Об Анчарове Почему его надо читать

          Личный контакт с Анчаровым

Более 20 лет своей жизни я прожила так, будто он рядом. Разговаривала с ним, как с давнишним другом, памятью обращалась к нему и в чёрные минуты, и в светлые, писала ему письма, которых он так и не прочёл. Не успела сказать ему главное – сообщить, что начала писать. Мне чудилось, что мне удастся это сделать в последний момент. Но вот заливает чёрным июль 1990-го: Михаила Леонидовича Анчарова не стало.

Впервые Анчаров возник в моей жизни неожиданно, когда мне было шестнадцать. Выйдя по весне из тяжёлой болезни, я оказалась на улице и обнаружила – сладкий тяжёлый воздух, крик грачей. Солнце било совсем по-весеннему, земля исходила паром, динькала капель. В таком мареве предстоящего счастья жизни я впервые взяла в руки его книжку: «Сода-Солнце» она называлась. Новая эра началась с того, что я ничего не поняла! Я схватила рукой голый провод, меня дёрнуло разрядом и не отпустило. Бежали строчки, смысл ускользал. Голова шла кругом, я смеялась и плакала. Целые главы оседали во мне, не растворившись.  А  я всё глотала и глотала. Но это было для меня спасением. Я была мрачным ребёнком, ершистым в общении, с заклеенными очками на одну сторону. Меня ненавидели за пятёрки и отца-директора. Это была отверженность недетская и глубокая. Жить не хотелось, причин было много, зато в книжке оказалось – всё просто.

