Мис ван дер Роэ
В 1913 ван дер Роэ открыл в Берлине свое проектное бюро. Но по-настоящему он смог выдвинуться только через десять лет, уже после Первой мировой войны и революционного кризиса 1918-1919 гг. В 1919-1924 гг. он выступил с целым рядом интересных проектов, в том числе нескольких небоскребов со цельностеклянными стенами. Вместо отдельных, вставленных в стены окон здесь впервые были запроектированы сплошные стеклянные поверхности, контрастирующие с глухими участками стен. Мис стремился подать стекло как сложную отражающую плоскость, постоянно изменяющуюся в зависимости от освещения. На место игры света и тени, имевших такое огромное значение в прежней архитектуре, должна была прийти игра отражений. Таки образом ван дер Роэ стал одним из основоположников рационалистической архитектуры. «Абсолютную идею», «высшую гармонию» и «светлость» ван дер Роэ искал в абстрактности элементарных геометричеаских фигур, в ясности прямого угла и параллельных линий. Он всегда стремился к предельной простоте своих сооружений, замечая при этом: «Они должны быть простыми, и они просты, но они не должны быть примитивно простыми, а благородными, даже монументальными».
После прихода к власти нацистов ван дер Роэ столкнулся с большими проблемами в Германии, и в 1937 г. был вынужден эмигрировать в США. В то время Америка, несмотря на свою экономическую мощь, в области архитектуры далеко не являлась лидирующей страной. Вести о новинках, преобразующих архитектуру Европы, попадали за океан с большим опозданием. Впрочем, с творчеством Миса ван дер Роэ американцы были уже знакомы благодаря книгам и статьям молодого архитектурного критика Филипа Джонсона. В связи с этим 52-летний эмигрант из Европы достаточно быстро сумел занять видное положение среди архитекторов США. В 1938 г. он возглавил архитектурную школу Иллинойского института технологии в Чикаго, строительство которого только-только началось (собранию попечителей института он был представлен самим Райтом).
Новый расцвет модернизма в архитектуре начался сразу после окончания Второй мировой войны. Именно тогда, многие идейные лидеры этого движения (Ле Карбюзье, Гропиус и сам Мис ван дер Роэ) получили реальную возможность воплотить в жизнь свои невостребованные проекты 20-х гг. Особенно повезло в этом отношении Мису ван дер Роэ, который стоял во главе архитектурной школы Илинойского университета и успел обзавестись к этому времени многочисленными учениками (самым талантливым из них был Филип Джонсон; выступавший поначалу соавтором многих проектов Миса ван дер Роэ, а после его смерти ставший одним из ведущих архитекторов постмодернистской эпохи). Фундаментом творческой концепции ван дер Роэ оставалась мечта улучшить мир, внося в него материальные эталоны совершенства и гармонии. При этом он искал не специфических, но универсально применимых решений. Главной задачей для него стал поиск некоей универсальной формы. И, как ему казалось, этот поиск увенчался в конце концов удачей. Все многообразие жизненных задач он считал возможным удовлетворить, используя всего два исходных типа: распластанный параллепипед с нерасчлененным внутренним пространством (своеобразное «здание-ларец») и каркасный высотный объем. Все детали должны быть сведены к минимуму. Но эта дорого стоящая видимая простота достигалась сверхсложностью технологии, сложными конструктивными решениями, использованием материалов особого качества. С неизменным упорством Мис совершенствовал системы металлических конструкций, опираясь на высший уровень технологии, достигнутый в машиностроении и авиастроении. Он стремился к абсолютной точности геометрии элементов здания, чтобы со всей чистотой воплотить задуманную гармонию.
Ван дер Роэ проектирует и возводит несколько новых зданий Иллинойского института. Именно здесь определилась главная архитектурная тема его построек американского периода – нерасчлененный параллелепипед с вынесенным наружу каркасом. Своей новизной комплекс ИТИ (всего им было спроектировано 12 различных зданий) отличался от всего того, что было построено в этой области до сих пор. Одновременно Мис ван дер Роэ возвел по своему проекту дом Фэрнсворт в Фоке Ривер (1946-1950) (http://proza.ru/2012/07/08/654). В значительно более крупном масштабе тема открытого павильона использована для здания Краун-холла – архитектурной школы ИТИ (1952) (http://proza.ru/2012/07/08/664).
Та же архитектурная тема – нерасчлененного прямоугольного объема – положена в основу небоскребов ван дер Роэ. Самые известные из них это высотные дома в Чикаго на Лэйк-Шор-Драйв (1951) (http://proza.ru/2012/07/08/671) и Коммонуэлс променанд (1957), а так же конторское здание Сигрэм-билдинг (http://proza.ru/2012/07/08/677) в Нью-Йорке (1958). Последнее выделяется особой утонченностью проработки деталей и роскошью отделочных материалов – бронзовый каркас, стены из сиреневого стекла со сплавом золота.
Форма высотных зданий ван дер Роэ не зависит от их назначения. Об этом говорил и сам архитектор: «Моя концепция и подход к работе над Сигрэм-билдинг не отличается от работы над другими зданиями, которые я построил. Моя идея, или, лучше, «направление», которым я иду к ясной структуре и конструкции, приложимы не только к одной какой-либо проблеме, но ко всем архитектурным проблемам, которыми я занимаюсь. Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, - скорее, характер должен быть универсальным, определяемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить».
Умер архитектор в августе 1969 г. Он оказал огромное влияние на архитектуру своего времени. Кристаллические формы творений ван дер Роэ были «приняты на вооружение» крупными проектными фирмами США. На какое-то время они стали едва ли не обязательными также для новых административных и коммерческих зданий, строившихся во всех странах Западной Европы.
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375
Свидетельство о публикации №212070800708