Маленькая книжка, о большой силе речи

Введение
“Ничего нельзя сказать такого,
что не было бы сказано раньше”.
 Теренций
“Заговори, чтобы я тебя увидел”.
Сократ
Знаете, наверное, стоит согласиться со словами Михаила Литвака, «не пойму как так получается, что, когда я обдумываю что-то, то вроде бы все ясно, но как сажусь писать, но не могу выдавить из себя ни строчки…».
Действительно, со мной происходит тоже самое, я более нескольких дней потратил на то, чтобы попытаться начать излагать свои мысли. Вот сижу и обдумываю все то, что хочу изложить, все то - с чего хочу начать, но стоит только взять в руки авторучку или сесть за компьютер, как тут же все мои мысли начинают рассеиваться или начинают смешиваться в какой-то каламбур. И я, наверное, еще много дней бы сидел и мучился, если б случайно (а может это был какой-то знак свыше) не прочел великолепное высказывание Конфуция: «Достаточно, чтобы слова выражали смысл». И вот сейчас, когда все мои мысли выстроились в нужном порядке, я, пожалуй, начну их излагать.
Мы знаем большое количество высказываний известных писателей и мыслителей о роли языка в жизни человека. И из этого огромного множества, давайте выберем слова К.Г. Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык… всегда ли мы обращаемся с этим языком, так как он этого заслуживает?».
А ведь на самом деле это высказывание заставляет глубоко задуматься над тем, что «всегда ли мы обращаемся с этим языком, так как он этого заслуживает?». Если вы, все же, не поняли смысла этого высказывания, то, пожалуйста, не поленитесь и прочитайте его еще раз более медленно, внимательно и постарайтесь вникнуть в каждое слово.
И с тех пор как я впервые прочитал, это прекрасное выражение, я ежедневно стал присматриваться к своей речи, к речам окружающих себя людей, наблюдал за речами многих людей, с которыми мне приводилось общаться или просто слушать. Мне было интересно знать, правильно ли я говорю, правильно ли конструирую свою речь, как убедить человека в моей правоте или как склонить людей к моим убеждениям и т.п. Вскоре я стал изучать книги известных философов, психологов, лингвистов, знаменитых ораторов, знакомился с пособиями по риторике, по психологии общения и обо всем, что связано с речью людей.
И, знаете, я был шокирован… Шокирован тем, что многие люди, в том числе и я, делают грубые и не простительные ошибки в своей речевой коммуникации, иногда не подобающе обращаются к человеку. Многие из нас не совсем понимают всех выразительных качеств языка, недостаточно четко понимают, как мы говорим, что мы говорим, подобрали ли правильно интонацию, внятно и доступно ли изложили свои мысли. Ведь мы должны все это осознавать и применять все эти качества при общении с людьми. Так как недопонимание и не осознание построенного предложения могут привести к бурной реакции одного из собеседников. По моему мнению, мы должны отдавать большое предпочтение к интонации и выразительности языка, на котором мы говорим.
Ведь выразительность речи усиливает эффективность самой речи, так как яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие, как на разум, так и на чувства, воображение слушателей.
Изучив некоторое количество произведений касающихся риторики и культуры речи, и обнаружив, что их еще около тысячи, а может даже и больше, мне в голову пришла идея, а почему бы не соединить все лучшее в одной книге. В книге, где, по моему мнению, будет все лучшее, свежее и новое, которая будет понятна человеку любого возраста и образования. И я взялся за смелость написать такую книгу. Мне кажется, что не каждый человек захочет изучать огромное количество произведений касающихся риторики, хотя каждый второй человек нуждается в наставлении, и многие бы из нас хотели бы улучшить свои способности говорить ясно и красиво, умело и настойчиво излагать свою точку зрения. И именно по этому, Дорогой читатель, я решил написать эту книгу, которую вы сейчас держите в руках.
В этой книге, я решил в краткой и доступной форме изложить изученную мною литературу известных авторов и мыслителей, а также в эту книгу войдут мои собственные наблюдения и убеждения.
Чтобы в совершенстве владеть речью, как это делали многие ораторы и не допускать каких-либо ошибок, которые могут привести не известно к каким последствиям, нам необходимо владеть в совершенстве языком, на котором мы говорим. Нам нужно знать о выразительности языка, об этике речи и т.д. Знать все то, что тесно связано с речью и языком.
Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. В последние годы существенно обогатился состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.
Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку "пиар" решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, приведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины. Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. Впрочем, подобным же образом многие авторы пишут о том, что "связи с общественностью" имели место еще в античное время, переосмысляя классические учения о речи на новый лад.
Познав хотя бы часть всех этих тайн и наук, мы научимся говорить красиво, четко, выразительно и научимся правильно мыслить, ведь как говорил В. Гюго «от полноты мысли зависит богатство речи».
Данная книга в частности написана для тех, кто хочет усовершенствоваться в навыках, говорить умело и красиво, быть интересным собеседником.  Для тех, кто хочет, повысить свой интеллектуальный уровень, или просто интересуется риторикой, но не хватает времени, чтобы читать огромное количество литературы популярных мыслителей и ораторов.
Дорогие читатели, надеюсь, что эта книга окажет значительную помощь многим из вас. Поможет освоить ораторское мастерство, приобрести навыки управления аудиторией, добавить новые краски в свою речь и общение. А также овладеть искусством блестящего рассказчика, умением говорить увлекательно, развить красноречие и личное обаяние. Искусство речи – это инструмент успеха и воздействия, это эффективность и эффект, впечатление и привлекательность, успех в общении и карьере.  В общем, буду надеяться, что, написав эту книгу пользуясь мудростью мудрых, я смог кому-то помочь в достижении своих целей и в усовершенствовании навыков «умело говорить».

Глава 1. Культура речи
Следите за своей речью, от
нее зависит ваше будущее.
В.Шекспир

Все наши мысли выражаются посредством языка и языковых единиц. Язык, как система реализации только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение – быть средством общения. Существует множество высказываний и трактовок, определяющих нашу речь.
Так давайте же, попробуем определиться с тем, что такое вообще «речь»?!
Речь – это последовательность единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностью передаваемой информации. Но речь – это не только средство выражений мыслей и чувств, это постоянная реклама наших способностей, нашей работы над собой.  Ведь  речь человека - это своеобразный знак, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень, как он относится к людям и родному языку.
От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий изложить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное влияние на слушателей. Ведь речь может быть доходчивой или неясной, правильной или небрежной, уместной или неуместной, логичной или нелогичной, выразительной или сухой, богатой или бедной, самобытной или штампованной, убедительной или неубедительной.
Речь, прежде всего, должна быть яркой, т.е. стимулирующей воображение, эмоциональной, т.е. апеллирующей к чувствам и искренней, т.е. демонстрирующей убежденность говорящего.
Еще Вильям Шекспир в свое время предупреждал молодых: «Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее». Действительно, если человек владеет своей речью, если умеет говорить доходчиво, логично и убедительно, - он легко устанавливает контакты с людьми, уверенно чувствует себя во всех жизненных ситуациях; у него удачно складывается карьера; он добивается успехов во всех своих делах, он всегда лидер, всегда – ведущий.
Человеку же, не умеющему говорить грамотно, уважительно и убедительно, суждено быть во всем только ведомым. Жить ему намного труднее: он чувствует себя скованным, ущербным; почти всегда терпит поражения; у него намного меньше друзей, да и карьера складывается гораздо труднее…
Все наши внутренние эмоции по отношению к какому-либо человеку в момент общения помимо нашей воли видны и слышны. В основном – видны, знаковые системы, то есть язык человеческого тела: мимика, жесты, выражение лица, поза, глаза, движение рук и т.д. Поэтому если на фоне вполне разумной целевой установки мы испытываем к человеку недобрые чувства, во время речевой коммуникации эти чувства будут заметны. Если мы принесем человеку зло, то все равно в качестве реакции получим ответное зло (если не сразу, то через какое-то время). Адресуясь к человеку, следует поставить себя в позицию слушающего и задаться вопросом: «А хотел бы я это услышать?». Значительная часть наших речей будет «забракована» потому, что очень часто намереваясь, что-то сказать другому, сами бы мы услышать это не захотели. Очень простой, и, увы, распространенный пример.
И для того, чтобы нам было легко и непринужденно общаться с людьми, заводить новые знакомства и т.д., нам нужно быть честными, рассудительными и уравновешенными. И, конечно же, нам необходимо знать и учиться культуре речи.
А что же это такое? Сейчас мы с вами и попробуем разобраться в этом.
Культура речи понимается, как умение использовать в конкретной ситуации такие языковые средства, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативных задач. Это употребление единственно нужных слов и грамматических конструкций в каждом конкретном случае.