***
Оказывается, жить можно без кошмаров, ничего не бояться, есть на свете добрые души, умным быть приятно, а смысл жизни в том, чтобы придумывать и бросать идеи пачками, «не заботясь об исполнении». Вот это была жизнь! Меня поманили вовремя, я не успела сдохнуть от тоски, деревенская девчонка, часами стоящая у сломанного проигрывателя, и вертя пальцем пластинку. Вот из-за этого первого толчка я стала жадной до книг, до музыки, начала сочинять песни, писать дневники, учиться рисовать…
«Он принёс шесть таблеток творчества, и шестеро отравленных на следующий день решили пять проблем из шести. Не решил только самый результативный. Он таблетку не ел, он всю ночь делал анализы  и узнал, что в таблетках нет ничего, кроме муки и сахара.  Так в чём же дело? Растормозилось воображение! Так в институте археологии появился… ковёрный клоун».
По отрывку из повести Михаила Анчарова «Сода-Солнце» видно, что главное – это искусство и его роль в жизни человека.  Творчество – самое естественное состояние человека. Способ жизни, причём высший её способ.
***
Михаил Анчаров – писатель, поэт, философ, художник, сценарист, изобретатель, один из первых в стране бардов, учитель Высоцкого. Родился в 1923 году в семье инженера в Москве. Владимир Высоцкий не раз говорил, что его песни начались с Анчарова. А как раз Анчарова сегодня знают гораздо меньше, чем Высоцкого.
Анчаров создал целый цикл повестей – «Теория невероятности», «Золотой дождь», «Сода-Солнце», «Голубая жилка Афродиты», «Поводырь крокодила». Общее в этих книгах – постоянные герои, озорной десант, заброшенный в наше время из светлого будущего. На ходу врываются они в нашу жизнь. Они баламутят всех, мистифицируют, любят и бьются насмерть...
А язык! Академисты могли ругать его за анекдотизм, за инфантильность и косноязычие, за перескоки из эпохи в эпоху.  Но, товарищи, когда начинаешь читать Анчарова, важно не умереть со смеху. Для глубокого читателя найдётся и философия, и подтексты, и ретроспекция. А для зеваки – богатое развлечение. Язык Анчарова – лёгкий, блестящий, он всегда полон доброты и самоиронии. Когда Анчарова спросили, как он работает над словом, он сказал, что не понимает, о чём речь. В смысле – главное должно быть не слово, а впечатление. Читатель может почувствовать то же, что и автор (та самая адекватность текста).  И если у читателя возникнут дрожь и слёзы, непонятно от чего – значит, всё удалось. А какие для этого слова потребовались, крепкие или, наоборот, нежные – неважно.
***
Когда мне стало по-настоящему худо, я решилась и поехала прямо к Анчарову в Москву. Мне говорили: «Ты сошла с ума, это же крайний случай, не стыдно? Если все начнут ездить?» меня пугали: «Любишь -любишь, а приедешь – там полный угол пустых бутылок и его небритая рожа». Родители говорили: «Нечего ездить и трепать языком. Денег не дадим. Баловство».
Но что деньги! Денег я заняла, и мы с подружкой из заводского общежития узнали в адресном бюро место жительства,  и пошли его искать по морозной яркой Москве. Это был февраль 1974 года. Три часа мы ходили вокруг его дома, замерзать дальше было некуда, а входа не нашли. Наконец, наблюдательная бабка спросила нас, чего мы, сердешные, ищем? Ответили – мы пришли по адресу, договорились, а войти не смогли. Бабка была доверчивая русская и провела нас через «Союзпечать». Это был дом, где жили артисты. Вот для того и хитрость эта, чтобы покой иметь. Лифт вознёс нас в мир иной на четырнадцатый этаж. Мы позвонили в дверь. От ужаса болел живот, подгибались ноги. После звонка в проёме двери появился большой красивый человек в дублёнке. Это был он, Анчаров. Он спросил нас о чём-то, я не поняла. Через раскрытую дверь увидела висящую на стене картину, на ней – красавица, а рядом с картиной стояла она же, только живая.
Я задумалась, глядя на неё и перестала бояться. Как со стороны я услышала свой чужой голос: «Приехала из другого города, просить у Вас аудиенции».  Анчаров, засмеявшись, уточнил: «А для чего? Показать что? Песни, стихи, сценарии?» - «Ничего нет, я так». – «Ах, за жизнь поговорить?», - рассвирепел вдруг он. – «Да когда же кончится это, когда перестанем болтать и дело делать начнём?» Красавица вмешалась: «Миша, не кричи, дай девочке телефон». И придерживая у горла сползающую кофту, сама протянула бумажку, как лекарство. Он куда-то опаздывал и побежал к лифту, и мы с ним. Мы съехали с небес на землю!
Всё-таки состоялся тот разговор, на следующий день. Не узнать было человека. Поцеловал руку, подвинул тапки. Накричав накануне, он извинился. Оказалось, приходил кто-то расспрашивать про Довженко. «Что теперь скорбеть? Раньше надо было ценить, до смерти. Горько мне стало, вот и завёлся».
У Анчарова то и дело звенел телефон. Это был композитор Катаев, автор музыки к спектаклю «День за днём». Он сказал: «Нет, не сейчас, тут небольшой разговор есть» (и смешливо глянул на меня).
Я разглядывала причудливую комнату писателя, кругом были книги, черепки, картины. На картинах повторялось лицо темноволосой красавицы, а сама она в соседней комнате гладила бельё. Это была актриса Нина Попова.
О чём мы  говорили? Я хотела тогда бросать институт, а он мне: «И что делать будешь?» - «Буду бродить по Руси». – «Да брось, ты же сопьёшься, пропадёшь. У нас ест писатель-врач, есть военный, есть граф. А ты, может, экономистом будешь. Занятие не так важно, всё равно опыт, ведь родители, небось, в горе, что ты с занятий сбежала?». - «А откуда знаете, что сбежала?» - «Так у тебя на лбу всё написано».И быстро доказал мне, что для писательства ни бросать институт, ни увиливать от замужа не надо. «Надо пройти через всё, получить уникальный опыт, и тогда тебе будут доверять люди».
«Это наступит внезапно, это как роды – не остановить. Ты сама поймёшь, если не растеряешь своё светлое… тебе нужен коммунизм – ну, пусть будет, в рамках отдельно взятой личности. Где ты – там и коммунизм». Говорили мы об инерции голода и испытании сытостью, которая ещё не скоро настанет. А вот когда настанет, тогда волей-неволей придётся искать другие потребности.
«История – вещь небыстрая… Писатель и художник могут приблизить хотя бы косвенно, догадкой… Хочешь помочь человеку – не долби его. Сейчас все умные, все мысли накручивать умеют. Ты попробуй отогрей лучше, а отогретый человек сам до всего додумается».
Он ничего не наврал, понимаете! Всё оказалось правдой, он жил по тем же законам, которые открыл, и он же их первое подтверждение. И никаких там пустых бутылок в углу.  Подробности об этой  знаменательной  встрече можно прочесть в интервью «Коммунизм Галины  Щекиной»   http://ancharov.lib.ru/shekina.htm
Много раз я хотела вернуться в  ту квартиру и сказать, что всё так и случилось, как он сказал. Сбылись семья и работа, сбылся первый рассказ. Нашлись люди, которые любят Анчарова так же, как я. Они сами меня нашли, так  я  узнала об Анчаровском  движении. Не сбылась наша вторая встреча с писателем. Но можно раскрыть любую его книгу и радость обрести бесконечную.
(Фрагменты стаьтьи, ппубликованой  2 августа 1990 года в газете «Вологодский подшипник». тиражом 1600 экз. )

