Лизонька

Невыразимо люблю эту маленькую проказливую девчонку с каштановыми косичками, торчащими в разные стороны.
-Как тебя зовут, девочка?-спрашиваю.
-Иза.
-А сколько тебе лет?
-Два,- и показывает два пальчика. Совсем недавно она говорила "онин" или "пять". Наверное, она так хотела или остаться маленькой, или стремилась повзрослеть.
-Лиза, мне нужно прополоть картошку- видишь, она цветет, а трава цветет тоже!
-Пойдем играть,-не терпящим возражений тоном ответила Лиза и потянула за руку на коврик, постеленный на поле старой земляники, которую уже который год собираюсь перекапывать. Но она плодоносит,хотя ягоды со временем становятся все мельче и мельче. А в этот год, проблемный как по жаре так и по недостатку полива, ягоды засыхают на кустиках - сразу засушенные.
-Я- Сноник,ты- нонорог. У меня есть хобот. А у тебя на носу-рог.
-Хорошо, у меня рог.
Лиза наклоняет голову и воображаемым хоботом пытается меня спихнуть с коврика. Но я же носорог, и поэтому отвечаю ей рогом. ...

Наконец-то тоненькой струйкой лениво потекла вода. Лиза берет шланг и поливает морковку. Потом вспоминает что-то и говорит:"Я-зайчик прыг-скок. Я люблю морковку. Мне надо морковку!" Выдергивает морковку и грязную, в редкой земле, пытается откусить.
Я полила помидоры, Лиза гуляет по грядкам, разглядывая листья. Это ее задание - мы будем рисовать следующую картину- листья. В своем разнообразии.
-Помидорка, отдай мой тапок!- слышу Лизин голосок. Это Лиза зашла в помидоркин домик.

Лиза любит горох. "Я пасусь..."-говорит она, стоя среди горохового "поля", посаженного вокруг винограда, который раскинул свои лозы в разные стороны. "А это можно есть?"-спрашивает Лиза, показывая на стручок, уже раскрытый. Я не понимаю:"Что? Это же горох!"-горох мы рисовали в прошлое лето, когда ей было всего 1 и 6 месяцев. Акриловыми красками по шелку. Занятно. Лиза показывает на требуху от горохового стручка. "Вкусно!" -говорит она с видом искусного дегустатора. Пока я раздумывала, можно ли есть эту шелуху, ребенок попробовал. Так она пробовала ягоды жимолости, в конце мая осыпавшие кустик за дачей. После мы рисовали их акварелью. Правда, они получились размером с яблоко, но цветом и формой походили очень. Лиза рисовала сама. Я ей уже не помогала. "Я-большая!"-говорила по-деловому, смешивая краски кисточкой.
Потом, разглядывая варакушку- "аракушка"- пробовали иргу, на которую садятся эти птички."Пойдем есть синие ягоды!"-просила Лизонька, но жимолость быстро отходит. Ели иргу.
Лиза увидела зеленые сливы:"Что это?" "Это сливы"
"А почему зеленые?"
"Потому что еще не зрелые. Их кушать нельзя."
"А когда будет можно?"
"Когда они станут синими."
"А-а-а."-понимающе произносит Лизонька, поднимая и  опуская подбородок. Глаза у нее смышленые и взрослые.
Часто, наблюдая за ней, ловлю себя на том, что  это уже большой человек, только в маленьком тельце и не до конца выучивший наш разговорный язык. Внимательно прислушивается к разговорам взрослых. И в садике научилась капризничать.

-Это мой дом?-спрашивает Лизонька.
-Конечно, здесь все твое,-отвечаю я.

-Лиза, смотри как растут перцы! Можешь сорвать!
Лиза срывает верхушку перца с четырьмя перцами, два сразу отгрызает. А два еще зеленые, остаются висеть.

Любит дарить цветы :"Онананчики!"

И сама как маленький желтый одуванчик!

ЛИЗОНЬКИНЫ ИГРЫ


-Я -Лошадь. А ты кто?
-Я- Осел.У меня есть хвост. А у тебя есть хвост?

-У меня есть хвост.
-У меня есть копыта. У тебя есть копыта?

-Да, у меня есть копыта.
-У меня есть уши. У тебя есть уши?

-Да, у меня есть уши.
-У меня есть глаза. У тебя есть глаза?

-Да, у меня есть глаза.
-А сколько у тебя глаз?
-Ать,два!

-А сколько у тебя ушей? У меня- два.
-Два.

-А у кого уши длинней?
Лиза в замешательстве- раньше мы играли "больше" или "меньше", а сейчас - новое слово "длинней".
-Длинней- это значит больше,- подсказываю я голосом Осла. Распределением ролей всегда занимается Лиза.
-У Осла.