А вот так, Соколов В.В. в своей книге «Культура речи и культура общения», определяет понятие «культура речи», как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
В лингвистике же, культура речи определяется как мотивированное употребление языкового материала, как использование в определенной ситуации языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и цели высказывания; это использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае. Только “ когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он и начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее” (Щерба Л. В.). Поэтому ораторская культура требует умения передавать мысли средствами языка не только правильно, но и точно, выразительно. 
О культуре речи написано много работ, таких как:  «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» (Д. Карнеги), “ Основы культуры речи” Б.Н.Головина, “Культура речи -культура поведения” В.В.Колесова, “Культура речи. Ораторское искусство” .П.Богачева и др.
 По отношению каждого человека к своему языку можно судить о его культурном уровне. По нашей речи наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь создает портрет говорящего, раскрывает личность. Речь человека - это своеобразный знак, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Поэтому необходимо учиться культуре речи.
Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления и сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет к фактическим ошибкам. Поэтому практически каждый говорящий должен в какой-то мере задумываться не только над тем, что он говорит, но и как говорит.
Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм.
 Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
 Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.).
 Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.
Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаётся также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.
 Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.
Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.
На мой взгляд, самым главным качеством «хорошей» речи является выразительность, и именно поэтому я посчитал нужным посвятить следующую главу именно этому аспекту.
Глава 2. Выразительность речи
У кого речь слаще, у того и благожелателей больше.
Кей-Кавус

Выразительность речи это одна из актуальнейших проблем нашего  общества. Научные исследования, проведенные в  2001 году академиком  Л.Н.  Глученко, показывают, что у 80% граждан РФ имеющих высшее  образование, остро стоит вопрос о совершенствовании выразительности своей речи. Но для того, что бы целенаправленно действовать, с целью  улучшить свою речь, надо её осознавать как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой оно предназначено. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи.
Речевой опыт всего человечества не оставляет нам возможности сомневаться в том, что речевая структура, ее особенности и свойства могут будить чувства и мысли людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основания называть ее выразительной. Речевой опыт каждого из нас говорит о  том, что  по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.
Существует немало условий, от которых зависит выразительность речи, но мне бы хотелось выделить самые основные, на мой взгляд, условия. Ниже приведены пять основных условий, от которых по моим наблюдениям и зависит выразительность речи:
; Самостоятельность мышления, деятельности сознания автора, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны и глубоко осмыслены. Если думать только по шпаргалке, а чувствовать по шаблону и стандарту, не удивляйтесь тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности;
; Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит (пишет), к тому, что он говорит (пишет), и к тем, для кого он это делает. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску;
; Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке, а так же, это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения;
; Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей. Так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка;
; Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь. Помимо этих навыков необходимо систематически и осознанно читать образцовые тексты (художественную, публицистическую, научную литературы), проявлять пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно.
Еще со школы мы знаем, что к выразительности речи относятся тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Но, выразительные возможности нашего языка этим не ограничиваются; в речи любого человека средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней, даже отдельный звук, а также к таким средствам относится язык тела (это невербальные средства: мимика, жесты, пантомимика). Эти средства также называются паралингвистическими (нелингвистические).
Паралингвистические средства наряду с лингвистическими средствами очень сильно способствуют к выразительности устной речи. Они усиливают оттенки эмоциональной окраски наших слов, дополняют интонацию, подчеркивают необходимые смысловые части высказывания, иллюстрируют выраженную словами мысль. Основное назначение невербальных средств – является уточнение мысли, ее оживление и усиление эмоционального звучания речи.
С полной решительностью мы можем выделить два типа паралингвистических средств: общие и индивидуальные.
; Общие – специфичны для всех носителей языка, например, согласие может сопровождаться движением головы сверху вниз, отрицание – движение головы из стороны в сторону, требовательность и настойчивость – движением кулака сверху вниз и т.д.;
; Индивидуальные – они же различны у всех людей, даже у представителей одной и той же национальности: каждый человек находит свой жест, свои телодвижения и также у каждого из нас индивидуальное выражение лица.
Жесты являются неотъемлемой частью ораторской речи, где они используются как средство воздействия на слушателей. Не случайно жестам в ораторском искусстве посвящались специальные главы в различных произведениях риторики, начиная с античных времен.
