Школа ПО гл. II Радиопередача
-- Глава II. Радиопередача --
- Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в эфире ваш старый знакомый Александр Инбаль. И, наперекор прохладе и слякоти, Вас приветствует наша традиционная рубрика «Долгожданный гость».
Гость у нас с вами действительно долгожданный. Это незаурядная личность, достаточно известная, несмотря на то, что сам он излишней популярности абсолютно не ищет. Итак, сегодня мы встречаем здесь, в нашей уютной студии директора национального филиала международной образовательной ассоциации «Школа ПО» господина Эдвина Шварца.
Добрый вечер, господин Шварц, рады, наконец, видеть Вас нашим гостем! Вы, как и всегда в строгом костюме, в традиционном галстуке, оттеняющем Вашу седину! Прошу, устраивайтесь в кресле поудобнее, мы не желаем просто так отпускать Вас!
- Здравствуйте, Александр, и добрый вечер, уважаемые радиослушатели! Позвольте поблагодарить за приглашение поучаствовать в этой прекрасной рубрике. Должен сказать, что и Ваша радиостанция и Ваша рубрика доставляют мне немало приятных минут.
- О, спасибо, но позвольте спросить, если Вы настолько благоволите нашему радиоэфиру, отчего же два наших предыдущих приглашения были отклонены?
- Да, к сожалению… Что ж, ответ прост: виной всему занятость… Наша Школа ведёт довольно широкую образовательную деятельность! Но я был рад выкроить минутку и приехать на эфир, как только такая возможность появилась.
- Спасибо, господин Шварц. Прошу, расскажите хотя бы коротко нашим слушателям, что такое «Школа ПО», чем она занимается? Готовясь к программе, я пытался отыскать побольше информации о Школе в Интернете, но её там оказалось не так много! Всё ограничивается официальными сайтами с довольно скупыми сведениями… Пожалуйста.
- Ну, что сказать… Обычно именование «Школа ПО» читают как «Школа Поиска Оправданий». Что же касается информации о деятельности школы в глобальной сети, попечительский совет придерживается старого правила об отсутствии всякой рекламы и достаточно строгой информационной линии.
- Однако, в чём же суть деятельности Школы?
- Она проста, дорогой Александр…Мы помогаем людям стать счастливыми.
- О, господин Шварц!
- Прошу, зовите меня Эдвином, так будет удобнее.
- Эдвин, надеюсь, Вы не станете отрицать, что, пожалуй, три четверти, если не сто процентов всевозможных организаций провозглашают целью своей работы именно это! В чём же разница?
- Разница в том, что большинство Вами названных борется со следствием, а мы с момента основания учим наших студентов работать с причиной!
- Интересно. А разве она, причина несчастности, - универсальна? Мне казалось, причин столько, сколько на свете людей. Этому для счастья не хватает яхты, иному хороших ботинок, третьему, - раскрепощённой спутницы!
- О-о, это очень распространённая точка зрения, Александр! Но она, тем не менее, - в корне ошибочна. Если мы с Вами затратим чуть больше времени, чтобы по настоящему погрузиться в проблему, то со всей очевидностью увидим, что причина одна: люди почти поголовно порабощены комплексом вины.
- Простите?..
- Человек от момента рождения до момента смерти, постоянно, не переставая, чувствует себя виноватым. Причём, виновным в десятках и сотнях различных вещей, и это отравляет жизнь. Иногда меньше, иногда больше, иногда совершенно.
- Но как это понять? Допустим, лично я, например, не чувствую абсолютно никакой вины ни перед кем.
- Милый Александр, боюсь, Вы сильно преувеличиваете. Но это нормально, поскольку есть внешняя сфера проявлений, есть внутренняя, и нет никакой необходимости озвучивать для широкого круга то, что принято обсуждать только с самим собой.
- Поверьте, Эдвин, абсолютно нет! Чего же мне скрывать?
- Хорошо. Тогда, если Вас не затруднит, ответьте на один нескромный вопрос. За семь минут до эфира, когда радиоинженеры проверяли аппаратуру, а ассистенты поправляли наши с Вами шевелюры, Вы не услышали вопрос режиссёра, задумавшись о чём-то, и ему пришлось несколько раз переспросить, помните?
