину.
Как и вся жизнь, обряд харакири или сэппуку был тщательно разработан в соответствии с канонами красоты и гармонии.
Это была вершина стойкости духа, демонстрация презрения к боли и страданию,   в соответствии   канонами Бусидо.
К совершению  ритуального самоубийства  готовили с детства.  Внушалось, что его главная цель жизни – достойно принять смерть, не допустить унижение личной чести, чести рода или господина. Самурай мог совершить самоубийство по личным моральным причинам,  в случае гибели своего господина,   по приговору суда за совершённое преступление.
Сама процедура харакири была тщательно разработана и законодательно закреплена  при сёгунате Асикага (1333 – 1573гг.)
В соответствии с кодексом проведения этой процедуры назначались ответственные лица, присутствующие при этом акте. Определялось место, где самурай совершал харакири   в зависимости от социального статуса. Так, чиновник высокого ранга имел право совершить самоубийство во дворце приближённого сегуна. Простые самураи довольствовались территорией храма или в саду.
Площадка для совершения ритуального самоубийства огораживалась кольями, с натянутыми на них полотнищами материи.  Имелось два входа на площадку с северной и южной стороны. Пол устилался циновками с белой каймой или белый войлок, белый цвет считался символом траура в Японии. Если всё происходило в помещении,  то его стены  драпировались белыми шёлковыми тканями.
Накануне этого ритуала самурай устраивал в собственном доме пирушку с близкими друзьями. Они веселились, шутили, сам устроитель веселья всем своим видом показывал, что он ни сколько не боится смерти, для него это ни чего не значит. Во время этого пиршества он мог выбрать себе помощника – кайсяку из своих близких друзей.  Это было великой честью быть избранным помощником. Задачей  кайсяку было отрубить голову, после того, как самурай вскроет себе живот, что бы облегчить  страдания.
Совершающий харакири воин, входил на площадку через северный вход,  садился лицом к Северу. Помощник входил через южные ворота, становился слева сзади от него.
Затем самурай спускал с плеч одежду и подкладывал её под колени. Это делалось для того, что бы после совершения харакири тело не откидывалось назад, потому, что это считалось некрасивым.
Малым мечом он  разрезал себе  живот, сначала  горизонтально, от левого бока к правому, потом вниз от диафрагмы к пупку. Существовал так же крестообразный разрез, этот способ применяли те, кто хотел показать особую выдержку, так как пронзать брюшную полость в этом случае приходилось дважды.
Как  только харакири было совершено,  кайсяку наносил удар по шее мечом. При этом от помощника  требовалось особое умение отрубить голову так, что бы она повисла на клочке кожи, потому как вид катящейся по земле головы считался эстетически неприглядным.
После смерти самурая на площадку, где было совершено самоубийство, приносили    курения,  она не убиралась, как напоминание о мужестве и чести. Брезгливое отношение к этому месту порицалось.
Закат могущества самураев, как служивого сословия, начался после того как сёгун Токугава Иеасу разбил враждебные ему кланы,  объедини всю страну под своей властью.  Законы, им разработанные, позволили сохранять мир в стране 260 лет, за исключение нескольких бунтов, которые быстро были подавлены.  Количество самураев, гнушавшихся какой-либо работы, кроме военной службы резко возросло, почти каждый пятый японец считал себя потомком этих грозных воинов. В сущности, они стали обузой для страны, во время войн, они гибли, что не позволяло очень сильно разрастись этому сословию.  Не все могли найти службу у сёгуна, и поэтому многие из них нищали, становились разбойниками. Другие  наоборот, начали заниматься несвойственными им делами: ростовщичеством, торговлей, ремёслами.
Долгое время Япония оставалась закрытой страной для иностранцев, что бы ни допустить их влияния на жителей страны. В результате такой изоляции Япония стала очень отставать в промышленном развитии.
Такое положение не устраивало развитые страны, им были нужны база для своих кораблей и новые рынки сбыта. Поэтому в 1853 году к  берегам Японии подошла военная эскадра под командованием командора  Мэтью Перри с приказом, во что бы ни стало подписать с Японией торговый договор с Америкой. Для демонстрации военной мощи в воздух было произведено несколько залпов из главных калибров.
Японцы, осознавая всю несправедливость предложенных условий, предоставляющих иностранцам  особые льготы, почти год тянули с подписанием этого документа, но всё же были  поставить свою подпись.
Открытие границ произвело на японцев неприятное впечатление, они вдруг осознали насколько отстали в своём развитии. Но этот комплекс неполноценности и уныния были быстро преодолены. Японцы начали активно осваивать новые производства,  достижение технического прогресса.  Это привело к тому, что в начале 20-го века Япония встала в один ряд с развитыми странами.
Одновременно начался подъём духовного уровня, националистических настроений, основанный на традициях Бусидо. Всё это привело к тому, что Япония начала проводить агрессивную военную  политику, вылившуюся в нападение на Китай, Корею, русско-японскую войну, участие во Второй мировой войне.
У Японии имелось  весьма существенное слабое место, что и привело её к поражению:  отсутствие природных  ресурсов. Поэтому они проиграли войну.
После войны начался новый бурный подъём экономики, с привлечением  высоких технологий. Это позволило Японии быстро залечить раны нанесённые войной,  вырваться в лидеры промышленного производства.
Вместе с этим японцы очень бережно относятся к своему прошлому. Во многих домах бережно хранятся самурайские мечи, как семейная реликвия. Японцы с удовольствием ходят на представления в национальных театрах кабуки.  На улицах городов можно часто увидеть женщин в традиционных  кимоно. Чайная церемония остаются также важной традицией в их жизни, а умение написания иероглифов, каллиграфия, передаётся от старшего поколения  младшему. Многие японцы продолжают заниматься боевыми искусствами.
Очень жаль, что в нашей стране духовная культура предков часто предаётся забвению. Некоторые предлагают строить будущее на новой, порой чуждой нашему народу культуре.  Вряд ли что хорошего может из этого получиться. Потому, что как говорили в древности, народ, отказавшийся от своего пошлого, не имеет будущего. 