-Давай поиграем в загадки,-предлагаю я -Осел.
-Давай.
-У кого длинная шея?
-У жирафа,-отвечает Лиза. Ее внимание устает и она бросает Лошадь, из большого розового контейнера для игрушек долго выуживает желтого Жирафа.
-Теперь я загадываю загадку,- говорит Лиза и становится на четвереньки и рычит.

-Ой, я боюсь,-кричит Осел,- Это Тигруля!Лиза, спаси меня,он меня съест!
Лиза перестает рычать:
-Это Тигруля, он не страшный, он хороший!
 
-Моя очередь,-заявляет Осел,- у кого пушистый хвост?
-У лисы.

Мы играем. В ходе игры замечаю, что у Лизы достаточно большой словарный запас. Иногда она неправильно произносит окончания, но почти все незнакомые для нее слова понимает.Это равнозначно изучению иностранного языка.
Очень чутко ребенок улавливает настроение взрослого. Знает, в какое мгновение можно запросто заскочить на спину и просить поиграть "в барашка"- игра, в которую играл со мной мой отец.

Невольно вспоминаются слова "вся наша жизнь- игра".

***

Лиза выбежала мне навстречу:
-Ты видела мою кису?-глаза большие и грустные. Плакала - под глазами темные круги.
-Видела. Какая-то другая кошка. А где твоя прежняя?

-Тортиллу задавила машинка. Киса выбежала на дорогу, и черная машинка проехала по ней.
-Чья машина была?

-Чужая.Черная.
-А эта откуда взялась?-спрашиваю у Лизы, взглядом показывая на обычную серо-полосатую кошку с вытянутой мордой. Кошка как кошка. Ничего необычного.

-Ее тетя дала.Давай будем играть! Новыми игрушками!- Лиза убегает и возвращается с пакетом, доверху набитом игрушками. У Лизы очень много игрушек. Если их всех вытащить из различных контейнеров и сундучков, и расставить на полу, предварительно убрав всю мебель, то игрушки заняли бы все свободное пространство во всем доме.

-Смотри! Это лошадь,-Лиза вытаскивает из пакета игрушку- все как у лошади, за исключением двух кругляшков у пары задних ног.

-Это Конь.
-Почему?-спрашивает Лиза. Когда-то мы играли во всадников и скакунов. Всадники ездят верхом на спине лошади, а скакуны перемещаются галопом, то есть очень быстро и в одиночку.

-Смотри, видишь, -я акцентирую внимание ребенка на том, чем, собственно, отличается Лошадь- мама от Лошади-папы.
-А-а-а,- протягивает Лиза, поднимая подбородок.

-А у Кисы есть сосок!- говорит Лиза, вытаскивает из пакета Единорога и ставит в кошачью корзинку.-Играй! -дает мне в руки две лошади:маму и папу.

-Сосок,- говорят Лошади и залазят в корзинку, останавливаясь около дремлющей кошкиной головы. Я оставляю лошадей в корзинке.
-Нет, играй!-протестует Лиза и уже готова обидеться.
-Это не Киса, это Лошадь,- заявляет во всеуслышанье Коричневая Лошадь.
-Это Киса,- утверждает Лиза и вместе с ней Единорог.
-У нее есть лапы?
-Есть.
-Четыре?
-Четыре.

-У нее есть морда?Есть хвост?, есть глаза и уши?-спрашивает Лошадь. Лиза сперва отвечает, что есть, а потом готова расплакаться. Но мне важно натолкнуть ее на общие и отличительные характеристики. Мы, взрослые, никогда не путаем кошек с лошадьми. А Лиза?

-Вот так, это- Лошадь,- заявляет Лошадь. Лиза не плачет, глазки заблестели, по ней видно, что она что-то соображает. Но что?
-Нет, это- Киса!-отвечает Лиза. Уже не думает плакать.-У нее вот какой хвост!- и поднимает у спящей кошки полосатый хвост. -У Лошади не такой!

-Мда-аа, - задумывается Коричневая Лошадь,-а может, это собака? У собаки такой же хвост!
-Нет, это- КИСА!

-А почему?- спрашивает Лошадь.
-Усы!-радостно выкрикивает Лиза. Про усы мы не играли и я понимаю, что Лиза догадалась сама.

-Мда-а-а,у нее морда другая.-поддакивает Лизе другая Лошадь, та, что папа.
Лиза веселится, берет свой пакет, достает Козу.

-А ты кто?- спрашивает Коза Лошадь-папу.
-Лошадь.
-А ты кто?-спрашивает Единорога.
-Единорог,- отвечает Лиза.
-А может ты- Коза?- спрашивает Коза.
-Нет, у меня один рог.
-А борода есть?
-Нет.
-Значит, ты не Коза...- разочарованно произносит Коза.