- Да, припоминаю…
- Я хотел уточнить у Вас: Чем же была вызвана Ваша задумчивость? Но условие, - если не можете ответить честно, просто скажите, что не хотели бы отвечать, иначе успеха мы в своём эксперименте не добьёмся.
- Нет, отчего же… Пожалуйста: я думал о том, что одновременно должен погасить перед банком следующую очередь кредита, оплатить счета владельцу жилья и телефонной компании. И было бы совсем неплохо, если эти господа как-то скоординировались, чтобы не требовать всех этих трат в одно и то же время!
- Вот как? Почему же Вы не попросите, допустим, одного, другого или третьего о более-менее длительной отсрочке? Или вообще, о «прощении» Вам долга до лучших времён?
- Даже не знаю… Однако, ведь мы договаривались, Эдвин, что я отвечу только на один вопрос! Тем более, что нашим слушателям, может статься, моя скромная личность и её финансовые перипетии не очень-то и интересны!
- Хорошо, хорошо, оставим Вас, и предположим, что аналогичные проблемы испытывает какой-то иной господин, - некий господин «Икс». Навряд ли Вы возразите, если я скажу, что господина «Икс» от всех этих шагов (мы перечислили всего два возможных варианта, а их можно назвать с десяток) останавливает стыд (а это и есть один из аспектов вины) выйти за рамки своего привычного социального статуса.
- Пожалуй…
- И это, Александр, не единственная вина, которую в данном аспекте испытывает этот господин. Ведь он не беден, у него наверняка есть сбережения, но, кроме неудобства потерять своё публичное лицо, его волнует единовременная трата из-за того, что сумма ощутимая. Видимо, если взять деньги на оплату из сбережений, отдалится цель, для которой откладывались средства. Цель, может статься, большая и важная. И не только лично для самого господина Икс. Но тогда кто же в этом виноват? Никто иной, как только сам господин Икс. Не правда ли?
- То есть человек находится в эдакой психоаналитической «вилке»: не заплатив, он испытывает моральные муки, а заплатив, - от моральных мук не освобождается, они просто становятся другими?
- Дело в том, что главным здесь является вовсе не психоанализ, а чистейшая практика. Дело в том, что каждый человек подспудно всегда стремится к определённой справедливости. Своё, личное понимание справедливости душа держит глубоко в тайном чуланчике. И каждую деталь попадающих в поле видимости событий, личность незаметно сравнивает с этим эталоном. И если человек понимает, что он действует верно, справедливо, пробивная способность, потенциал такого человека многократно вырастает. И наоборот, если он ощущает свою неправоту, его энергия при решении вопроса устремляется к нулю.
- Понимаю. То есть, Вы хотите сказать, что в случае нашего с Вами господина «Икс»...
- Его вина никому не видима, кроме него самого, это не вина преступления, не вина предательства, но она постоянно рядом, она беспокоит, она не даёт спокойно идти дальше, как микроскопический сор в обуви. И можно ли хоть на минуту ощутить себя счастливым, постоянно мучаясь миллионом зацепок разного рода?
- Ну, хорошо, допустим, мы как-то избавили человека от всяческих угрызений. Но позвольте спросить: как это поможет заполучить ту яхту, о которой я говорил? Или новые ботинки? Или симпатичную подружку?
- Возможно, мой ответ прозвучит несколько странно, прошу заметить, что он совершенно абстрактен и вовсе не призывает совершать какие-то деструктивные поступки, но: Что бы Вы сказали, если яхта будет Вами случайно найдена абсолютно пустой и нет никаких видимых препятствий, чтобы Вы смогли объявить её своей?
- Я бы сказал, что такой случай, - это невероятное везение! Я был бы счастлив!
- Заметьте, видя сейчас только торчащий наружу уголок ситуации, Вы говорите, что это везение. А если добавить, что незадолго перед тем, как эта яхта опустела, её богатый предыдущий владелец вместе с командой и наследниками куда-то бесследно испарился? А новые ботинки, которые теперь надеты на Ваши ноги, до того, как быть Вам подаренными, куплены на деньги, добытые грабежом? И, кстати, та девушка, которая преданно смотрит теперь Вам в глаза, стала Вашей вследствие хитрого многоходового обмана?
