Разбой как национальная катастрофа

Состоялось дичайшее даже по меркам «путинской» России повышение тарифов, акцизов и с ними всех цен в стране. После 1 июля мы уже точно проснулись совсем в другой России. Ну и заодно еще кое-что в этом же разбойничьем ключе ждет нас после вступления России во Всемирную торговую организацию.

Что же произошло на этой неделе? А произошло повышение цен на электроэнергию, газ, бензин, алкоголь, сигареты, тарифов ЖКХ и так далее.

Власть делает вид, что ничего не происходит, так и должно быть, «ведь инфляция». Но по словам той же оккупационной (а она действительно такова, т.к. выборы, на которые она ссылается, заявляя о своей легитимности, сами знаете были какие) власти равна то ли 6, то ли 7%, а повышается в лучшем случае на 15%. Неужели ежегодно себестоимость добычи газа увеличивается на 15-26%? А ведь в сентябре будет еще очередное повышение!

Разъясняют экономисты. Дескать, можно обходиться без этого казенного бандитизма.  Но для того, чтобы не повышать цены, нужно повышать эффективность, что в нашем случае означает, во-первых, ограничение произвола монополий, в первую очередь естественных монополий, а у нас куда ни плюнь, везде монополии.

Государство-де «не хочет» контролировать эти монополии, не хочет исполнять свои обязанности по тщательному анализу их деятельности, и ему приходиться доверять этим монополиям на слово. Монополии, естественно, занимаются шантажом, и очень долгое время у нас был так называемый макроэкономический метод определения роста тарифов. Сначала собирались заявки от монополий, а потом смотрели, какой рост не окажет слишком уж болезненного воздействия на остальную экономику. Это могло быть и 26 процентов. Но это всегда было сильно ниже заявки естественной монополии и никогда тщательного анализа финансово-экономического положения дел в монополии не проводилось.

Единственный раз, когда удалось независимым экспертам добыть структуру инвестиционного тарифа РАО "ЕЭС России", то есть той части стоимости электроэнергии, которую энергетики хотят тратить на инвестиции, мы там чего только не нашли. Мы там нашли региональные налоги, отмененные много лет назад.
Такая вот точка зрения, которая, в частности оглашается Михаилом Делягиным.

Но здесь солидная доля наивного лукавства, вызванного, я думаю, тем, что ученый в нашей стране очень зависит от власти. Так уж традиционно сложилось. Если ты не сглаживаешь углы, то вместо роскошной жизни директора института в Москве, доктора наук, ты рискуешь оказаться за 102-м километром в амплуа «подайте Бога ради» без всякой ученой степени. Конечно, сейчас не 70-е годы, но ВАК жив и функционирует, готовый исполнить команду «фас».

Мне, уже лишенному и ученой степени, и научной карьеры, если и есть что терять, то к нищете уж точно не привыкать, надо мной ВАКа нет, потому говорю что думаю.

Государство нынешнее есть государство тех самых монополий, и оно не «не хочет» контролировать монополии, а как это лакей может «контролировать» своего барина?

И в этом-то все и дело. Кстати, не надо торопиться кидать ботинком в правительство. Оно физически, в принципе не может быть иным. Страной правят деньги. Любой страной, но у нашей нынешней страны имеется маленькое отличие. Зеркальное такое.
Если в Европе, например, в Германии, Дании и Швеции самые богатые зарабатывают в шесть раз больше самых бедных, в Великобритании, Италии, Японии и Южной Корее – в десять раз, то в России даже по самым скромным подсчетам (г. Москва, где самая «сладкая» жизнь) в 50 раз! А реально, я думаю, эта цифра минимум на два порядка выше.

К тому же, в России годовой доход на душу населения $5000, а в Великобритании и США он в 20 раз больше. В США минимум годового дохода, не облагаемый налогом, составляет 8750 долларов. Нам бы их бедность.

Поэтому, почему в Европе и Америке демократия? Да потому, что хотя рядовой американец и получает в разы меньше Рокфеллера, но все рядовые американцы больше всех Рокфеллеров. Деньги распределены неравномерно, но большинство все же у народа. Поэтому, во-первых, олигархия там невозможна, а во-вторых, - идти против воли народа правительство там не может: прокатят на ближайших же выборах. У народа деньги, а это самое сильное оружие.

