Парадоксы свободы
1
Я не знаю, есть ли Бог. У меня нет уверенности. Ветхий завет
(Тора?) скорее вызывает недоверие и неприятие у представителя неизбранного еврейским Богом народа или народов, предназначенных быть рабами у избранного по необъяснимой (не объясняемой!) воле еврейского Бога. Не говоря уж о предназначении быть уничтоженным самым зверским образом (см. «Тору»).
Но я НАДЕЮСЬ, что БОГ есть. Без Бога – высшей справедливости — всё теряет смысл. Как говорил Достоевский, если Бога нет, значит, всё позволено. И нет границ человеческой вседозволенности: побеждает и выживает самый смелый (нет Страха Божьего!), переступающий любую черту, перед которой пасуют ( боязнь греха, Страх Божий) другие, не смеющие. Побеждает Сверхчеловек, другой человек, Homo-sapiens, отменяющий «старый добрый мир», так как уже ни во что не ставит его несовершенные, сдерживающие и ограничивающие свободу законы. Вот это и есть Конец Света. Что дальше? - Новые законы, новая мораль, новые ограничения, ещё более жёсткие и жестокие? Фильм «Эквилибриум» (с Кристианом Бэйлом), превратившийся в реальность, и ожидание нового мессии, которого уже не будет? Или бесконечный Армагеддон, очерствение и деградация… Очередной Конец света.
Допустим, что человечество, намучившись с себе подобными, наконец «выдумало» Христианского Бога. И это было поистине его самое главное достижение, вершина его эмоционального, интеллектуального и духовного развития.
Нет, оно не «придумало», оно НАШЛО Бога.
2
Христианство свободно от обид. Пожалуй, христианство даже не совместимо с «чувством собственного достоинства» – оно не требует сатисфакции.
Обида. Если Бога нет, то с обидчиками можно и следует расправляться местью, и мера справедливости произвольна, даже конвенциональные установки не защищают от ситуативных задач или групповых пристрастий и выгод. Месть снимает напряжение от обиды, добавляет сил, восстанавливает социальный гомеостаз, заодно укрепляя чувство превосходства, а затем и могущества – одним словом, экспансия жизни, в отличие от «анемичного христианства». Значит, месть как эффективный инструмент конкуренции, в отличие от тормозящей индивидуальный «подъём» совести, угодна эволюции: чем больше мести, тем больше жизни? Эволюции, выращивающей «злодеев»?
Если человек всего лишь часть природы и ничего более, если он, забыв весь свой многовековый коллективный опыт, все свои нелёгкие и непрямые пути, ошибки и падения, творческие фантазии и взлёты, развитие умственных способностей и совершенствование эмоционального аппарата, научные, технические и культурные достижения, хочет вернуться на тысячелетия назад, быть всего лишь частью «слепого» природного процесса, а разум использовать лишь для выбора способа достижения удовольствия и, соответственно, преодоления всех преград на прямом пути самоутверждения, то зачем был весь его такой разнообразный, такой неоднозначный опыт? И вся литература? Поэзия? Архитектура? Музыка? Философия? Для простой экспансии жизни всё это избыточно. Достаточно силы, воли …и мести. Или, может быть, все эти «излишества» предназначены для совершенствования способов подавления и мести?
Что делать с эволюцией, выращивающей злодеев? - Овладеть Мерой. НАЙТИ Бога. Это и будет чувством собственного достоинства. ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
3
Свобода – это фиговый листок культуры постмодернизма, главный признак которой, - это отсутствие структуры материала (текста, действия, музыки), любого осмысленного акта или понятия: есть предметы как поводы и предлоги для творчества, но нет метода и методологии работы с ними. Свобода! Не странно ли, что творчество, созидание требует жестких ограничений: нарушил границу, меру – и это уже не творчество, а мазня, графоманство, непрофессионализм, в то время как разрушительная работа не нуждается в квалификации, разве, что адская, и не имеет границ: сколько не разрушай, всё равно что-то да останется для будущих разрушений. Свобода!