- Признаюсь, что такая постановка вопроса сильно меняет дело. Думаю, владелец, который стал обладателем всех этих благ таким вот образом, вряд ли выглядел бы радостным. Скорее наоборот!
- Но, позвольте, Александр, не Вы ли минуту назад называли его счастливчиком, а пять минут назад именно эти материальные блага называли атрибутами счастья?
- Да, но как же совесть? Ведь всё это нажито неправедно!?
- Ах, Александр, Александр… Вы снова увидели следующий кусочек событийного полотна, и Ваша оценка диаметрально изменилась! Ну, а если, допустим, этот миллионер-владелец яхты был старым гангстером, из-за действий которого полгорода не могли спокойно спать? Если команда этой яхты и, заодно гангстерские наследники, - всего лишь члены его банды? Чувствовали бы Вы себя вправе владеть этой яхтой тогда? А может быть, Вы даже изъявили бы желание поучаствовать в самом процессе избавления мира от этих негодяев? Или того хлеще, - спланировать и осуществить такую операцию!
- Но ведь, тогда это было бы совершенно другое дело!
- Вот видите?
- А, понимаю, понимаю, Эдвин! Вы хотите сказать, что эту цепочку можно продолжать до бесконечности!
- Её можно продолжать довольно далеко. И основной вопрос вовсе не в длительности.
- Вот как? В чём же?
- В двух вещах: первая, - оправдание должно быть безальтернативно веским, и вторая, - никаких натяжек и никаких фантазий. Реальные действия, практические поступки. А это, в свою очередь требует серьёзного анализа, определённого психофизического строя и дисциплинированности. Вот всему этому и учит наша Школа. Школа поиска оправданий.
- Дорогие слушатели, думаю, сейчас все, кто вместе с нами участвует в беседе с господином Эдвином Шварцем, так же, как и я, удивлены неожиданной глубиной проблемы… Ведь, мы начали на первый взгляд с поверхностных вещей… Да-а, интересно…
- Мир вообще интересен! Хочу заметить только, что вещи, о которых мы с Вами беседовали, - вовсе не поверхностные. Поиск оправданий для себя и окружающих, - это одна из самых главных мировых проблем, как бы странно это не звучало.
- Я начинаю Вам верить! Жаль, что времени у нас остаётся всё меньше… Не могли бы Вы кратко рассказать об истории вашей Школы?
- Что касается истории учреждения, то коротко её изложить довольно трудно. Прежде всего, потому, что эта история насчитывает не просто не один десяток, а не одну сотню лет. Вообще, Школа стоит в ряду старейших учебных заведений из ныне существующих.
- Вы хотите сказать, Школа существовала ещё во времена основания Кембриджа?
- Кембриджа? О, она много старше. Первые упоминания о Школе во внешних источниках встречаются в неаполитанской летописи девятого века, а затем в ранних университетских архивах Салерно, где её предмет преподавался в качестве одной из самостоятельных дисциплин профессором Тахманом Бенарумусом. Правда, тогда чаще употреблялось название «Школа счастья». Кстати, и сейчас это название всё ещё в ходу, и довольно часто употребляется...
- Простите, что перебиваю, господин Шварц, но Вы сказали «внешних источниках». То есть, имеются и другие?
- Конечно. Школа имеет собственную летопись, правда, часть этих сведений конфиденциальна до настоящего времени. Кроме того, некоторые из записей, открытых изучению, пока ещё не прочтены.
- Почему?
- Дело в том, что аутентичная система письма, к сожалению, давно утеряна. Но, из того, что мы можем прочесть, следует, что, по крайней мере, одним из отцов – основателей, заложивших концепцию нашей школы в её нынешнем понимании, был Ферекид. Тот самый.
- Эдвин, к большому сожалению, я не историк…
- Это вовсе не страшно. Вам будет интересно узнать, что именно он сыграл большую роль в формировании личности такого мыслителя, как Пифагор, о которым Вы, Александр, и наши радиослушатели наверняка кое что слышали.
- Но ведь, это неописуемая древность, господин Шварц! Дремучая!
- Да, всё это было довольно давно.
- Очень интересно было бы узнать, за столь богатую историю Школы, были ли у неё какие-то особенные ученики, слушатели, студенты?
