Христианство и меннониты гл. 23
Эпиграф: Костер давно догорел, но воздух все еще пахнет сгоревшей
листвой…
Примечание авторов: Не все персонажи произведения вымышлены, совпадения с
реальными людьми - не случайны.
Россия, немецкая колония в Мелитополе, семья Зудерманн…
В этот же день по окончании ужина Катя спросила:
- Папа, что это за праздник – день Святой Люции?
- Не знаю. У нас такого праздника нет, - ответил Франц Зудерманн.
- А почему?
- Потому что мы – меннониты. А этот праздник, вероятно, католический. С чего это вдруг он пришел тебе на ум?
- Петер о нем сказал, - ответила Катя.
- Интересный человек этот Петер, - заметил Вилли. – Учености ему не занимать. И все в его голове так аккуратно по полочкам разложено!
- Так он же финансист. Пошел по стопам своего отца, - вступил в разговор Яков.
- В этом великая мудрость, когда дети наследуют дело отца, - заметил Франц.
- А что Петер сказал тебе про день Святой Люции? – полюбопытствовала у Кати Аделина.
- В этот день, 14 декабря 1287 года, в Голландии произошло страшное наводнение, - сообщил мне Петер. Он думает, что и наши предки могли от него пострадать, - ответила Катя.
- Вполне возможно, - согласился отец.
Вся семья осталась за столом и включилась в разговор.
- А разве в Голландии в 1287 году уже был католицизм? – спросил Саша.
- Да, думаю, к этому времени уже произошла христианизация язычников Северной Европы, и древних германцев, в том числе.
*** Древние герма;нцы (лат. Germani) — группа родственных народов (десятки
племён), принадлежавших к индоевропейской языковой семье и занимавших к I
веку обширную территорию между Рейном и Вислой от запада к востоку, Дунаем
на юге и Балтийским и Северным морями на севере, а также южную Скандинавию.
Христиа;нство (от греч. ;;;;;;; — «пома;занник», «месси;я») —
авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа,
описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета - это
Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христианство — крупнейшая
мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд,
так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира
есть хотя бы одна христианская община.
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в
контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена
Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и
средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно
благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество
последователей среди других народов («язычников»). До V века
распространение христианства происходило главным образом в географических
пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения,
вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го
тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV
вв.) — также среди балтийских и финских народов.***
- Все, обращенные в христианство народы, стали католиками? – удивилась Аделина.
- Нет, дочка. К 1054 году христианская церковь разделилась на несколько ветвей, и каждый народ избрал себе конфессию, соответствующую его духу. Но процесс этот шел довольно кровавым путем.
***Поводом Великой схизмы (церковного раскола) 1054 года послужил спор из-
за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что
греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх
Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе.
Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским
патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер.
Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом
Гумбертом. Патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения
латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких
ересях, а 16 июля 1054 г. самовольно объявил анафему патриарху и его
последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением
(воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 г.) и анафемой на всё
посольство. Таким образом, это была очередная схизма, далеко не сразу
осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.
Действительное разделение церквей было длительным процессом, проходившим
на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась
в возраставшем различии экклезиологических традиций. Процесс
сопровождался длительными и жестокими крестовыми походами.
Кресто;вые походы — серия военных походов из Западной Европы, направленных
против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение
Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-
сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в
христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и
антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения
политических задач пап.
Германский крестовый поход 1096 года был частью Первого крестового похода,
в которой крестьяне с французскими и немецкими крестоносцами устроили
погром еврейской общины. Хотя антисемитские настроения существовали в
Европе столетиями, Германский крестовый поход был первым случаем массового
преследования евреев. Папа римский Урбан II осуждал насилие против евреев
и призывал его остановить.
Проповеди Крестового похода породили в Европе вспышки антисемитизма. В
некоторых частях Франции и Германии евреи были восприняты такими же
врагами, как и мусульмане. Именно евреев считали виновными в распятии
Христа. Огромное количество народа считало, что нет необходимости уезжать
за тысячи километров, чтобы бороться с неверными, когда те есть совсем
недалеко от дома.
Се;верные кресто;вые похо;ды (Балтийские крестовые походы) — это войны
(1198—1411) немецких, датских и шведских рыцарей против финских племён
(финнов, ливов, эстов), славян (бодричей, поморян, лютичей), балтийских
народов (пруссов, литовцев, куршей, земгалов и жемайтов) с целью
распространения католичества и искоренения язычества, а подчас и самих
язычников.
