Колхозы - острова капитализма в социалистическом г

   Больше всех о колхозах, селе и сельском хозяйстве, если судить по обсуждению этих тем в том же Гайдпарке или другом подобном месте, знают горожане. Причем чем больше поколений отделяет горожанина от жизни на земле, тем больше он знает.
   "Колхозник" стало именем нарицательным. Не буду расшифровывать, это сложно и долго, скажу только, что колхозная ментальность и образ жизни вещи реальные, отличающиеся от жизни "городской" и от ментальности заводского рабочего.
    У меня нет четкого плана написания статьи, я просто постараюсь примерами доказать истинность утверждения, вынесенного в заголовок. Здесь не обойтись без упоминания имени Сталина, но мне бы не хотелось, чтобы обсуждение, если оно будет, свелось к очередной перебранке.
    Итак, в СССР существовал государственный сектор экономики - упрощенно заводы и совхозы, и частно-собственнический, крестьянский. У крестьянина была в бессрочной аренде государственная пахотная и сенокосная земля, а  также собственные средства производства - опять же упрощенно - соха и лошадь. Крестьянин крестьянствовал, платил государству натуральный и денежный налоги, излишки продукции продавал на рынке по свободным ценам, или гнал из них самогон, или - да что угодно мог он делать с излишками, которые по большому счету были не излишками, а его святой собственностью. Забрать эту собственность у мужика можно было силой или купить-обменять на товары повседневнго и длительного спроса, которых, товаров, у государства не было, как не было и средств их производства по большому счету.
    Власть в Москве после бурных, но непродолжительных дебатов, решила создавать коллективные хозяйства на добровольной основе, то есть часть крестьян заявления написала, другую часть настойчиво уговорили, третья часть оказалась кулаками и подкулачниками, четвертая, и немалая поначалу часть, осталась единоличниками. Но как бы там ни было, колхозы стали реальностью. На общих собраниях решалось, сколько произведенного за год продукта раздать на трудодни, сколько продать на рынке и куда деть вырученные от продажи деньги - купить трактор, раздать на трудодни или построить новый мост через речку. Государство в дележку не вмешивалось и не могло вмешиваться - несмотря на все эпитеты, которыми награждают Сталина, он законы не нарушал. Но если крестьяне в лице колхоза закон нарушали, например, не уплатили налог государству, не оплатили услуги МТС или не рассчитались по кредитам, то государство могло и применяло силу. А как иначе - город должен кушать, торговать с заграницей, выпускать водку и так далее - хлеб всему голова.
    Это понятно, конечно, всем. Я просто привожу пример, который доказывает, что колхоз не был госструктурой. Не вывозили же из завода металл и оборудование из-за того, что завод не выполнил план?
     Но хватит о Сталине. Чтобы пресечь на корню разговоры о его жестокости и бессердечности, скажу, что уже через пять-шесть лет загнанные ( рискну обойтись без "кавычек") в колхозы крестьяне были ему благодарны за его "настойчивость" - жить стало действительно лучше и веселей. Работали они не меньше, больше. И жили в тех же, что и до коллективизации, условиях, но они раз и навсегда были избавлены от угрозы голода. Да, именно так и никак не иначе - и не напоминайте мне о сорок седьмом - этот голод совершенно другого плана. И кроме хлеба у крестьянина кое-что появлялось новое и приятное - очень понемногу, в последнюю очередь - но он же не был "государственным", помните?
     Хрущев, при всех его недостатках, село и селян любил. Он уменьшил налоги и увеличил закупочные цены на сельхоз продукцию. Говоря языком экономистов, он перераспределил денежные потоки в пользу села, тем самым обидев город. Больше всего обиделись, и до сих пор обижаются на Хрущева, те из горожан, кто на словах просто-таки рыдает над долей советских крепостных. Ну да ладно. Главное, что при Хрущеве город не стал жить хуже как минимум, а село стало жить намного лучше, почти по человечески. При Брежневе, чтобы не возвращатся к этому вопросу, вообще по людски.
.
    Но колхоз так и оставался капхозяйством. Правда, соцгосударство над ним шефствовало - присылало, себе в убыток, горожан на "картошку". Но колхоз ведь рассчитывался монетой, пусть не очень звонкой, но обоснованной расценками - теми же, что и для колхозников. Или натурой - той же "картошкой". Кормил шефов не бесплатно - обеды стоили копеек по десять, и какие обеды...Ладно, об этом в следующий раз.
    Колхозы имели неограниченный ничем, кроме причуд правящей и единственной партии, кредит государственного банка. Не все колхозы за них могли рассчитаться, но времена были не сталинские - просто рекомендовали общему собранию избрать другого председателя, обычно того, которого привозили с собой "на показ" ( не всегда этот "номер" проходил, кстати), а долги по свойски государство списывало. Из-за этих регулярных списаний-амнистий колхозник в отсталом колхозе жил лучше и намного своего передового коллеги, но это тоже отдельная тема.
.
    Но колхоз так и оставался капобразованием, просто идеология советского государства нам про эту особенность не говорила, а мы, да и колхозники, не догадывались. Но когда развалили Советский Союз, эта особенность и капиталистическая ментальность колхозника проявилась во всей своей сути. Именно так, увы...Автору этих строк довелось в девяностые работать за кусок хлеба - это буквально - в колхозе, тогда он назывался уже КСП. И он видел с каким азартом и рвением растаскивали колхозники то, что с таким трудом и лишениями было создано предыдущими поколениями. Как растаскивали на кирпичи коровники и свинарники, буквально дрались за имущественные паи - кому какой трактор или культиватор ( что-то одно), достанется. Как не спрашивая, что именно продали из общего добра, толпились у кассы, чтобы получить сотню-другую гривен. Теперь они без работы, кормятся с огородов и нещедрых пенсий стариков.
.
    Землю поделили честно, у меня тоже есть пять гектаров пахотной и пара гектаров неудобий, но при дележке всем комбайнов и тракторов не хватило, поэтому эта земля в аренде у "Агротона", который ежегодно выдает мне примерно тысячу гривен "чистыми" - или пропитанного "химией" зерна на ту же сумму по цене не намного выше мировой.
    
