Гамлетовский вопрос израиля

                ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
                глава шестая

   К тому, что в Израиле появился почти миллион  русскоговорящих евреев, руку приложили США. В сговоре с правительством Израиля. Или скорее - Израиль в сговоре с США.
   Массовый выезд советских евреев начался в годы перестройки. И вскоре выяснилось, что непосредственно в Израиль приезжает не более десяти процентов выезжающих. Остальные уезжают в США и страны Запада. Визы туда они получают в Вене, куда прибывают, имея вызов из Израиля.
   И тогда правительство Израиля решило предпринять меры, чтобы завернуть этот поток в Израиль. Как признал в одном из интервью бывший глава Натива("Натив" в переводе означает "маршрут", "трасса"; эта организация помогала евреям СССР и стран Восточной Европы репатриироваться) Яков Кедми (он же - бывший москвич Яков Казаков), сделано это было для спасения страны. Чтобы улучшить ее экономическое и демографическое положение, поскольку была опасность, что со временем арабское меньшинство, семьи которых более многодетны, нежели израильские, превратятся в большинство.
   С Америкой было договорено, что она перестанет выдавать визы в Вене, а только в Москве, а это означало, что получат ее единицы. А 1 октября 1989 года Конгресс США принял решение об отмене права  на иммиграцию в США для граждан, покидающих СССР по вызову в Израиль.
   Такое же решение приняли и западные страны. Для надежности предпринимаемых шагов Израиль изменил маршруты прилета советских евреев. Теперь они летели не в Вену, а в Бухарест или Будапешт, откуда их отправляли в Израиль (прямых авиарейсов между Москвой и Тель-Авивом в ту пору не существовало; не было даже дипломатических отношений между двумя странами).
   Что представлял собой Израиль, советские евреи понятия не имели. После Шестидневной войны СССР разорвал с Израилем дипломатические отношения. Черпать какую-то информацию можно было лишь из зарубежных "голосов", если удавалось прорваться сквозь глушилки.
   В советских СМИ Израиль десятилетиями характеризовали как агрессивное и даже фашистское государство (ООН приравняло сионизм к фашизму). Никто понятия не имел ни об экономике, ни о социальных условиях жизни в Израиле, ни о его культурных традициях. Скорее, Израиль представлялся небольшой, хоть и восточной, но "европейской" страной.
   Однако то, с чем столкнулись новые репатрианты на деле, не просто удивило,- шокировало и потрясло! Они увидели маленькую, в чем-то довольно захудалую страну, очень шумную и неряшливую, и весьма агрессивную. Местное население встретило русских соплеменников с откровенной враждебностью и ненавистью. "Понаехали тут! Из-за вас у нас жилищный кризис!".
   Над плохим ивритом издевались и делали вид, что не понимают, когда у них что-то спрашивали, даже в учреждениях. Местные дети быстро выучили два "популярных" слова - "****ь" и "проститутка" - и выкрикивали оскорбления вслед русским женщинам-репатрианткам, независимо от их возраста.
   Русский язык доводил многих местных жителей до неистовства. В первые пять-семь лет репатриации советских евреев были даже убийства "русских", только за то, что они в кафе или ресторане разговаривали по-русски.
   Никакой работы, кроме уборки улиц и помещений, и ухода за престарелыми, русским  не предлагали (и та была в дефиците). Предлог был уважительный:не знаете языка, а то, что в ульпане его преподавали из рук вон плохо, никого не интересовало.
   В образованность русских местные не верили, поскольку у самих образование никогда в особой чести не было. Ибо для дальнейшего устройства жизни оно никакого значения для них не имело. На работу, особенно престижную, в первую очередь принимаются родственники, друзья и близкие знакомые, независимо от их уровня профессиональной подготовки, и никто этого не скрывал и не скрывает. Это считается в порядке вещей:"восточный" менталитет, клановое содружество и преданность.
   Неудивительно, что ментальность и традиции русских израильтян и местных пришли в столкновение. К этому добавился и религиозный аспект. Большинство бывших советских евреев - люди светские, в синагогу не ходят. Кроме того, они привезли чуждые и непонятные местным жителям праздники - Новый год и 8 марта. Местным было непонятно, почему это русские в канун этих дат массово наводняют магазины и делают большие покупки.
   Даже внешний вид коренных и приезжих евреев вызывал взаимное непонимание. Репатрианты поражались местной израильской моде:ходить в спортивных костюмах и тапочках. Дома это очень удобно, но ходить в таком виде на улицу, а нередко и на работу?
    Вообще, местные не отягощали себя соблюдением каких-то элементарных норм вкуса, но и поведения. Кому-то вдруг зачесалось в заднице, и он, идя по улице, спокойно чешет себя там, где зачесалось. И никого это не удивляло, кроме новых репатриантов.
   Что оставалось делать репатриантам? Назад дороги не было. Поэтому надо было идти только вперед. Дом, в котором они поселились, их не устраивал. Значит, надо его перестроить.
   И за двадцать лет они его перестроили. "Мы сняли вас с деревьев",- нередко говорили в прежние годы русские, когда у них возникал конфликт с местными евреями.
   Они не поступились ни своей русской культурой, ни русским языком. Русскоязычные газеты, телевидение, ученые, специалисты разных областей, особенно в хай-теке, офицеры, учителя, спортсмены... -все это для сегодняшнего Израиля привычная явь.
   Как и то, что в преддверии дня 8 марта в магазинах появляются подарочные отделы, а в канун Нового года - новогодние ярмарки, и даже - с елками.
   На улицах городов и поселков ходят красиво одетые люди, и пресловутый спортивный костюм перестал отличать местных жителей от репатриантов, поскольку потерял былую привлекательность.
   Русские и дальше хотят идти по той трассе, которую проложили сами. Слишком дорогой ценой досталось им обустройство нового дома, чтобы позволить кому-то вновь распоряжаться их судьбами.


Рецензии
Сильно написано! Всяческих успехов в преображении израильских аборигенов:-)

И не забывайте, что вы все таки русские, хоть и евреи... Сам такой, отчасти:-)

Александр Анатольевич Звягин   08.07.2012 17:08     Заявить о нарушении