- Их много. Вообще, если человек решает учиться у нас, то сам этот факт, как правило, говорит о том, что у него есть веские причины предпринимать какие-то решительные шаги.
- Например?
- Ну, если говорить о широко известных людях… Например, в дневнике молодого преподавателя юриспруденции Гастона Ле Февра, когда-то представлявшего в Дижоне наш Бургундский филиал, можно увидеть интересные записи, датированные 1788 годом. В них говориться о том, как, во время его поездки к матушке в Осон, Ле Февра случайно сбил с ног бежавший по улице что есть духу одиннадцатилетний мальчик.
- И что же?
- Гастон Ле Февр, падая, сильно ушибся, повредил руку и был помещён в городскую лечебницу, где его не уставал навещать старший брат этого мальчика, оказавшийся недавно приехавшим по назначению французским лейтенантом. Молодые люди много беседовали и впоследствии сдружились. Правда, жизнь их скоро развела. Университет в Дижоне закрыли, и Гастон Ле Февр уехал во французский Новый Свет, а его военного друга перевели к новому месту службы.
- Очень интересно... Но в чём же, если не секрет, суть рассказа?
- Знаете, как звучала фамилия этого лейтенанта?
- Нет, мне это не известно.
- Это мало кто знает. Его звали Наполеон Бонапарт.
- Удивительно! И как же повлияла на него эта дружба и общение с преподавателем Школы?
- Не в правилах учреждения публично анализировать чьи либо биографии, но в данном случае, мало кто будет спорить, что монарх в последующем отличался поистине титанической уверенностью в верности своих даже неоднозначных поступков! Сомнения были ему чужды. Возьмите хоть расстрел парижской толпы из пушек в девяносто пятом году. Кстати, в тысяча восемьсот шестом он приказал возобновить деятельность Дижонского университета.
- Это очень интересно! Но, возможно ли, чтобы в такое короткое время знакомства настолько глубого изменились взгляды будущего императора на жизнь?
- Как бы Вы оценили вот такой штрих: всего лишь за месяц до знакомства друзей, Наполеон восхищался корсиканскими бунтовщиками и почти что боготворил их предводителя. А спустя полгода после расставания с Ле Февром, когда на родине Бонапарта вспыхнул "освободительный" по его былым убеждениям мятеж, - Наполеон выступил с его категорическим осуждением?
- Раньше я об этом не задумывался...Надеюсь, Ваши руководители не будут слишком упрекать Вас за нарушение правил Школы, если я спрошу, каково же было основное оправдание у Наполеона лично для себя?
- Я тоже на это надеюсь… Вообще, у него была разносторонняя жизнь, и, следовательно, составляющих множество. Но, основных два: - он желал обеспечить свою семью и стать провозвестником совершенного мироустройства. Вам не приходилось слышать о «Кодексе Наполеона»? О его плане реформирования? Посмотрите, и Вы отыщите много интересных фактов. Наполеон, всё же, очень известен!
- Да-а, господин Шварц, это действительно известная личность, что и говорить! Пожалуй, я мало удивлюсь теперь, если мне вдруг скажут, что Линкольн, Гитлер, Ньютон, или, например, те же Ленин со Сталиным, - имели возможность слушать лекции в каком-то из филиалов Школы. Кстати, много ли их у вас?
- Сейчас Школа ПО имеет девятнадцать крупных филиалов, каждый из которых, в свою очередь, объединяет по нескольку отделений.
- А где же располагается штаб-квартира?
- С удовольствием рассказал бы и Вам и нашим радиослушателям, но эта информация, к сожалению конфиденциальна.
- Не кажется ли Вам, Эдвин, что правила учебного заведения страдают излишней секретностью? Это идёт несколько вразрез с обычными университетскими принципами!
- О нет, не думаю. История, - дело прошлое, но она оказывает сильнейшее влияние на всё, что происходит сейчас. А у нас трудятся и проходят обучение реальные люди. И, если бы они хотели публичности, - наверное, они попросили бы нас об этом! Как Вы считаете?
- Да... Кстати, учебные заведения, насколько мне известно, подлежат обязательному лицензированию. Как обстоят дела с этим у Школы ПО?
