Как не любить эту землю памяти художника лапина

Уже не первый год в начале октября, когда иркутяне принимают
у себя фестиваль «Дни русской духовности и культуры «Сияние России», в доме литераторов по ул. Степана Разина проходит выставка талантливого, самобытного иркутского живописца, члена Союза художников России Владимира Лапина. Нынешняя экспозиция, к сожалению, организована уже без участия самого автора. Его жизнь оборвалась чуть более полугода тому назад. Безвременно, в расцвете творческих сил и таланта.

Множество красивых полевых цветов окружало Володю с детства. Понял еще мальчишкой, что петух встает вместе с солнцем, что он вечный вестник его восхода. Что восход солнца на заре – начало всех начал, и что не напрасно крестьянин рисовал петуха на ставнях – здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Что пахарь встает с первыми петухами и первыми лучами солнца.  И Володя  вставал ото сна и умывал лицо водой. Он понимал: вода является символом очищения и крещения нового дня. Все это впитал Володя  с молоком матери, с тихой ее колыбельной песней. Приходилось ему и за плугом ходить на утренней заре, и сено косить наравне со взрослыми, и с лошадьми управляться. Испил родниковой водицы в жаркую летнюю пору. Понял цену хлеба, добытого в поту. Осознал глубину и целостность русского характера, крестьянина, истинного хозяина земли русской. Через чистоту родников зачерпнул и оставил нам свое восприятие окружающего мира, поскольку он был и есть часть  нашей эпохи. Родился в послевоенном голодном году, в землянке, которую мать построила сама, отец отбывал срок за рассказанный анекдот про Сталина. И что гневить Бога или страну…Одни люди Родину защищали, шли на смерть ради жизни, другие доносы писали. Отец Володи воевал все долгих четыре года, освобождая землю от гитлеровской чумы, а от русской нечести и предателей не остерегся.
Вырос Володя в крестьянской семье  сильным выносливым и чистым ребенком. Никогда не болел, даже когда его укусил энцефалитный клещ, в девятилетнем возрасте, то крепкий организм поборол страшную болезнь. Володя еще мальчишкой освоил рисование, рисовал всем, что попадало под руку. И палочками на снегу и песке, и углем и мелом, и чернилами и глиной, и карандашами и красками, которые ему купил впервые его двоюродный брат. Рисовал портреты соседей. Мать радовалась таланту сына, узнавая на рисунках своих родных и знакомых людей. Позднее писал маслом копии с картин Шишкина и Айвазовского, которые долгое время висели на стенах в школе, где Володя учился. Красивым, статным, голубоглазым юношей, полным сил и уверенности, Володя поступил в Нижнетагильский институт. Закончив его педагогом, впитав русскую школу искусства от своих учителей, наставников, он сам стал  учить детей. 
Он родился и вырос художником. И, несмотря на сильный характер, натура его была тонкой и чувствительной. Полотна его произведений – яркие и запоминающиеся, как и полотно его судьбы – радужное и тревожное. Его отношение к прошлому, настоящему и будущему своей страны в  немалой степени предопределили его творческую манеру.
Художник Лапин ясно обращается к нашим чувствам, и мы, глядя на его картины, сопереживаем, надеемся и верим, как люди, которые смотрят на нас с его картин. Выходец из русской деревни, он пишет о Святой Руси и о людях, близких ему по духу. В полотнах его сохраняется идея, простота и величие формы. Все это можно рассмотреть даже при «плохом» зрении. Вот русская женщина, олицетворяющая матерь-человеческую. Что побудило художника написать эту картину – «Русское горе»? Боль ее – щемящая, как долгая заунывная русская песня. Понятна сердцу и дума ее. Рождает ясную в памяти молитву, ту самую, которую помним и шепчем мы: «Отче наш, иже еси на небеси. Да святится имя твое».
Увидев впервые эту картину в мастерской  у Володи, я заплакала слезами горести за наших бабушек и матерей, за  русских женщин, на долю которых выпало это горе. Это его баба Наталья, умер ее муж, Володин дед. Она прощается с ним у гроба, провожая в последний путь. Художник нам показывает скорбную фигуру женщины, убитой горем и потерей близкого, дорогого ей человека. Картина поражает своей правдивостью. Бремя и печаль еще не осознанны, горе случилось вдруг. Чувствуется внутренняя растерянность, и покорность судьбе, выпавшей на ее долю. Ушел безвременно  человек, с которым они прожили нелегкую жизнь. Судьба женщины – это судьба страны, всех наших женщин, вынесших невзгоды, выпавшие на их плечи. Это наше горе, общая беда. Но в тоже время это гимн женщине-матери, которая должна жить ради своих детей, выстоять, подняться, как Россия с колен.