В России же любое правительство будет глядеть в рот монополиям. У них деньги, а следовательно, и власть. А что до выборов, то здесь они легко манипулируются. У нас не может быть демократии, т.е. власти народа, т.к. нищий народ не может быть субъектом власти. У нас нет демоса, а есть охлос, но и охлократии, которая была на короткое время с «Великого Октября» до тов. Сталина, теперь тоже быть не может. Для этого нужна революция, а наш народ на нее не способен. Да и что толку, история показала, что при такой массовой нищете дело все равно завершится олигархией.

Итак, правительство, повышающее цены, делает это сознательно в интересах своих хозяев-олигархов, а не потому, что оно непрофессионально. И любое правительство вынуждено в этом антураже будет поступать так же. Истинное правительство – деньги. И это нужно иметь в виду в первую очередь, все остальное – вторично.

А вторично вот что, и этого тоже немало.

Заявки от монополий на повышение цен составляются, нельзя сказать, что от фонаря, но, скажем так, методом от алчности. Это с одной стороны. То же самое жилищно-коммунальное хозяйство на самом деле, только здесь сложнее, потому что оно децентрализовано, соответственно, там выше уровень криминала и ниже уровень прозрачности.

Что значит повысить акциз на водку? Это значит, что легальная водка будет более дорогой, соответственно, нелегальная водка тоже подтянется. В результате в выигрыше оказывается не только государство, в выигрыше оказывается теневая водочная мафия, которая иногда работает на тех же самых заводах, и при этом, скажем так, нелегальная водка все равно будет дешевле. А спиртоводочная и табачная мафии – это одни из богатейших олигархических кланов.

И последнее, насчет акцизов на бензин. Вот опять Михаил Делягин: «Я не могу это назвать иначе, как шизофрения, потому что у нас и так проблемы с конкурентоспособностью, у нас проблемы со всем, и тут вот еще один удар наносится по экономике, причем даже не в интересах наших монополистов, чтобы было понятно, а в интересах федерального бюджета, который и так, и без того захлебывается от денег. Федеральному бюджету некуда девать деньги, 6,5 триллионов рублей».

Нет, уважаемый доктор экономических наук, не шизофрения. И не против монополистов, а за. Я имею в виду сырьевых экспортеров. Да, повышение цен на топливо убьет последние заводы, не висящие на бюджете, но это-то и нужно Газпрому и Роснефти!

Вообразите себе, что все заводы реинкарнировались из пепла, восстали из торгово-развлекательных центров, в которые их превратили. И сразу же огромная доля нефти и газа пошла бы им, т.е. превратилась в рубли, которые нефтегазовым конкистадорам нужны как в бане лыжи. Им нужны доллары и евро, нужны на их счетах в тех странах, куда они отбудут с последней каплей нефти, где у них всё: дворцы, банки, детки.

Вы скажете, рубли тоже можно обменять на доллары? Это нам с вами можно, а когда Газпром вывалит триллионы и попросит обменять, у главы ЦБ случится инфаркт. Нет в мире такого галактического обменника. Поэтому они давят промышленность, и будут давить всеми доступными им средствами. Всё, что может уменьшить их валютные доходы, - для них смертельный враг, в отношении которого все средства хороши.

Конечно, в естественных монополиях тарифы должны регулироваться. Естественная монополия - это сфера, в которой просто по определению, по технологическим причинам издержки на организацию конкуренции выше экономии, которую дает конкуренция. Грубо говоря, вторую канализацию постройте, чтобы она конкурировала с первой, и все, и вы уже ни за какие деньги не сможете ими пользоваться, ни одной, ни другой. И хотя вторую электростанцию можно построить, но вторую линию сетей, распределяющих электроэнергию, которая будет конкурировать с первой линией сетей, уже безумно дорого. Так что в естественных монополиях государство и общество обречено на регулирование.