- Ассоциация является, по сути развитой международной организацией, и лицензирование Школы в отдельно взятой стране для нас ничего не решит. Кроме того, в этом нет никакой юридической необходимости, ведь мы имеем дело со свободными людьми, которые вольны приобретать какие угодно необходимые для них знания! Дипломов и сертификатов школа не раздаёт. Единственное, чем мы делимся, - это прикладное знание.
- Много ли учеников в Школе Счастья?
- Думаю, несколько тысяч... В нашем филиале учатся чуть более двухсот человек. Обучение последовательно ведётся по двум дисциплинам: в течение полугода по первой, и, затем, двух лет по второй.
- Если не секрет, как же называются эти дисциплины?
- Секрета, дорогой Александр, здесь нет. Первая дисциплина называется «Интравекторная теория и практика», вторая очень похоже: «Экстравекторная теория и практика».
- Действительно, названия очень похожи! Их даже легко спутать. Возможно, и сами дисциплины сходны?
- Они, безусловно, имеют много точек соприкосновения, но, по сути, диаметрально противоположны. Говоря проще, одна из них учит искать и находить оправдания лично для себя, а другая, - для всех остальных.
- Как интересно! Скажите, господин Шварц, а каким же образом осуществляется набор в Школу? Надо сказать, считая себя коренным жителем, я ни разу не встречал никаких объявлений.
- Как я уже говорил, мы считаем саморекламу излишней. Школе вполне достаёт желающих, которые самостоятельно приходят к нам, услышав рекомендации от людей, которым доверяют. Иногда мы сами предлагаем освободившееся место для обучения тем, кому сочтём нужным.
- А разве бывает, что места досрочно освобождаются?
- Иногда. Вокруг течёт жизнь! Семейные и другие особенности… Да и, кроме того, вторая очередь предмета гораздо труднее первой, и требует особой усидчивости, а это не всем по силам. Но не было случая, чтобы места оставались незанятыми сколь-нибудь долго.
-Каков же возраст ваших учеников, и велика ли оплата за обучение этим необычным дисциплинам?
- От двадцати шести лет и старше, как правило... Что же касается оплаты, - эти вопросы решаются индивидуально. Обычно Школа за обучение платы не берёт. Более того, администрации филиалов имеют право, при необходимости устанавливать стипендии для нуждающихся учеников и предоставлять им жильё.
- Позвольте спросить, Эдвин, откуда же берутся средства на все эти вещи, на оплату труда преподавателей, на бытовые нужды, если обучение в Школе бесплатное?
- Ну, во-первых, я сказал «как правило бесплатно», некоторые ученики сами принимают решение вносить определённые суммы в фонд Школы, кстати, значительную часть поступлений составляют пожертвования бывших студентов из благодарности к Альма Матер.
- Неужели этих денег на всё хватает?
- Не совсем… Деятельность Ассоциации гораздо шире, нежели просто преподавание… Мы традиционно участвуем в целом ряде успешных проектов, приносящих необходимые нам средства, и даже имеем возможность немало жертвовать на благотворительность. Для Ассоциации это не ново. Вам не приходилось слышать о Сингапурском чуде? Или о Китайском? Но, не кажется ли Вам, что мы заговорились и несколько перебираем выделенное нам время?
- Могу Вам сказать, Эдвин, что лично для меня, и, я надеюсь, для многих наших слушателей сегодняшняя наша встреча была крайне интересной! Мне ужасно не хочется уступать требованиям нашего режиссёра завершить передачу. Я с удовольствием бы задал Вам ещё уйму вопросов, но увы, время, время!
- Спасибо, Александр, рад был погостить у Вас в этот вечер, примите мою благодарность за неподдельный интерес к нашей скромной работе и за уютную, доброжелательную обстановку в студии.
- Мне приятно, что она пришлась Вам по душе. Спасибо, Эдвин, и позвольте выразить уверенность, что Вы гостите в нашей студии не в последний раз!
Уважаемые радиослушатели, у нас в гостях сегодня был директор национального филиала международной образовательной ассоциации «Школа ПО» господин Эдвин Шварц! Позвольте поблагодарить вас за внимание к нашей традиционной рубрике «Долгожданный гость», и мы должны уступить место ночным развлекательным программам.
Доброй ночи и до встреч, ваш Александр Инбаль.
Свидетельство о публикации №212070800267