Нужно запомнить, что паралингвистические средства выразительности речи должны быть разнообразны, умеренны и непроизвольны; когда они соответствуют душевным побуждениям говорящего, содержанию высказывания. Чрезмерная выразительность лица, частое повторение одних и тех же жестов, их однообразие, механические телодвижения, так же как и надуманность, искусственность жестов, их несоответствие смыслу сказанного раздражает слушателей, отвлекают их от содержания речи.
Умелое использование лингвистических и паралингвистических средств выразительности способствуют индивидуализации речи, ее яркости, самобытности, что в свою очередь, вызывает интерес к личности автора, усиливает внимание к содержанию его высказывания.
Следует помнить, что выбор средств речевой выразительности так же, как и выбор языковых средств вообще, определяется сферой общения, ситуацией и целью. В каждом из функциональных стилей выразительность достигается с помощью разных языковых средств, отбор и организация которых, их функциональная активность определяется специфическими особенностями того или иного стиля. Так, ярким средством выразительности в разговорном стиле является интонация, поскольку данный стиль реализуется главным образом в устной форме. Немаловажную роль играют здесь и паралингвистические средства.
В качестве выразительных средств в литературно-художественном и публицистическом стилях широко используются тропы, стилистические фигуры, языковые единицы с эмоционально-экспрессивной окраской. Что в максимальной степени способствует реализации одной из основных функций этих стилей. Стремление к выразительности в публицистике (особенно в газетной) нередко превращается в свою противоположность - является одной из причин порождения штампов, так как необычное слово, выражение, конструкция, удачные с точки зрения критериев выразительности, подхватываются многочисленными корреспондентами и в результате частого употребления (иногда неуместного) очень быстро утрачивают свою новизну, образность, превращаются в речевые стандарты, например, употребление в настоящее время сочетаний типа белое золото, справлять новоселье, цех здоровья, люди в белых халатах и т.п. Штампы, шаблоны, злоупотребление профессиональной лексикой на страницах газет ослабляют мобилизующую силу слова, его общественное воздействие.
Для научной же и официально-деловой речи употребления таких единиц не характерно, так как они не способствуют точности изложения. Выразительность научной речи достигается благодаря наиболее подходящему с логической точки зрения расположению слов, словосочетаний, предложений и целых частей высказывания, благодаря четкости, строгости, ясности синтаксических конструкций, точности и логичности изложения. Изобразительно-выразительные средства могут использоваться в научно-популярном подстиле, в произведениях гуманитарных наук.
Глава 3. Пирамида общения
Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.
Цицерон

Вы никогда не задумывались над тем, как проходит наш процесс общения? Если попробовать прислушаться, как протекает процесс общения, то можно заметить, что у разных людей он проходит по-разному, все зависит от того кто и с кем разговаривает (взрослый и ребенок, ученик и учитель, подросток со сверстником, начальник и подчиненный и т.д.), и каков у каждого уровень образования. Но, на мой взгляд, существует некий «стандарт», к которому должны придерживаться все, независимо от возраста, положения и уровня образованности. И в этой главе, я хочу рассказать вам об этих стандартах общения.
И так, приступим.
С первобытных времен и до нашего времени приветствие – это неотъемлемая часть общения. А говоря точнее его обязательный зачин. В толковом словаре слово «привет» - обозначает обращенное к кому-либо доброе пожелание, выражение дружеского расположения, солидарности. Это своеобразный жест уважения к человеку. Первые слова очень важны, они демонстрируют уровень культуры, вежливости человека, могут многое сказать о том, что человек представляет из себя.
Однако, зачастую приветствие говорит не столько о самом здоровающемся, сколько о его отношении к окружающим. Простое слово «здравствуйте», в зависимости от интонации, с которой оно произнесено, может свидетельствовать об уважении, безразличии, пренебрежении и даже любви к адресату приветствия. По первым словам можно определить формально общаются люди или у них установлены близкие отношения.
Здороваться можно по-разному: громко, тихо, эмоционально, рукопожатием, сдержанно – все зависит от ситуации. Главное здороваться, и здороваться с улыбкой и от чистого сердца, не зависимо от вашего отношения к человеку. Стоит помнить, что приветствие – это первый камень при построении пирамиды общения с другим человеком, ведь «каков привет, таков и ответ».
Вторым же камнем при построении общения, на мой взгляд, является зрительный контакт. Еще в школе нас учили, что нужно смотреть в глаза собеседнику. Подумайте с кем вам приятнее общаться: с человеком, который во время разговора изучает облака на небе, окружающие стены, или с тем, кто, разговаривая с вами, смотрит вам в глаза? Думаю, ответ тут будет очевиден. Так, и слушателям наших речей будет приятно, и они будут заинтересованы нами, если во время беседы мы будем смотреть им в глаза. Когда человек смотрит в глаза, мы видим, что он разговаривает именно с нами, а не со стенами. Это всегда греет душу.