          Споры с Моисеевым , фрагмент.  Полностью в журнале «У» №2/2010
            (Олег Моисеев- автор первой диссертации по творчеству М.Анчарова)
   Щекина:
Олег, твоя  мысль о битве  за каждого человека меня взволновала. Однажды, когда я работала в журнале фирмы «Мезон», сотрудник  той  же фирмы  Серега  Шиляев во время обеда стал мне рассказывать о воинах  света. Что вот Эра Водолея наступает, это эпоха перелома в вечной  битве добра и зла, каждый человек может стать спасением для всех… Мне эти разговоры напомнили Лукьяненко с его «темными» и «светлыми», и слушать его не хотела. Тем более, я собиралась делать  трехголосный хор при фирме и не смогла, директор запретил. Мне было перед  Серегой неловко. Но  Серега настаивал, чтобы я не останавливалась на своем пути, чтобы продолжала бой. «Ты сама воин света», - заявил вдруг он, улыбаясь. Я опешила. Это надо знать Шиляева. Это высококлассный  специалист по компьютерной  технике, а  еще он ценил медитации  в религиозном сообществе, где бог женского пола. Меня  это смущало, но я упорно  ходила с ним обедать, так как в фирме он был единственный, кто говорил на темы вселенской любви и торжества духа. И в тот момент, когда я в своем писательстве и общественной  работе совсем  упала духом, начались вот такие уговоры, а он же понятия не имел, чем я занимаюсь. «А ты  что, посланник?!» - глупо сострила я. – «Ну да», - оветил он. Шиляев Ачарова не читал, но всегда вел себя  как герои анчаровских книг - вот тебе нетипичное дитя Анчарова.
А типичное -  твой  отец, Алексей Моисеев. Потому что, открыв для себя мир Анчарова, на этом не остановился. Рассказал про Анчарова тебе, чтобы весть полетела дальше через поколения. Теперь и ты дитя Анчарова. Ты сам понимаешь, что встрял в дело, которое просто так тебя не отпустит.
Дети Анчарова – это для меня, например, Юрий Ревич и Виктор Юровский. Я  сколько их знаю, они, кем бы ни были, но в первую очередь – трансляторы вести. От них неизменно  идет напряженное энергетическое поле, и с ними всегда чувсвуешь что ты «свой». Юровский меня один раз только увидел, и сразу принял всерьез. Хотя меня нашли Адександр Шитик и Игорь Панасенко и начали  собирать деньги для  фонда Анчарова. Шитик говорит, что Анчаров – это единственный смысл его  жизни… Не могла же я отмахнуться, они же дети Анчарова… А в жизни самого Анчарова  для меня много темных загадочных мест, и когда мне что неясно, я сразу спрашиваю Юровского, и он как живая энциклопедия, все мне раскладывает по полочкам. Он много мне пишет про сына Анчарова, Артема, недавно еще этот  случай с пожаром, но повезло, уцелел Артем…  Вот что  такое  добрый  человек? Это вот Юровский. Я уж не говорю о его большой работе на книгой Анчарова «Сочинения»,  тут пропасть самоотдачи…
Ревич создал основной сайт по жизни и творчеству Анчарова (http://ancharov.lib.ru), он сохранил его огромное живописное наследие, но он и сам словно сошел со страниц анчаровских книг.  Широта его интересов  обескураживает… В общем, это Гошка  Памфилий… Хотя  может, и Сапожников;.  Причисляю ли себя  к  детям Ачарова? Возможно. Транслировать идеи Анчарова мне нравится.
Да, вот что еще важно. Ты сказал, что превращение чужого в  своего (отвовывание) и моделирование таланта в обычном  человеке ты разделяешь. А это ты разделяешь или писатель? И потом, на самом деле, все это связано сильно. Вспомни этого тюремщика Вову в «День за днем». Помнишь как некоторые косились и вот наконец Большой его отстоял - и все обнаружили, что человек может горы  свернуть… Вот как расцвел мужик. Я ничего не путаю? А не стань он своим, так и КПД его был бы  равен  нулю…
Меня  вот что  беспокоит, Олег. Почему твоя  работа об Анчарове начинается с Атлантиды? Это же не основной вопрос! Это вопрос сопутствующий, постольку-поскольку. Может, ты считаешь, что у него все нанизано на ось времени? Что  Приск из Атлантиды  и Сапожнков из Калязина связаны  одной  нитью?
А  вот по поводу  Леонардо да Винчи, вернее ег  связи с Анчаровым, вопрос корневой. Когда я маленькая читала «Соду-Солнце», так меня кольнуло именно на этой главе, где Леонадо писал портрет. Эта  женщина на портрете, в  которой и он, и она… эта  горечь неизбежной  разлуки. Но это лирика. А ты анализировал все места, где упоминатся Леонардо? Ты знаешь, почему именно он? Мало ли было титанов. Но Анчаров взял именно его, почему? Помнишь, был длинный сериал про художников эпохи Возрождения, и все  рассказчики цитировали Джорджо Вазари… Анчаров обратился  к Ленардо из-за  его  универсальности. Он самв  себе растил униваресала.
***
Моисеев:
Принципиально не соглашусь вот с чем: среди «детей Анчарова» просто не может быть «типичных». Просто потому, что это предполагается: возрастание в нетипичных, разносторонне талантливых людей. «Дети Анчарова» не должны быть типичными даже в своем круге. Потом, естественно, я не разделяю «войну за человека» и культивирование в нем талантов. Совершенно согласен, что все эти вещи связаны неразрывно: потому-то и стоят горой друг за друга персонажи сериала «День за днем», что заботятся о талантах друг друга. А для этого надо поддерживать существующий порядок отношений, семейственность и вытаскивать из «внешнего мира» «своих». Вова, о котором вы говорите, который сидел, а теперь работает в лаборатории под руководством Михаила Николаевича, прижился именно потому, что «свой». Его вытаскивает из подавленного состояния завлаб, который предлагает ему полную ставку, а затем заставляет подписываться наравне со всеми в заявке на продвижение его, завлаба, изобретения. А все потому, что завлаб видит в нем «своего»: поведение «своего», работает человек в охотку и так далее. Ведь и в жизни «чужой» распознается в первые часы совместного времепроведения. Большой (Виктор Баныкин), так он Толича спасает от увольнения в первой серии, а затем берется за его воспитание; это другой эпизод.