Вопрос, что когда государство подчинено интересам общества, то оно давит эти монополии в интересах общества, в интересах развития экономики в целом. Когда же государство зависит не от общества, а от монополий, то оно идет на сговор с монополистами, подчиняется произволу, и действительно у нас рост тарифов в естественных монополиях качественно выше, чем рост цен в остальной экономике. У нас естественные монополии один из главных тормозов развития Российской Федерации ничуть не хуже коррупции, и как раз из-за повышения тарифов.

Надо усиливать либерализацию, а регулирование тарифов должно быть не путем директивного установления, на сколько там необходимо проиндексировать те или иные тарифы, а за счет того, что если ты злоупотребляешь доминирующим положением... Ну, допустим, ты так маханул цены, тарифы, и тогда тебе такие штрафы, что больше не захочешь. Вон в Америке на какую суммищу оштрафовали крупнейший банк.

А у нас монополист, прекрасно зная, что от него ждут тарифной заявки, он же не будет просить. Вот, допустим, ему надо на 10 процентов, в соответствии с теми издержками, которые у него получаются, он будет просить, конечно, 15-20 процентов. Регулятор, он же должен выполнить свою роль. Он никогда не даст эти 20 процентов, он даст меньше, 12 процентов. В результате, что получается? И тот доволен, и тот доволен, но цены-то, тарифы растут больше, чем экономически обоснованные запросы. Поэтому у нас ускоренный рост и получается. Плюс еще всякие политические штучки.

Цена на газ нынешняя станет выше на 45 процентов, в 2 раза больше, чем в США, примерно 71 доллар.

Михаил Делягин: «Это мы проходили в 2008 года, когда в мире упали цены на энергоносители и подешевел, в том числе, газ, и представители "Газпрома" официально успокоили иностранных инвесторов, что «дорогие друзья, вы не волнуйтесь, все, что мы не добрали на экспортном рынке, мы доберем за счет повышения цен внутри страны».

Кстати о птичках, ведь 80 процентов суммы доходов, получаемой от этого повышения, в виде повышенного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) государство заберет себе. Вот вам и политическая штучка.

Вот «социальные обязательства», те самые 200000 для майора подняли, раздули военные расходы, их надо выполнять государству. Население оплачивает фактически через плату за повышенные тарифы, за газ вот эти самые милитаристские обязательства государства. А пенсии одной рукой подняли чуть-чуть, а другой рукой забрали за газ и прочее. Вот истинные социальные обязательства, а власть ими откровенно манкирует как карточный шулер.

Михаил Делягин: «Есть социальная ответственность построить больницы, профинансировать саммит АТЭС и пусть там трава не расти, дороги рушатся, профинансировать Сочи. Это показушные инвестиционные проекты - раз. Я вполне допускаю, что когда там нужно какому-нибудь братскому режиму из четырех оставшихся оказать помощь мелкую, то братскую помощь оказывают не представители государства напрямую из федерального бюджета, а из более закрытых структур, в том числе частных коммерческих. Что, движение "Наши" из бюджета, что ли финансируется?

Нужно ограничение коррупции (я подчеркиваю, именно борьба с коррупцией, а не с коррупционерами) достаточно известными техническими мерами, которые всем известны. Ограничение произвола монополий при помощи нормального антимонопольного регулирования, потому что у нас его нет ни в отношении естественных монополий, ни в отношении обычных коммерческих монополий. Гарантированный прожиточный минимум населению, модернизация инфраструктуры, освобождение малого бизнеса и так далее. Протекционизм разумный, на уровне Евросоюза, чтобы страшное слово объяснить сразу.

Надо проводить не показушную, а реальную административную реформу. Я имею в виду показушную то, что у нас было в середине 2000-х годов. А где административные реформы, там и политические реформы. Вот взаимосвязь получается очень такая, достаточно тесная. Поэтому в экономике главное – конкуренция».

Таким образом, ограбление, организованное правительством, и, будьте уверены, это не последнее ограбление, - организовано по приказу и в интересах олигархии. И пока у нас олигархия, мы будем нищими. А пока мы нищие, т.е. не субъекты власти, как того требует конституция, - у нас будет олигархия. Получается порочный круг, и разорвать его не может никто. Это российская карма, такая страшненькая сказочка про белого бычка.

Валентин Спицин.
Высказывания М. Делягина взяты из http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24635145.html


Рецензии