Иногда к Северным крестовым походам относят военные кампании шведских и
германских рыцарей против православных русских княжеств. Северный
крестовый поход официально начался в 1193 году, когда Папа римский
Целестин III призвал к христианизации язычников Северной Европы, хотя ещё
до этого скандинавские королевства и Священная Римская империя уже вели
военные действия против северных народов Восточной Европы.
Ветви христианства:
Католицизм
Православие
Протестантизм
Протестантизм
Адвентисты Седьмого Дня
Адвентисты-реформисты
Англиканство
Баптизм
Евангельские христиане
Кальвинизм
Квакеры
Лютеранство
Меннонитство
Методизм
Пресвитерианство
Пятидесятничество
Харизматические течения (неопятидесятничество).***
- А почему мы не стали, католиками папа? – снова спросила Аделина.
На этот раз ей ответила мама:
- Потому, видно, что наши предки были свободолюбивы и противились всякому насилию. У них было свое понимание мира, и в эпоху разделения христианской церкви они стали протестантами.
- Протестовали против Бога? – удивилась Аделина.
- Нет, - улыбнулась мама Тина. – Просто у них были свои варианты мироустройства.
*** Самые ранние этнографические сведения о германцах сообщил Юлий Цезарь,
покоривший к середине I в. до н. э. Галлию, в результате чего вышел к
Рейну и столкнулся в сражениях с германцами. Римские легионы к концу I в.
до н. э. продвинулись до Эльбы, и в I веке появились труды, в которых
подробно описаны расселение германских племён, их общественное устройство
и нравы.
О верованиях германцев Цезарь пишет так:
"У них нет друидов [жрецов у галлов], руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали".
Тацит, писавший примерно 150 лет после Цезаря в конце I века, фиксирует заметный прогресс германского язычества. Он сообщает о большой власти жрецов внутри германских общин, а также о богах, которым германцы приносят жертвы, включая человеческие. В их представлении земля родила бога Туистона, а его сын бог Манн породил германцев. Они также чтят богов, которых Тацит назвал римскими именами Меркурия, Марса и Геркулеса. Кроме того германцы поклонялись различным богиням, находя в женщинах особый священный дар.
Разные племена имели свои особые обряды и собственных богов. Воля богов определялась при помощи гадания на деревянных плашках с вырезанными на них знаками (будущими рунами), по голосам и полёту птиц, по ржанью и фырканью священных белых коней. Богам не строили храмов, но «посвящали дубравы и рощи». Для предсказания исхода войны применялись поединки избранных соплеменников с захваченными представителями противника.
Развитая скандинавская мифология, представляющая собой древнегерманский северный эпос, записывалась с XII века и создавалась во времена Великого переселения народов или позже. Сохранившийся древнеанглийский эпос (Беовульф, Видсид) не содержит описаний духовных воззрений его персонажей.
Скудные сведения древнеримских авторов о языческих представлениях древних германцев почти не пересекаются с мифологией значительно более поздней эпохи викингов, к тому же записанной уже после обращения к христианству всех германских народов. В то время как христианство арианского течения стало распространяться среди готов в середине IV века, в Скандинавии язычество сохранялось до XI века.***
- Скажу больше, - продолжил рассказ жены Франц, - в XVI веке великие реформаторы Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение народа против духовной монополии католицизма, которое получило название «протестантизм». Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои варианты решения духовных проблем и обеспечения религиозных потребностей верующих.
***Меннони;ты — одна из протестантских деноминаций, получившая название
от своего основателя, Менно Симонса (1496—1561), голландца по
происхождению.***
- Мы с мамой переняли веру своих отцов, а вы унаследовали менонитское учение от нас. А вот-ка сейчас я задам вам несколько вопросов, чтобы убедиться, как крепки вы в своей вере, - сказал отец. – Что знает наш Саша о Менно Симонсе?
- Менно был сельским католическим священником, - уверенно начал Саша.
***О его воспитании сведений не сохранилось. По собственному его
признанию (в автобиографии), не отличался благочестием и любил светские
развлечения. Он не был учёным богословом, но свободно писал на латинском
языке. Во время Реформации он читал произведения многих реформаторов, в
том числе Мартина Лютера.