Что касается символа Атлантиды в анчаровской прозе, так эта тема пошла сама собой, вот я и решил сделать из нее первую статью о творчестве Михаила Леонидовича. А потом: как посмотреть, корневой это вопрос или побочный. Вот если брать огромную тему, одну из центральных: «идеал в анчаровском понимании», то здесь Атлантида оказывается важнейшим символом. Атлантида — современник  золотого века человечества, золотого века искусств. «Просто Гошка не знал тогда, что вступает на опасный путь лирики, не знал еще, что все клетки его, вся кровь, доставшаяся ему в наследство от тысяч медленных поколений, от веков, уходящих к Атлантиде, которая хотя и утонула в считанные незапамятные часы, но все равно была, что тысячи веков его наследства уготовили ему тоску по встрече - и не с супругой даже и не с возлюбленной, а с подругой» («Этот синий апрель»). То есть, можно говорить, что духовная родина всех, подобных Гошке Панфилову — Атлантида. А женская голова из базальта, возрастом в двенадцать тысяч лет? «Лицо этой скульптуры здорово похоже на лицо той женщины из дедовой сказки о простой красоте, которую он встретил в незапамятные времена ночью, в снегу, на старой Благуше» («Теория невероятности»). Двенадцать тысяч лет — это в анчаровской прозе код, который вызывает ассоциации с Атлантидой. Естественно, все нанизывается на ось времени, если вы имеете ввиду, что, по анчаровской прозе, «золотой век действительно существовал», а значит, «опять возможен золотой век, где человечество будет в состоянии охватить сущность необходимых для него явлений.» «Мы идем к этому. <…> Нужен какой-то последний толчок. Наука должна найти его. Поэзия должна создавать предпосылки для счастливой встречи с ним. Мы сейчас люди стебля, но уже завязывается зерно» («Сода-солнце»). Здесь теория восхождения человечества во всеобщее естественное состояние творчества. Всемирная история — это история движения от золотого века до золотого века. То есть, до того момента, когда каждый окажется колоссальным талантом, совершать открытия, изобретать, генерировать идеями и так далее. Творчество называется. Естественное состояние. «Любовь — это творчество, в результате которого появлются дети». Вот поэтому-то раскрывать в себе талант, вытаскивать из себя гения — сегодняшняя общая задача. Если мы, конечно, хотим к золотому веку прийти. Здесь подразумевается общее сотворчество в созидании идеала. Идеального общества и идеального человека.
Естественно, поэтому здесь и Леонардо. Мне кажется, он Анчарову особенно близок тем, что он универсал, но прежде всего художник. А Анчаров своему профессиональному занятию живописи отводил важнейшее место, наравне, возможно, с работой со словом. Хотя проза все-таки для него была важнее. Фигура Леонардо в анчаровских текстах — тема для отдельной статьи, я это имею ввиду, но пока за это я не брался, и все места, где он в текстах появляется, я специально не анализировал.
Щекина:
Ой, Олег, найти это легко, имея  под рукой электронную  версию… Один раз критик Фаустов взял и по ключевому  слову «камни» пролисал  всю Библию. И это нтолкнуло его на потрясающую идею…. Впрочем, ты  прав: Леонардо – это  путь к  золотому веку. И путь к  себе  тоже. Я ступила на него после  1974 года, то есть после встречи с  МЛА.   Таланты в себе начала искать с 16  лет, как  прочла  «Соду-Солнце», а чтобы  говорить  другим, трансливать идею – понадобилось время и, конечно,  личный  контакт. Сейчас пишу  тебе про поиск  таланта и понимаю, наконец, зачем я  вожусь с литературной  молодежью. Ведь  моя  студия  начала работать с 2003  года  под эгидой департамента образования, потом они нас  бросили: как  хотите, так  живите… и студия тала отдельной  страной. И теперь я везу  все  это  на общественных началах – мои студийцы учатся, поступают, выступают, делают  журнал, который  ты  видел. У  меня нет  амбиций диктатора, просто сначала все  они приходят и просят: «скажите, что я такое написал», а потом человек незаметно обретает свой  язык, начинает расти стебель яркости и неповторимости, И за  этим так  радостно наблюдать. Не все становятся  известными поэтами, зато все  живут в удивительной  творческой  атмосфере. Скажи, много ли народу  в воскресенье, в 10  утра спорит о мифологизации женщин и лис, о связи литературы с другими жанрами искусства, о различиях тренинга, миниатюры и притчи? Много ли найдешь людей  любого возраста, которые с утра в воскресенье ломают голову над тем, какой  след они оставят в  мировой  культуре?
Но вернемся  к Анчарову. Насчет  типичных и нетипичных  детей  Анчарова ты  тоже прав – типичных не может быть, ибо все уникальны. (И это даже неважно, читал  ли человек  Анчарова, просто он так устроен…) И каждый  транслирует идею на свой  лад. Моисеев по моисеевски, Ревич по ревичевски, кстати он тоже воспринял  Анчарова  через отца, как и ты, то есть наше поколение  явно  ближе к Анчарову  не только по оси времени, но и мировоззренчески… Я прошу  тебя  выделить ряды  философских проблем Анчрова – обещай  мне  все их перечислить, сперва – ту  идею, которая других важней.
