Первый президент Всемирного Еврейского Конгресса

Нахум Гольдман. Интернет

А вот ещё два ярких представителя еврейского народа, рождённые в некогда еврейском местечке Вишнево. Ныне это обычная белорусская деревня. Впрочем, Вишнёво, расположенное в 22 км от Воложина и в 92 км от Минска, знаменито не только сынами еврейского народа, но белорусского и польского.

В XVI веке здесь жил Сымон Будный, белорусский гуманист, религиозный реформатор и философ. В XVIII - начале XX веков местечко  принадлежало старинному магнатскому роду Хрептовичей. Его представители занимали крупные государственные должности в Великом княжестве Литовском.

В июне 1794 году отряд повстанцев под командованием известного политика и композитора М.К.Огинского был разбит в бою под Вишнево царскими войсками. Уже в наше время в этом местечке жили известная белорусская поэтесса Констанция Буйло и супруга Янки Купалы - Владислава Луцевич.

Без всякого сомнения, местечко очень знаменитое. О нём много можно было бы что рассказать. Однако я хочу поведать только о двух его выходцах: Нахуме Гольдмане Президенте Всемирного Еврейского Конгресса и ныне действующем президенте Израиля Шимоне Пересе.
 
Начну по старшинству. Нахум Гольдман родился в 1865 году. В 1897 г. вместе с родителями переезжает в Германию. Там он изучал право, историю и философию в Марбурском, Гейдельбергском и Берлинском университетах. Он окончил сразу два факультета Берлинского университета:  юридический и философии. В 1919 г. Гольдман защитил диссертацию на степень доктора права.
 
Ещё за шесть лет до этого, в 1913 году, Нахум впервые побывал в Эрец-Исраэль. На следующий год  вышла в свет его книга на немецком языке «Эрец-Исраэль. Путевые записки из Палестины» В ней Н.Гольдман прочувственно и подробно изложил свои впечатления, полученные во время длительной поездки по Святой Земле.

После окончания университета Гольдмана назначают руководителем Еврейского отдела МИДа Германии. На этом посту он активно стремился заинтересовать германское правительство в создании еврейского национального очага в Палестине.
 
Вместе с Я.Кляцкином Гольдман несколько лет издавал внефракционный журнал «Фрайе ционистише блеттер». (Свободная сионистская газета) В нём часто публиковали свои дискуссионные статьи  очень известные тогда писатели и публицисты  А. Цвейг, Ш. Бейлинсон, Х.Бергман, и др.
 
В 1923 г. Н. Гольдман становится членом Радикальной сионистской фракции. В эти годы он ведёт активную борьбу против плана Х. Вейцмана превратить Еврейское агентство из общественной  организации в политическую.

 В 1925 г. Гольдман опять переключается с активной сионистской деятельности на научную. В этом году он совместно с Я. Кляцкином приступил к изданию первой Еврейской энциклопедии. За восемь лет им удалось издать 10 томов на немецком языке и два тома - на иврите.
 
В 1933 году Гольдман, правильно оценив смертельную опасность, грозившую немецким евреям с приходом нацистов к власти, срочно покидает Германию. Переезжает в соседнюю Женеву. В 1934 г. он избирается председателем Комитета еврейских делегаций. А в 1935 г. стал представителем Еврейского Агентства  при Лиге Наций.

Вместе с С. Вайзом Гольдман стал основателем Всемирного Еврейского Конгресса (ВЕК). На его  1-м съезде  в 1936 году Нахума Гольдина избирают председателем его исполнительного совета, На этом посту он сразу же проявил себя как энергичный сторонник плана раздела Палестины на еврейское и  арабское государства.

В начале Второй мировой войны Гольдман переезжает в Нью-Йорк. Здесь он занимается активнейшей дипломатической и общественной деятельностью. В первую очередь она была направлена на немедленное учреждение еврейского государства в Палестине.
 
После окончания Войны за Независимость в Израиле в 1949 году Гольдман  возглавлял американское отделение Еврейского агентства. В 1948–56 гг. Гольдман - председатель исполнительного комитета Сионистской организации (совместно с Б. Локером).
 
В 1956 г. Нахум Гольдман был избран президентом всемирной Сионистской организации и оставался на этом посту до 1968 г. С 1949 года Гольдман одновременно являлся и президентом Всемирного еврейского конгресса. По его инициативе и при самом непосредственном участии начались и были успешно завершены в 1953 году переговоры с немецкой комиссией под руководством канцлера ФРГ К. Аденауэра о выплате репараций Израилю и компенсаций жертвам нацизма.

Как ни странно,но должен за ради справедливости отметить, что очень значительная  часть израильского общества, в основном из переживших Холокост, оказало значительное противодействие ратификации данного соглашения. Причина была сугубо эмоциональной. Выжившие в Холокосте евреи категорически отказывались принять компенсацию из рук палачей . Даже покаявшихся. В конце концов здравый смысл победил.

В 1958 году Гольдман выступил инициатором ещё одной эпохальной идеи превратить  Конференцию еврейских организаций в консультативный центр по проблемам еврейской жизни.  В 1960 году на Первой Международной Парижской конференции в защиту советского еврейства Гольдман был её председателем.

 В 1962 г. Нахум Голбдман переезжает из США в Иерусалиме. В 1964 году принимает израильское гражданство. Тем не менее во внутренней политической жизни страны не участвовал. С 1968 г. Гольдману присвоили швейцарское гражданское.

К этому времени расхождения Гольдмана с израильским правительством и его лидерами Бен-Гурионом и Голдой Меир по многим политическим вопросам и общему идеологическому подходу к их решению резко усугубились. Гольдман, в частности, полагал, что для быстрейшего достижения мира израильское правительство должно пойти на территориальные уступки, а в конфронтации стран западных демократий и коммунистического лагеря занимать позицию нейтралитета.

Гольдман в те годы заявлял, что необходимо умерить критику как советских действий на Ближнем Востоке, так и политики советских властей по отношению к евреям, жившим в СССР. Тем не менее всегда поддерживая приоритет еврейского государства в жизни еврейского народа.

Одновременно Гольдман противился тенденции тотального отрицания диаспоры.
По его мнению, борьба еврейского народа должна была быть направлена на сохранение своей духовно-национальной самостоятельности не только в Израиле, но и в диаспоре, так как существованию еврейства угрожает не антисемитизм, а полная ассимиляция и беспрецедентное экономическое процветание евреев западных стран после Второй мировой войны.
 
Разногласия Гольдмана с правительством Израиля значительно усилились после Шестидневной войны. В 1968 г. Гольдман не выставил свою кандидатуру в президенты Сионистской организации, а в 1978 г. перестал быть президентом Всемирного еврейского конгресса.

Тем не менее он продолжал активно выступать в печати и с трибуны в США и странах Европы, все с большей настойчивостью утверждая, что нейтралитет и территориальные уступки укрепят международное положение Израиля и благотворно скажутся на развитии израильского общества. Эта деятельность Гольдмана, особенно после Войны Судного дня и соглашений в Кемп-Дейвиде, вызвала резко отрицательную реакцию широкой израильской общественности и значительной части мирового еврейства.

Деятельность и взгляды Гольдмана нашли отражение в его книгах «Поколение крушения и восстановления» (1964), «Автобиография» (1969), «Куда идет Израиль» (1975) и других, изданных на английском, французском, немецком, идиш и иврите.


Рецензии