Работу «Байкальские чайки», он писал в мастерской. Писал на заказ, московскому банкиру. Глубочайший смысл не скрыт, он виден в величии и мощи Байкала. А на гребне пенистых волн прелестные, гордые белые чайки, спутники морей и океанов, способные броситься в стихию сильных волн ради жизни и любви. Мы тогда жили в мастерской, только приехали в Иркутск, Володя похоронил своего сына. Мне кажется, он писал эту картину  в память о сыне, который погиб в пучине перестройки, оказавшись на гребне событий. 
На пустом месте ничего не вырастет и не созреет, должна быть почва.  Но как тяжела доля художника, когда он растет и утверждается. И надо быть сильным человеком, чтобы доказывать свое «я» в этом мире. Сколько великих умов сложили свои головы на поприще искусства. И только после их смерти начинают оценивать их творчество. Искусствоведы пишут историю искусства, подлинно же великих людей злой дух умерщвляет еще в преддвериях тайны…
Мы с Володей скупили все мешки из-под сахара, какие были в деревенском магазине.  Они были сшиты из грубого льна, мешковины, сотканной из суровых  ниток, с узлами и разной толщины. На таком грубом полотне, без грунтовки, Володя написал картину «Крестьянский двор». Грубые льняные нитки просвечивают через нанесенный маслом рисунок. Это такая милая сердцу картина,  ветхий дом и сарай, убогий двор и дряхлый, покосившийся забор. Бабушка, которая сидит за прялкой на крыльце. Деды доживали  последнее лето в этом доме, их должны были забрать к себе в город дети. Что хотел сказать и показать нам художник? Глядя на эту работу, думаешь о смысле жизни и о том, что жизнь продолжается в детях. В душу нам заронил художник каплю душевного покоя и вечности. Для этого, наверное, стоит жить и творить, чтобы пробуждать светлые чувства.
А как Володя пришел к написанию картины «Женская баня». Мучительно долго обдумывал и рассуждал вслух:
– Это должна быть деревенская баня, и должна быть натура, её надо до изнеможения напарить и писать прямо в бане, – говорил он, заранее представляя, как он работает кистью. – У всех художников жены были натурщицами, и ты будешь мне позировать.
Я долго не соглашалась, уговаривая, чтобы он написал меня в поле среди ромашек.  Но он убедил меня, что это будет очень красиво, баня – это чистилище тела. И все русские сказки начинались с бани. Говорил, что он много видел картин на тему, баня. Баня – это ритуал и традиция, русское гостеприимство, доверительность и расскрепощенность. Сначала, по русскому обычаю, баня, а потом  угощенье и разговоры.  Согласилась я  через год, как он подошел к идее писать баню, а не расставался он с этой мыслью года три. И вот, наконец, на третье лето после нашего венчания, мы вновь в Воеводском.  С утра  была натоплена баня. Володя напарил меня так, что тело мое покрылось нужной для  натуры краснотой или цветом, и  стал выбирать место, где я должна позировать. Для начала он попробовал посадить меня на лавку, потом предложил встать  на пол, затем залезть на полок. Он замучил меня одними приготовлениями к работе. Сам вспотел и покрылся краснотой, как натурщик. Он решил работать в предбаннике, поставил мольберт, сел на маленьком стульчике  и начал писать. Работа продолжалась часов пять над первой картиной из четырех. Каждые четыре дня Володя топил баню и парил меня по десять раз на дню. За время работы я похудела на пять килограммов. Позировала я первый раз в жизни, для меня это была такая тяжелая работа, каждые десять минут я вскакивала и разминала мышцы. Трудно замирать в одной позе, да еще когда поддадут ковшом воды на каменку.
В Бийске есть старая церковь. Это величавое белокаменное творение русских зодчих. Это есенинская Русь, старая намоленная церковь, с синими куполами, поднимающими свои кресты в бездонную голубизну неба. Мы были в этой церкви с Володей. Понимаешь вдруг святость и чистоту этих древних стен, и старинных икон и мысли приходят светлые, хочется низкий поклон совершить и замереть в нем перед святыней, перекрестив себя крестным знамением. Когда Володя писал эту церковь, был солнечный день, но вдруг погода испортилась, и  налетел сильный ветер, принес с собой серые облака, состояние природы менялось на глазах. А ведь художнику надо  настроиться и передать вековую твердыню этих стен и куполов.
Лапин на переднем плане рисует фигуры людей. Пусть люди посещают храмы, не как музей, а чтобы прикоснуться и проникнуться в веру. Чтобы жить с богом в ладу, верить  в торжество справедливости. Верить, что добро побеждает зло во всех его проявлениях.
Лошадей Лапин любил с детства, вырос, считай, на конном  дворе. Сколько прекрасных полотен посвятил он этим красивейшим, умнейшим животным. Неудержимая удаль, спокойствие и  величие, все присуще его «Белой лошади» на белом снегу. А «Масленица», где тройка лошадей с песнями и праздником волнует  кровь, раскрывает русскую душу, будоражит сознание. Тройка несется под гору,  в снежную даль, аж дух захватывает.
Есть у Лапина картина «Черемуха». Он писал ее у нас в Култуке, на Байкале на нашей скромной даче. Черемуха распустилась и расцвела весной в цветущее белое, кружевное великолепие.

Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

И действительно, у нас по огороду течет маленькая горная речка-ручей, в которую склоняются кусты смородины. И как эти Есенинские строки созвучны с картиной Лапина, живопись его проникнута светлой музыкой стиха. И торжество идеи – в написании черемухи, цветущей, нарядной, душистой. Существует связь природы и весны с настроением художника слова и художника кисти. И является целым и законченным в стихах и на полотне.
Отец его – фронтовик, прошел всю войну до самого Берлина без единой царапины, а погиб от бытового газа в мирное время, и мать погибла вместе с ним. Сын своего народа, Владимир много читал о войне и слышал рассказы отца. Он обращается к военной теме, большое полотно «Фронтовики» – это дань памяти павшим на полях сражений. Кончилась война, все рады победе, а фронтовик умер – дома, на своей земле. Его друзья, однополчане, обнажив седые головы, стоят около гроба, обветренные, жесткие лица, скупые  слезы. Сколько пришлось им хоронить  друзей на полях войны, но эта потеря горше…
Мечтал написать картину о подвиге женщины, потерявшей  мужа, сгоревшего в танке. Она хочет отомстить за мужа, поэтому садится в построенный на собранные средства танк, геройски погибает, защищая детей, поруганную свою землю от фашистов. Лицо женщины, ее фигура – образ всех матерей, в гимнастерке и пилотке, а вдали танк. Никто не в силах одолеть такую страну, где на защиту наравне с мужчинами встали женщины и дети. Рассказывая о подвиге Марии Октябрьской, Володя всегда плакал. 
А когда ему было невмоготу, он уходил от своих проблем. Брал в руки гармонь и играл в мастерской русские мелодии, очень любил песню «Там, вдали за рекой…».
Лапин пишет картину «Бедная Гадолейка». Он был в Тулуне с персональной выставкой картин и потом поехал в бедную деревню, иначе ее не назовешь. Увидел убогость и нищету русских деревень. Безысходность, полное отчаяние. Людей, которые трудились не покладая рук на полях в колхозах, отдавая последнее, чтобы выстоять в страшной войне. Теперь эти люди никому не нужны, уходят из жизни тихо, незаметно в заброшенных деревнях без дорог, без света. И вспоминают о них только накануне очередных выборов. Глядя на покосившиеся дома и дорогу, по которой не пройти и не проехать, представляешь гоголевскую Россию. А где же наши деревни, с которых должна возродиться Россия? Где наши искусствоведы-писатели? Что же они молчат? Кричать надо. Бить в колокола! Когда Россия воспрянет ото сна? Скоро защищать ее будет не кому. Споили всю Россию, занаркоманили и китайцами заселили. Отцы своих детей хоронят, как в страшную войну. Помолодели наши кладбища и опустели дворы. Лапин тоже похоронил своего сына.   Нет перспективы для наших детей в России.

На выставке в музее Шукшина в Сростках в дни Шукшинских чтений были представлены работы Лапина: одна из лучших его работ – «Первый снег», и пейзажи, которые он писал на Алтае. Широта без границ, простота и величие природы и земли русской на всех его полотнах. И, конечно, его картина «Шукшин с матерью», которую мы видели в первом зале. Эта картина заставила простых людей, земляков Василия Макаровича, подолгу смотреть на правду жизни и искусство художника, мастерки передавшего глубину мысли и широту души писателя. На картине мы видим Шукшина, который с матерью и со своими родными стоит и смотрит вдаль. Он приехал домой, чтобы поклониться земле, матери, перевезти дух. Буйство и простота привлекают нас в облике Шукшина на картине Лапина. Чувствуется сила в его руках, чистота его взгляда, уверенность.
Умер Лапин, большой мастер, крупный художник-живописец. Это большая утрата. Картины Лапина – это суть его дела, это разум его, внутренняя потребность высказаться – будут помниться долго, как стойкий запах цветущей черемухи…
 Одно лишь утешает: у него есть последователи – это его ученики. И произрастет зерно,  посеянное в их душах.


Рецензии