Вот например философская идея Платона: - «идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности. согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. Отсюда важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.» Мне кажется, связь с философией Анчарова  очевидна, только нет пока такой  вот четкой  формулировки. И хотя, учитывая вторичность материи, тут можно вспомнить и Гегеля,  но Гегель уже дальше… Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель, как идеалист, считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Анчаров-то как раз  идеалистом не  был. Или ты не согласен?
Значит первый  вопрос – о связи с великими философами. Я еще  хотела  добавить  о связи с философскими идеями Нового Завета, но наверно это ты yt одобришь. Те отношения, в которых состоят Бог и человек, выступают как откровение. Откровение есть непосредственное волеизъявление Бога по отношению к человеку, адресату этого волеизъявления. Информация, исходящая от Бога, принимается субъектом безоговорочно как абсолютный критерий человеческого поведения и познания, принимается на веру, т.е. она для человека абсолютно убедительна. Бог — и соответственно Ветхий Завет, Новый Завет, писания святых — открывает человеку тайны мира и божественную волю, человек обязан верить Богу. Иного не дано. Анчаров был атеистом?  Если  даже и так, то что? Вселенские  законы касаются тех, кто  в  вере и тех, кто  вне  веры… На то они вселенские.
 И второе, чтоб  не забыть – роль женщин и лис в мире  Анчарова… Помнишь, мы  говорили, что  они напоминают «Бегущую с волками» Клариссы  Эстес (а значит есть связь и с Юнгом?) Я  лису  здесь употребляю не ктолько  как женщину –животное, а как символ типа  «Священного  оборотня»  Пелевина, как огненный  хвост, оплетающий иконку Mozilla Firefox, короче, как архетип. Поэтому  что перед глазами у  меня  до сих пор  стоит эта  женщина  с портрета  Анчарова, Женя  Якушева, добрый  бог и дух этого дома,  где  все   чужие  становтся  родными. Стоит перед глазами австриячка Катарина, возродившаяся а девочке Кате из «Теории невероятности», стоит перед глазами нечаянная жена Валя из «Страсного бульвара», которая  умела  ждать как Пенелопа. Тут не та красота, от которой растет  живот, а та, которая встретилась в снегах на Благуше и преобразила всю человеческую жизнь. Она тревожит меня и  тем, что люди о ней  как-то подзабыли. Нет ли здесь чего-то от тоски по тому самому идеалу, который он искал?
          Моисеев:
Действительно, самоочевидна связь Анчарова с философией идеализма тогда, когда он касается вопросов творчества. В предисловии к книге «Приглашение на праздник» он говорит о «таком природном феномене, как фантазия», через который произойдет слияние естествознание и науки о человеке, что пророчил Маркс. «Любой мысли предшествует фантазия, говорил Циолковский». Фантазия же ничто иное, как работа с платоновскими эйдосами. Но эта позиция не делает Анчарова идеалистом, даже наоборот: «Фантазия – это природное явление, и если мы хотим оставаться материалистами, надо это явление постигать, а не делать вид, что его нет» - пишет он далее.
«Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти», - пишете вы. Сравните с анчаровскими словами из того же предисловия: «Я старался ничего не писать, если не появлялось золотое ощущение, что пришло «то самое», и что подскажет, как быть, если уж взял перо в руки».
Помимо этого, внести ясность в понятие «идеализм» помогает Философский энциклопедический словарь (Советская энциклопедия, 1983). «Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употреблением в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы слово «идеалист», которое происходит от слова «идеал» (а не «идея» - О.М.) и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности» (ст. Идеализм). Помимо этого, «мировоззрение по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным» (ст. Мировоззрение). То есть, Анчаров был здоровым атеистом, но он был идеалистом в обыденном смысле (от слова «идеал»). Он также был нормальным материалистом, что не мешало ему чувствовать, когда приходит «золотое ощущение» творчества. Это сейчас виднейшие ученые пришли к тому, что несовершенны ни материализм, ни идеализм, что заново заставляет их строить картину мира, сплавляя эти противоположные, казалось бы, направления в одно целое. Это очень хорошо излагает Ф.Капра в своем труде «Дао физики». Вот к этому-то был близок и Анчаров, рассуждая о потрясающем процессе творчества. Таким образом, проблема творчества — одна из важнейших тем, которые ставит Анчаров-мыслитель; анчаровские идеи в рамках этой темы, как мы видим, находится в колоссальном историческом контексте великих идеалистов, Маркса и некоторых современных ученых.
Еще две основные темы, помимо саморазвития в гения и проблемы творчества — это «своя стая» и «поиск идеала». Разобрав пространство сериала «День за днем», мы с вами обнаружили, насколько же все важнейшие анчаровские темы неразрывны. Это четыре большие темы, которые в пространстве анчаровского творчества предполагают и координируют друг друга. А «поиск идеала» относится как к поискам «первозданной женщины» (как называет ее Эстес), так и к золотому веку в прошлом (Атлантида) и в будущем (коммунизм). Гендерная же тема в творчестве Анчарова тоже напрашивается на отдельную статью, которая должна в скором времени появиться. А Простая Красота, встреченная в благушинских снегах — это гениальная персонификация идеала, «обобщенный символ красоты, по капле разлитой в жизни», как считает Костя Якушев по поводу мраморной головы древней женщины в «Теории невероятности». Вижу, что по существу мы с вами все эти темы здесь разобрали. Дальнейший разговор станет более глубоким анализом тех же тем, либо может пойти по какому-либо другому пути.