-Пойдем  играть!- Лиза тащит к нашему Острову Сказок, где по волшебству разливаются моря с рыбками, вырастают диковинные растения и прыгает громадный Тигр- основатель и прилетает Зеленый Дракон.

-Я кто?-спрашивает Лизу Лошадь-мама или Коричневая Лошадь.
-Ты- лошадь!

-Нет, я - бабочка!-заявляет Лошадь-мама.
-У тебя нет крыльев! Ты не можешь летать!- категорично заявляет Лиза.

-А я возьму крылья у Бабочки!-говорит Лошадь-мама.

Лиза достает из большой шкатулки дюжину разноцветных Бабочек.
-Какие тебе крылья?- спрашивает у Лошади Лиза.
-Красивые и большие,-отвечает Лошадь.

Лиза достает зеленую Бабочку с желтым глазом на крылышке.Садит Бабочку на спинку Лошади.
-Теперь можешь летать!
-У меня есть крылья! Я Бабочка,-вопит Лошадь.

-Ты-Лошадь.А крылья у тебя Бабочки.

Лошадь улетает, на нее нападают злые Волки. Другая Лошадь бежит за помощью к Лизе, Лиза вызывает Белую Корову, которая незамедлительно прилетает на большой красной Бабочке, которую Лиза называет "самой большой".
-Надо делать укол,- говорит Корова с Лизой, они ставят укол, забинтовывают прогрызенную волками коровью спинку. Приходит Жираф- Волки злые прыгнули и погрызли шею. Лиза лечит Жирафа.
-Да, там были еще медведи,- говорит Лиза очень серьезно и бинтует спинку Жирафа.
Она знает,что только у Жирафа такая длинная шея.Она может спокойно скормить бабуина медведю. Накормить зеленой травой свое стадо.

Подходит время сна - скоро Лизин отпуск закончится, придет пора снова идти в садик и поэтому режим дня соблюдаем.Сон-час должен быть!
-Все, Лиза, пора спать!- говорю я, имитирую поголовный сон всех игрушек, участвующих в сегодняшней игре и сама тоже отправляюсь спать. Но конечно, лежу с закрытыми глазами, я не сплю, а прислушиваюсь к тем шорохам, которые раздаются из детской кроватки.

Слышу- Лиза с кем-то разговаривает, кому-то рассказывает нашу игру про Бабочки-крылья и про Свинью, которую зовут Сун(Лиза назвала), и которая умеет летать.

У Лизы в кроватке Белая Кошка, маленькая симпатичная игрушка.


***
-Где коша Вафа?- спросила Лиза, подходя к корзинке из ивовых прутьев.
-Кто? Кошка Ласка?- так назвали новую кошку, которую привезли вчера, обзвоня с полдюжины владельцев кошек,желающих передать своих питомцев "в хорошие руки", по объявлению. Пришлось обзванивать, потому что та кошка, у которой Лиза высмотрела торчащий сосок, оказалась многодетной мамашей, матерью четырех котят.

-Нет, кошка Вафа,- ответила Лиза.
-Вафля?
-Вафа.

-Кошка осваивается. Смотрит,где будет кушать, где отдыхать,- отвечаю я.

Кошка пришла и залезла в корзинку, улеглась на связанный специально для кошек шерстяной кошачий коврик.
Лиза пошла в свою комнату и вернулась на кухню, неся свой пакет с игрушками.

-Это Лошадь,- достает Лиза Лошадь-маму из пакета.-Это Конь. Это свинья Сун, она умеет летать!Это Осел(говорит без"ё", через"е"). Это Единорог. А ты- Коша Вафа.

-А почему Вафа?
-Ну так -Вафа,- объясняет Лиза.


Рецензии
Хорошая зарисовка. И в самом деле, есть дети, которые в 2-3 года уже с устоявшимся характером. Они и рассуждают как взрослые.
Николай

Николай Тернавский   11.08.2012 21:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
О детях с самостоятельным мышлением -да, такие дети есть. Может благодаря им меньше станет инфантилизма!?

Ирина Санникова   12.08.2012 16:27   Заявить о нарушении
Да-да, Ирина, я тоже так думаю.К соседке привозит сын дочку,сам болтун,мот,жена ушла,а дочь, ей всего три года, но так взвешено ведет себя, говорит всегда по делу,что диву даешься. Видимо, по сговору, бабушку свою называет мамой. Откуда это в ней?
С наилучшими,

Николай Тернавский   21.08.2012 01:24   Заявить о нарушении