Менно принял главные пункты анабаптистского вероучения. Однако он отверг
политическое, воинствующее назначение церкви в мире, которое утверждали
проповедники анабаптизма Мюнцер и Иоанн Лейденский. Менно даже написал
резкое сочинение против Иоанна Лейденского и его притязаний на царство.
Приняв перекрещение и рукоположение от одного из анабаптистских
«апостолов», Обби Филипса, Менно выступил в качестве «странствующего
проповедника». Вскоре он организовал обширные общины в Фрисландии,
Кёльне, южной Германии, Мекленбурге, а в 1543 году принял на себя звание
епископа всех меннонитов.***
- А какие же духовные трактаты принадлежат самому Менно? Катя готова ответить?
Катя не затруднилась с ответом: она всегда была прилежной ученицей.
*** После богословского состязания с одним из учеников Лютера, Иоанном
Лоска, Менно издал два сочинения: «О вочеловечении Спасителя» и «О
крещении».
Результаты собора, созванного им для рассуждения о церковной дисциплине
меннонитов, Менно изложил в сочинении: «Об отлучении от церкви
Христовой».
В Прибалтике Менно написал свое главное догматическое сочинение — «О
Троице», в котором утверждает, что взаимное отношение лиц Святой Троицы
составляет тайну, предмет верования, а не рассуждения.***
Отец был доволен ответами.
- Может быть, Вилли назовет нам характерные черты вероучения меннонитов?
Едва уловимая тень недовольства мелькнула на лице Вилли. Мелькнула и тут же бесследно исчезла: сын не может ослушаться воли отца.
- Первое, - произнес он, - ***ожидаемое восстановление в мире царства Божия произойдет через основание и распространение на земле церкви чистой и святой.
- Второе, принятие авторитета Библии, как главного источника вероучения. Обычно принимается её буквальное толкование.
- Третье, свобода личного понимания в области верования.
Эти слова произносить ему было особенно приятно.
- Четвертое, евхаристия трактуется символически, как благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры, а не как таинство (как в кальвинизме).
- Пятое, крещение совершается только над взрослыми (как в баптизме).
- Шестое, судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются.
Меннонитство отличается «миролюбивым и умеренным» характером. Никогда
не призывает к насилию и злу. Заставляет задуматься о смысле всей
жизни вообще, о самосовершенствовании и развитии своей души. Меннониты
являются одной из первых религиозных групп, введших пацифизм в рамки
вероучения.***
- А теперь Яков сообщит, как организовано церковное устройство у меннонитов. Не позабыл в Германии?
- Нет, - улыбнулся Яков.
***В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся
община существует независимо от других. Именно община избирает своих
духовных наставников и проповедников. Для решения дел, касающихся
целой общины, созывается «общее церковное собрание», постановления
которого утверждаются «конвентом духовных старшин». Конвент является
представителем общины перед правительством.***
- Ну, вот, дети, простые истины нашей религии. Кому-нибудь тесно в рамках нашей веры? – спросил Франц.
Все молчали.
- Может, Аделине не хватает католических праздников? Или еще что-нибудь не нравится?
Аделина вспыхнула.
- Мне не нравится, что некоторые считают нас сектантами, как русских старообрядцев. И еще «чашниками» обзывают.
- А ты не общайся с такими «некоторыми», - посоветовала мама Тина. – И что плохого в том, что у тебя есть своя отдельная чашка?
Аделина с интересом взглянула на свою голубую чашку, которую в волнении крутила на столе.
- Разве об этой чашке речь идет? – удивилась она.
- Да конечно! – рассмеялась мама. – Обычай иметь индивидуальную посуду возник в среде меннонитов в давние времена, когда в Европе свирепствовали такие страшные инфекционные болезни, как чума, холера, оспа, а о гигиене еще ничего не знали. Сколько жизней сохранилось в многодетных семьях во время эпидемий благодаря просто личной чашке!
- Да?!
- Да! А глупые люди усмотрели в этом какой-то индивидуализм, замкнутость, обособление от других.
- Не водись, Адель, с глупыми, ага? - заметил Саша, - И помни: с кем поведешься – от того и наберешься.
Ужин закончился в приятной семейной обстановке.
*** материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Свидетельство о публикации №212070801020