            Анчаровское  движение

Анчаровское движение не началось внезапно, в течение всей жизни я встречала множество людей, захваченных анчаровскими идеями. Эти люди попадались мне в поездах, в больницах, в залах ожидания, на перекурах во время сельскохозяйственных работ, везде… Большинство имён не запомнилось. Знаю, что вологодский поэт Николай Елсуков, принёсший мне однажды свои стихи, не раз повторял: «У меня два главных писателя в жизни – это Борис Виан и Михаил Анчаров». В эпоху интернета таких людей стало попадаться ещё больше. И они, независимо от меня, объединялись по главному интересу – по любви к творчеству Анчарова. Так я наткнулась на сайте журнала «Компьютерра» на Юрия Ревича. Он был сыном Всеволода Ревича, единственного прижизненного критика и комментатора Анарова. Позднее Ревич создал сайт Анчарова, играющий большую роль в объединении читателей, поклонников творчества. Однажды «Вконтакте» мне написал человек из их числа – Александр Шитик. Он увидел упоминание Анчарова в графе «Мои интересы». Он же впоследствии стал одним из главных спонсоров анчаровского фонда. Приехав в 2010 году на день рождения МЛА я на Донском кладбище познакомилась с прижизненными друзьями  Анчарова – Виктором Юровским и  Юрием  Ревичем, смодателем основного сайта  -архива  http://ancharov.lib.ru/   Для меня сейчас это главный путеводитель по жизни и творчеству любимого писателя. Уже несколько лет существует в «ЖЖ» сообщество «Анчаров».
Оказываясь каждый год в Воронеже, я обнаружила поклонников Анчарова и там. Это Мокей Русинов, Анна Зенкова и другие замечательные люди, организовавшие в 2011 году запоминающуюся встречу памяти Анчарова в библиотеке искусств имени Пушкина на Куцыгина, 6. Что удивило на той встрече – большое количество молодёжи, особенно  группа любителей  борьбы «Белый  орел» под руководством  Юрия  Беляева. Библиотека в память о встрече получила роман «Самшитовый лес» и диск, составленный Юровским, на котором проза, песни и фотоархив Анчарова. Недавно заинтересовалась  движение и  Вооронежская   юношеская   библиотека, они  планируют ряд  встреч в рамках  клуба  авторской  псни
Самое деятельное участие в становлении анчаровского фонда принял Игорь Панасенко из города Апатиты. Мы встречались с ним ещё до 90-го года на многочисленных бардовских фестивалях, до которых он большой охотник. Узнав об Анчаровском фонде, он сразу прислал мне энную сумму, а как только вышел двойной диск, заказал его и деньги перевёл в фонд.
Конечно, нельзя не упомянуть о людях, которые провели первые анчаровские чтения в библиотеке Лермонтова. В 2010 году я познакомилась с Олегом Моисеевым, который выбрал творчество Анчарова для своей кандидатской диссертации. У нас с ним был множество споров, но результатом стала большая статья в самиздатском журнале «У». Это своего рода диалог, главной темой которого стал поиск идеалов в книгах Анчарова. Именно Олег вместе с отцом – Алексеем Моисеевым организовали в 2011 году первые Анчаровские чтения. Предполагается, что их материалы выйдут в отдельном сборнике. А заслуга в этом – несомненно, Алексея Моисеева, который давно знает и любит творчество Анчарова и сумел заразить этим сына. Приятно, что эти инициативы получили безоговорочную поддержку директора библиотеки – Натальи Морозовой.

Теперь о вологодских встречах. Как выяснилось, организовать эти встречи было непросто по той причине, что в трёх библиотеках, куда я обратилась, люди впервые слышали об этом писателе. Слова «шестидесятник», «романтик», «фантаст» им ничего не говорили. Но на некоторых зато подействовал тренд «первый бард России» и «учитель Высоцкого». У многих на слуху недавний фильм о Высоцком «Спасибо, что живой». Именно на этой волне и прошла встреча в 10 филиале ЦБС в Вологде. Подневольный 11 класс тоже впервые слышал про Анчарова. И когда я показала им отрывок из фильма «Четыре времени года», показала с того же диска картины, дала послушать несколько песен в аудиозаписи – их удивлению не было конца. Один задиристый школьник уколол меня: «Если он такой крутой, почему его в школе не проходят». «Я почём знаю», - парировала я. – «Я его полюбила не по заданию. Я его живого видела». Поражённая классная руководительница ту же списала с диска несколько книг Анчарова и пообещала встретиться снова. Очень заинтересовались проектом популяризации Анчарова работники областной юношеской библиотеки имени Тендрякова.
Подготовлен материал на аналогичную тему и размещён на сайте иньbнргнет-газеты «Выскочка» (редактор Регина Соболева, Москва)
Анчарова  любят и помнят не только в  России, но и а рубежом. Приведу в пример письмо нашего американского друга  Владимира  Улогова. Он  снял на  видео  вечер памяти  Анчарова. Я  его   горячо благодарила, вот что он ответил:
               