    Постараюсь вставить в статью побольше фото. Они "не в тему", но это только на первый взгляд.


Рецензии
Мой дед в колхоз не вступил( Западная Беларусь), и его трое детей практически голодали, потому что почти весь урожай шел на налоги. Забирали последнее, не обращая внимания на крики хозяйки и детский плач. План по налогам был жесткий, не выполнишь - расплата не минует. Крестьяне не имели по сути никаких прав, паспорта им не полагались. В колхозах процветало воровство, работали за трудодни, качество труда постепенно падало, от эффективности зарплата не росла. Результатом той колхозной политики стало нежелание людей работать на земле, любовь к ней отбили напрочь.
Человек ценит только свое, можно это сколько угодно отрицать, но такова его, человека, природа. Колхозы - величайшая ошибка. Западные государства, например, Польша, процветают за счет мелких фермерских хозяйств; продукция высокого качества и по приемлемой цене. Никто не в убытке, ни государство, ни частник. А в колхозах до сих пор запустение и нищета, за редким исключением, молодежь бежит, село вымирает.

Елена Панферова   08.07.2012 18:13     Заявить о нарушении
Отрицать нечего, Елена, все так и было. Но при Хрущеве и Брежневе тем не менее жизнь крестьянина была вполне на уровне. Растащиловка была везде, не только в колхозах, так что этот "минус" не колхозного происхождения. И низкая производительность труда не секрет и секретом никогда не была - но минус это или плюс, вопрос. Кому-то нравилось забивать "козла" в рабочее время, другой вкалывал за неплохие деньги - места для этого находились.

Иван Москаль   09.07.2012 13:24   Заявить о нарушении