Но сейчас, я хочу рассказать не о зрительном контакте с одним или двумя собеседнике, а о зрительном контакте с аудиторией. Почему-то многие из нас, когда дело доходит до презентации или выступлении с докладом, утыкаются в реферат и забывают о слушателях, ведь им нужно наше внимание. Слушатель, обделенный вниманием, будет все наше выступление составлять каверзные вопросы, которые потом с радостью выпалит. А ведь заинтересованность докладчика в аудитории куда выше, чем при рассказе анекдота приятелю. Так почему бы не показать, что наши слушатели нас интересуют, что мы заинтересованы во всех них и в каждом.
Перед тем, как начать выступление, необходимо выдержать паузу. Используйте эту паузу для установления зрительного контакта. Вспомните артистов, выходящих на эстраду. Что они делают в первую очередь? Осматривают зал. Стараясь посмотреть на всех, и каждый зритель получает свою долю его заинтересованности. Не пропустите никого. Помните рекомендацию Коровьева: «…хоть улыбочку… хоть малюсенький поворот головы…»  (М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»).
Не забывайте: нужно не осматривать зал со скучающим видом, а стараться заглянуть в глаза каждому присутствующему. Глаза – зеркало души, вот и наладьте прямой контакт с душами ваших слушателей. Я считаю, человеку, поддерживающему зрительный контакт с аудиторией, прощается многое. Не замечаются огрехи в выступлении, если он спотыкается, над ним не смеются, ему сочувствуют и тут же забывают о его неловкости.
Перемещайтесь по сцене таким образом, чтобы охватывать взглядом и края зрительного зала – с центрального места они попадают в «слепое пятно», и в результате именно там оказывается группа риска, которая после окончания вашего выступления задаст самые неприятные вопросы. Существует простое правило, согласно которому можно выбрать место для выступления таким образом, чтобы поддерживать зрительный контакт со всем залом. Следует встать так, чтобы между вами и крайними зрителями слева и справа в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Не бегайте глазами по залу. Беспокойный взгляд всегда производит отрицательное впечатление. Сделайте лицо как будто вы хотите сказать: «как я счастлив вас всех видеть», и с таким выражением спокойно поддерживайте зрительный контакт на протяжении всего выступления.
Следующим камнем нашей пирамиды является комплимент. Ведь с его помощью мы можем поднять настроение человеку, подбодрить его, поощрить, сделать своим союзником или другом. Но комплименты бывают разные, и для того, чтобы сделать хороший комплимент, надо знать несколько приемов. Существует много разных комплиментов, но я хочу рассказать о самых главных комплиментах.
Есть прямые комплименты, которые прямо указывают на достоинство человека («Как ты сегодня красиво выглядишь», «Какая у тебя красивая прическа»). Для того, чтобы сделать такой комплимент, просто внимательно посмотрите на человека и отметьте именно то, что вам больше всего искренне понравится в нем.
Один из лучших комплиментов – это комплимент с юмором. «Какая ты красивая! Прямо как я!». А можно немного напугать собеседника, а потом сделать комплимент: «Я возмущен. Почему ты так все прекрасно сделала, что даже я так не смогу?», думаю, что человеку будет очень приятно услышать такие слова.
Бывает так, что мы не знаем, как наш собеседник воспримет комплимент, и в этом случае подходит косвенный комплимент, от которого было бы невозможно устоять. Говорить нужно не о самом человеке, а о своих чувствах к нему. («мне нравиться с тобой общаться», «Рядом с тобой я чувствую себя спокойно»). Сказать человеку: «Вы красивы» слишком рискованно. Лучше сказать: «У вас красивые глаза; доброжелательная улыбка; мужественная фигура и т.д.». Это ни к чему не обязывает, но и указывает на то, что вы очень внимательный человек.
Очень важно, с какой интонацией вы произносите тот или иной комплимент, давно ли знаете человека. Нужно замечать в людях позитивное и тогда не только мы будем дарить комплименты, но и нам люди будут делать приятное.