«В движении КСП  песни Анчарова пелись, поются и любимы. Конечно с течением времени количество тех, кто знает его,уменьшается, но для того подобные программы и делаются чтобы напоминать.. Я активен на форуме http://www.kspus.org у нашего слета "Школа КСП" есть свой
"уголочек неба" http://www.shkolaksp.org -есть свой сайт.
http://www.ulogov.org ну и друзья меня сагитировали на Facebook.
 archive.org, http://www.archive.org/details/KSPUS27_2011_2_TMA
Наш город называется New York Metro area что в переводе "Зона большого
Нью-Йорка", это в США. Принимавшие участие в программе – это
Леша Линецкий (автор сценария и вдохновитель идеи), Сергей Шмульян, Владимир Улогов - Нью Джерси, Тарас Шуплат – Конектикут, Слава Рутман - штат Нью Йорк, Саша Софронов – Москва.
Снято на 27-м слете КСПUS осенью 2011.Да, забыл точное место указать. Рядом с городом Cuddebackville, NY, он недалеко от Port Jervis, NY
Удачи, вообще здорово, у меня у жены мать из под Вологды, я у вас часто
в 90-е бывал. Владимир Улогов»



28  марта 2012 года в Москве, в Библиотеке им. Лермонтова, прошли  Вторые Анчаровские  чтения, коих я была  участником и организатором. Вот  вкратце о  событии.
Наталья Морозова, директор Лермонтовской библиотеки, открывая встречу 28 марта 2012, сказала истинную правду: «Год назад мы впервые собрались по Анчарову, а сегодня нас куда больше». Да, первые Анчаровские чтения прошли здесь в 2011 году, организатор – Олег Моисеев, автор первой в истории диссертации, посвященной Михаилу Леонидовичу, в частности поиску идеалов. Он успешно вывел тему Анчарова на научный уровень, о чем свидетельствует публикация об идеалах в журнале «Вестник славянский культур» № 4 за 2011. Он уговорил выступить отца, Алексея Моисеева, знатока жизни и творчества писателя. Их поддержала студентка Екатерина Извозчикова, написавшая в своем дипломе о связи творчества Платонова и Анчарова.
День рождения Анчарова для меня - это непрерывная работа, в которой сам ДР пожалуй, только звено. Ведь это, прежде всего, повод увидеть дорогих мне людей, разделяющих мое восхищение Анчаровым – писателем, философом, поэтом, сценаристом, первым в России бардом, художником.
              Естественно, первым выступил Юрий Ревич, создатель основного сайта-архива и сын Всеволода Ревича, основного комментатора и критика анчароовских книг. Он рассказал любопытную предысторию –оказывается сайт начался с простых любительских фото… запечатлевших живописные работы Михаила Леонидовича, потом с к ним прибавился фотоархив, проза, песни. Очень живые слова сказал Виктор Юровский, прижизненный друг и публикатор многих произведений Анчарова. Сказал о том, как удивительно переплелись история и мифы о жизни Анчарова и после нее: в краеведческом музее Калязина, например, стоит книга Анчарова «Самшитовый лес»,хотя ее автор никогда в Калязине не был. На Дмитровском шоссе - стоит памятник танку, и подпись к нему – стихи Анчарова…
Что до меня, то я нашла и восстановила свою статью об Анчарове 1990 года – «Облик радости бесконечной», напечатанную в заводской многотиражке «Вологодский подшипник» вскоре после ухода Михаила Леонидовича. Гостям я рассказывала о том, как мощно разворачивается Аннчаровское движение в разных городах - в Москве, Апатитах, Воронеже… В последнее время ведь не только встречи с творчеством писателя идут, но и Анчаровский фонд возник для сбора средств на его мемориальную доску. В интернете новости Анчаровского движения можно прочесть на группе Анчаровский круг Вконтакте http://vk.com/club2102141 и на Фейсбуке http://www.facebook.com/groups/195700877182364/

               Поразительный проект начат бардом Андреем Козловским – он вместе с актером Таганки записал и выпустил аудиокнигу «Теорию невероятности» -= ее можно купить в Центре авторский песни», слушать через наушники, на бегу (текст читают Н.Прозоровкий, Н.Фищук).
Еще один двойной диск вышел минувшей зимой –«Баллада о ХХ веке», где барды поют песни Анчарова и посвящения ему. На встрече выступали и москвичи Олег Моисеев, и Светлана Надежкина, и молодая поэтесса из Вологды Ксения Аексенова, составитель «Энциклопедического словаря» по книгам Анчарова… Желанными гостями вечера стали барды Галина Крылова и Юрий Рыков, которые тепло и любовно спели песни Михаила Анчарова. Костровая романтика заставила всех унестись мыслями налет на тридцать назад…
Приглашенные на встречу студенты медицинского колледжа воспринимали все происходящее с недоверчивым удивлением. О таком писателе они слышали впервые. А ведь он написал нестареющие вещи: «Теория невероятности», Молодая гвардия, 1968 года; «Самшитовый лес», АСТ-пресс, 1994 год; двухтомник «Михаил Анчаров" (в первом томе широко известные «Теория невероятности», «Золотой дождь», «Этот синий апрель», менее известные «Прыгай, старик, прыгай», «Интриганка», во втором томе менее известные «Дорога через хаос», «Сотворение мира»). А поскольку Анчаров был не только романистом, но и первым российским бардом, учителем Высоцкого – еще книга «Звук шагов».
Да, кстати, были в томпразднике и печальные ноты. Светлана Наежкина подготовила в сущности самое необычное сообще – «Анчаров и труверы» (средневековые барды - не ей просто не дали его озвучить.То ли устали, то ли уровень публики был так низок, но - не досказала. Я после этого так расстроилась что даже бардовские песни не могли меня спасти. Я перестала что-либо воспринимать - раз. Выйдя из зала, я разрыдалась на первом попавшемся плече, а  этобыл О. Моисеев.
До поезда мы успели еще найти дом Анчарова в Мажоровом переулке