   
   
 


Рецензии
Танто - это кинжал. Второй короткий меч для харакири - это ватизаши.

Нормальные были пацаны. Баб в животных превратили. Торговали ими, словно овцами. Не было даже института брака - был контракт между мужчиной и женщиной. Контракт мужчина мог передать другому мужчине. Разонравилась даймэ новая подруга - подарил контракт дружиннику, только и делов. Сами женщины делились на 18 классов, в зависимости от степени красоты.

Кризис сословия начался в эпоху Сенгоку Дзидай, второй половине 16-го века, когда страну пытались обьединить сперва князья из рода Сенгенов, а потом Ода Нобунага со своими дружками.

Такеде Сенгену противостоял непростой тип Уэсуги Кенсин, по прозвищу Кагетора. На равнине у деревушки Каванакадзима их войска сталкивались аж четыре раза. Каждый раз с огромными потерями с обеих сторон. Река у Каванакадзима текла красная, каждый раз, на отмелях и по берегам тысячами лежали погибшие в бою.

Лучший полководец Сенгена, старый самурай Ямамото Кансуке сперва было разгромил отряды Кенсина, но попал в западню и сам был изрублен в капусту вместе со своими людьми.

Но князья не унимались. Сенген выслал против Кагеторы на поединок свою любовницу, девчушку 16 лет, на коне и в доспехах. Кагетора оказался в дурацком положении - отказаться он не мог, свои же зарубят, но и биться с женщиной тоже не мог, опять же, ниже его достоинства. Девчушка гарцевала на коне с копьём в руке прямо перед боевыми порядками Кенсина. Кагетора думал, думал, потом взял в руки длинноствольную аркебузу, да и пристрелил всадницу. Вышел из положения - биться не бился, а смерть от пули - недостойная самурая смерть, а вот женщине - в самый раз...

Потом с Сенгеном рубились в поединке, но поскольку оба были изощрённые бойцы, обошлось небольшими зазубринами на память.

Ода Нобунага опирался больше на простых крестьян. Из них создал большие отряды мушкетёров, чтобы противостоять самурайской рыцарской коннице. Это при нём выдвинулся негодяй и садист Тоетоми Хидеёши, который потом растерзает Корею, но потерпит поражение от корейского флотоводца Ли Сун Сина... Кенсина Нобунага боялся - понимал, что Кагетора его крестьянскую армию размажет по песку. Поэтому подослал к нему убийцу-ниндзя.

Звали этого подонка Дзиннай, и ростом он был всего трёх сяку (90см). Много лет этого карлика тренировали, держа в чане с жидкой глиной. Заодно научили ловко обращаться с копьём. Однажды ночью Дзиннай проник в замок Кагеторы и спрятался, нырнув в княжий сортир. Ну как тренировали. И сидел со своим копьём в дерьме, дыша через трубочку, целых трое суток. И дождался.

Кагетора пришёл справить нужду, уселся на перекладины, развязав офигительные самурайские шёлковые штаны, только собрался было расслабиться - тут эта пакость вынырнула снизу со своим копьём и пронзила Кагетору насквозь до самого горла. Потом нырнул обратно в дерьмо и был таков.

Нобунага, говорят, весело хохотал всю ночь, когда Дзиннай предстал перед ним и рассказал, как было дело. Далее Нобунаге опять повезло - грозный непобедимый Такеда Сенген умер от рака. Наследник Кацуёри Сенген оказался человеком слабохарактерным.

У деревни Нагасино армия Нобунаги встретилась с походными колоннами Сенгенов. Нобунага приказал перекрыть поле рогатками и изгородями, а за ними расположил вооружённую аркебузами пехоту. Конница Сенгенов пошла в атаку, но стала нести потери от беглого ружейного огня. Местами атака захлебнулась, но на других участках конница Сенгена прорвала порядки Нобунаги и против неё пришлось бросать в бой резервы. Битва длилась весь день, армия Нобунаги хоть и удержалась на позициях , но была сильно помята. Отряды Сенгена понесли большие потери. Всё ещё было неясно, но утром Сенген Кацуёри смалодушничал и дал сигнал к отступлению. Поле боя осталось за крестьянскими стрелками.

После побоища у Нагасино на строну Нобунаги перейдут многие кланы и в том числе могущественный Токугава Иеясу...

А вырваться в лидеры производства Японии помогли Штаты, влившие в её экономку огромные деньги. В ходе войны американцы разбомбили все основные японские города со всеми заводами, убив более 2 миллионов промышленного населения только ковровыми бомбардировками. Завершающие атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки погубили "не более" 200 тысяч человек. Япония лишилась права иметь армию больше установленного размера и утратила всякий суверенитет. Вся её власть - опереточная, на территории Японии вольготно расположились штаб-квартиры крупнейших американских и канадских (то есть английских) банков. Как в Лондоне или в Вашингтоне повелят - так Япония сейчас и пляшет. Ни о каком Китае или Корее более не мечтает. А за это ей - высокие технологии, уровень жизни, сбыт японской продукции на рынках США и стран британского содружества. Довоевались...

Заодно и мозги пудрят по первой категории. Сейчас 30 процентов японских школьников уверены, что атомные бомбы на их страну сбросил Советский Союз.

Сергей Взоров   24.04.2016 04:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.