 Четвертым камнем в нашей пирамиде является юмор. Не каждый человек умеет хорошо пошутить, но порой умело и юмористично высказанная шутка надолго оставляет нас в памяти собеседника, или же помогает избежать ненужных споров и ответов на вопросы, на которые мы не желаем отвечать. Так что же такое шутка?
Шутка – это текст или высказывание, содержащие нечто смешное, а смешным же называется то, что вызывает у определенного человека или группы людей улыбку или смех. В основе любой шутки лежит парадокс – сопоставление несопоставимого. И в шутке должен быть объект критики или насмешки, бытовая или общественная актуальность какой-либо ситуации. Объект может быть любой – теща, президент, литературный герой и т.д. Так же можно высмеять и какое-либо явление в целом. Но надо знать меру, ведь шутка должна быть уместной. Надо помнить, что над святым для людей смеяться нельзя! И самое главное в шутке должна быть новизна: над старыми шутками мало кто смеется.
Американские ученые нашли объяснение тому, что запомнить изысканную шутку сложнее, чем простую, примитивную. Эффект шутки по данным их исследований, зависит от того, насколько неожиданной является концовка. Поэтому ключевая фраза запоминается легко за счёт эффекта неожиданности, а предшествующая ей часть истории быстро забывается, вот почему многие не в состоянии пересказать полностью услышанную новую изысканную шутку. Простые же шутки предсказуемы от первого до последнего слова, поэтому люди смеются автоматически, просто потому, что ожидают заранее удачной концовки.
Пятым и последним камнем пирамиды общения будет – сквернословие. Вы только не подумайте, что я призываю вас использовать маты в нашей с вами речи, наоборот я призываю искоренить их речи. Гнилые, извините за выражение, «матерные» слова – печальная примета нашего времени. Некоторые сегодня матом уже не ругаются, а разговаривают, общаются между собой.
Как же победить сквернословие, страшный вирус современности? За нецензурные высказывания в общественном месте по Уголовному кодексу Советского Союза полагалось наказание – 15 суток ареста. «Законодатель, – писал древнегреческий философ Аристотель, – должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков». Но, конечно, одним наказанием с этой проблемой не справиться.
И для этого, я считаю, что человек должен больше уделять внимания своему культурному и нравственному воспитанию. Думаю, что нужно больше посещать музеи, театры, больше уделять внимание старым классическим фильмам и литературным произведениям.
    
ЭПИЛОГ

Речь нуждается в захватывающем начале
 и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора
 является максимальное сближение этих двух вещей.
Честертон Г.

Ну что же, на этом мы с вами остановимся. Конечно, существует еще много правил, и отраслей о нашем  красивом и великом языке и речи, ведь проблема языка и речи – одна из наиболее важных в современном мире. Но в этой небольшой книжечке, я рассказал о самых главных аспектах, на мой взгляд, которые способствуют говорящему выражаться красиво, логично, доходчиво, увлекательно, четко, а также уверенно держатся перед аудиторией.
В этой книге я старался в новом свете показать некоторые вещи, на которые мы зачастую вообще не обращаем внимание. И я надеюсь, что у меня это получилось, и возможно, она изменит вашу жизнь. Подобно тому, как она изменила мою.
И на последок, я хочу дать Вам некоторые советы для начинающего оратора:
; Хорошая публичная речь должна быть, прежде всего, содержательной, целенаправленной.
; Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной, как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.
; Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество — непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.
; Важнейшая особенность публичной речи — тесный контакт (общение) со слушателями, желание поделиться с ними своими мыслями и соображениями.
; Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.
; Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.
; Упорство, настойчивость и терпение — вот что, прежде всего, необходимо начинающему оратору.
; Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.
; Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между собой точки зрения различных авторов. Используйте, если это необходимо, словари и справочники.
; Составьте ясный и стройный план вашей речи по схеме: введение, главная часть, заключение.
; Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей и доказательств — берите для речи только самое существенное.
; Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.
; Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.
; Развивайте свои голосовые данные. Упражняйте и совершенствуйте речевой аппарат. Добивайтесь отчетливой и ясной дикции.
; Упражняйтесь в произнесении речей на самые разнообразные темы.
; Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.
; Не пропускайте гласных звуков.
; Не удваивайте и не утраивайте согласных.
; Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.
; Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.
; Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.
; Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.
; Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.
; Следите за своим произношением.
; При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.
Искусство речи — это инструмент успеха и воздействия, это эффективность и эффект, впечатление и привлекательность, успех в общении и бизнесе!
Общайтесь с радостью! Общайтесь красиво!
 


Рецензии