Фототчет Марины Синициной об Анчаровских чтениях 2012 года в Москве http://vk.com/album-2102141_155411076
Фотоотчет Ксени Аксенововй http://fotki.yandex.ru/users/kseniyaaksyonova/album/211619/
Реквизиты Анчаровского фонда: ОАО КБ "Севергазбанк"
Корр.счет 30101810800000000786 в ГРКЦ ГУ Банка РФ по
Вологодской области
БИК 041909786 ИНН 3525023780 КПП 352501001
Получатель Щекина Галина Александровна Счет 40817810000071315476

***
                Чтобы прикоснуться к миру читательских впечатлений об Анчарове, надо  вйти в группу Вконтакте «Анчаровский  круг и почитать любимые цитаты - http://vk.com/topic-2102141_22402453 Дух захватывает. А  вот что пишет о нем Светлана Чершнышева, работник  Областной  детской  библиотеки:
                «Творчество М. Анчарова  дает возможность дышать в полную силу. «Кап-кап» - тихо капает дождик, а вместе с ним уходят, вполне  обыкновенно, человеческие годы. «И скачет лошадка, И стремя звенит, И счет потерялся дням…»- с большим эмоциональным взрывом  и очень образно описывает автор бой десантников в стихотворении «Летун». Каждый образ понятен  и близок, но вместе с тем неуловим и восхитителен.
В повести «Теория невероятностей» главный герой настоящий, простой, искренний и хороший человек. Вы скажете, что это было время коммунизма, идеальной сказки, рая на земле. Но считать писателя  распространителем коммунистических идей, певцом площадей нельзя. Романтик и мечтатель М. Анчаров был над  временем, поэтому он понятен и интересен сейчас.
Посмотрите на картины художника-Анчарова, где  крыша родного дома выполнена так, как пишут  только иконы: неяркие, но теплые краски, неровные, но возвышенные контуры. Анчаров чувствовал правду жизни, он верил в человека и позволил ему разговаривать с небесными жителями, которые его понимали.
А еще он верил, что человек по своей  сути,  может быть  рабочим или художником.  Обычные слова оборачиваются в глубинные понятия.
Как жаль, что прекрасные идеи, душевные порывы удивительного художника и трудолюбивого рабочего не воплотились в жизнь, ведь в современном мире не нужно не то, не другое. А потому, мы все дальше уходим от истины»

                Почему стоит читать Анчарова?
- Анчаров, не важничает и не становится в позу. Он простой и остроумный, читая  его, падаешь от смеха. Особо простой слог.То есть он говорит на равных, никого не учит
- Анчаров мыслит поэтично, у него идеи  выражены  через стихи  песни и  через прозу. Всеми жанрами владеет, даже музыкой  и живописью, поэтому  очень ярко, обьемно. Кому что  ближе, то и  берите. верно и то, что там идет речь о людях искусства, поэтому пробуждают интерес к культуре вообще
- Анчаров  очен  важен сейчас,в эпоху потери ценностей. Когда люди не находят  пищи для души , не находят  идеалов, - надо просто вспомнить Анчарова, он всю жизнь их искал – и нашел
- Все книги Анчарова позитивные  добрые и лечат от депрессии, дают этические  ориентиры,  они превращают "плохих" в "хороших", чужих в своих. Эмоциональная  сила  такова, что  книги и песни играют коммункативную содиняющую роль
- Все  его книги особенно  «Самшитовый  лес», «Сода-солнце» имеют ретроспекции в  историю, а потому дают вдвое больше информации,  есть своя  точка зреня на Атлантиду и почие  загадки  истории.

Галина Щекина, Вологда

Galera50@gmail.com


Рецензии
Вы правы Анчаров необычный писатель! А после Вашей статьи я еще больше его уважаю.
Впервые о нем прочел в журнале "Изобретатель и рационализатор". Где писали о его романе "Самшитовый лес". Помню, купил этот роман и долго с удовольствием читал. Такие книги нас изменяют.

Илья Бек   24.01.2013 17:50     Заявить о нарушении
Илья, Боже мой, мы ведь собираемся в Москве 30 марта! Анчарову 90 лет. Библиотека Лермонтова, 30 марта, 15 час. Барболина , 6 метро Сокольникит. Мы - это прочитатели его творчесва... приходите

Галина Щекина   24.01.2013 18:16   Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение!
Буду надеятся, что удастся попасть на эту встречу. Всего Вам хорошего!

Илья Бек   24.01.2013 19:18   Заявить о нарушении