Нет никакого смысла сравнивать предметный мир, выявляющий себя в материале - камне, металле, дереве, холсте, - фактура и форма которого выражает присущую каждой вещи идею, цельность (породу), гармоническое единство элементов, внутреннее состояние, нерв, напряжение, - даже в расслабленности, - силу сцепления, как внутри предмета, так и его органическую связь с окружающей средой, с миром, с Богом, - ибо нет ничего лишнего у Создателя и ничего независимого от него - с новым (современным) искусством, носящимся без руля и без ветрил по нашей грешной земле и открывающей нам новые (подумать только: ещё никем не виданные!) горизонты, показывающей, подобно ярмарочному Петрушке, смелые фокусы, ничем не оплаченные: ни жизнью, ни «кровью», ни судьбой, и разрушающие привычные для падких на «новизну» продвинутых обывателей связи – а им, хоть каждый день горшки меняй, каша от этого вкусней не станет. Скрипка может подменить балалайку, но балалайка скрипку вряд ли. И тогда она становится предметом жонглирования.
В постмодернистской культуре постоянно и настойчиво пропагандируется, несмотря на полную инородность этого слова в данной культуре, на абсолютное отрицание, неприятие этого слова (такое активное сопротивление свидетельствует о мощном вытеснении – привет Фрейду), всё же - пропагандируется распад и разрыв, случайные недолговечные связи, свобода всего от всего: всех объектов и всех субъектов, вплоть до автора, от какого либо единства, как с целым, так и между собой, будь то хоть текст, хоть гипертекст. Но тем не менее, для самого паразитического существования этой мнимо-свободной (синдром Раскольникова?) гибридной культуры, для защиты её от полной аннигиляции, требуются некие фиксирующие её опознаватели, представляющие её как целое, и, в отсутствие (отказе) от реальных сил притяжения-сцепления, соединяющим материалом выбирается нечто искусственно-эфемерное, синтетическое, как то лак (ср. с уже избитым ярлыком «лакировочное искусство», навешиваемым ранее на другие объекты), т.е. глянец. Именно этот глянец новой культуры, а не бессмысленные и разорванные под ним фрагменты, оплачивается деньгами. Вот и вернулись к буржуазно-пошлому: «сделайте нам красиво» - что поделаешь, гены: яблочко от яблони недалеко падает, даже самое прогрессивное, рано созревшее. Но и свинья далеко от дуба не уходит, дабы не лишиться прокорма, разве что предаёт себя человеку, но тогда это будет уже не умничающий под дубом субъект, а продукт животноводства. Здесь самое время для непомнящих своего культурного родства интеллектуальных упырей повторить простые слова старых человеческих наблюдений уже, возможно, многими забытые как не имеющие отношения ни к новой жизни, ни к новому искусству.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дуба ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди; ведь я от них жирею».
………………………………………………………………….
Как трудно в наше время в мире всевозможных свобод и искушений быть человеком созидающим и как легко – упоительно! - играющим: всё перетасовывать-перелицовывать, разрушать и создавать гибриды, перераспределять и отменять…
Что внизу, то и наверху, что на земле, то и на Небе, – гласит древняя мудрость.
А не боитесь, что Небо, наконец, ответит на ваши настойчивые игры: всё перетасует-перелицует, перераспределит и отменит? Но прежде – разрушит существующее и создаст гибриды.
4
Неосознанные инстинкты и укорененные образы (архетипы по Юнгу), на первый взгляд не связанные с действительным положением вещей, с нашей средой и с нашим воспитанием, и составляющие коллективное бессознательное человечества – это не только древние первоисточники нашей психики, не только наследственные архетипы, являющиеся моделями и матрицами неосознанных жизненных ситуаций, но и «архетипы» будущего, еще никем не изведанного, так же не имеющего наглядных образцов в сегодняшних реалиях, но предвосхищаемые некоторыми художниками, интуитивно создающими образы, которые невозможно закрепить в слове, философами от бога и чуткими писателями - фантастами, особенно в антиутопиях, где образы и коллизии возникают не из произвольных и поэтому обычно ложных фантазий благополучных и самодовольных мечтателей, а из глубокой – глубинной - тревоги, ищущей выход в творческой разрядке. И чуткие творческие люди, имея некоторый опыт в подобных ситуациях, стараются отыскать и вывести на поверхность, в область сознания «архетипы», точнее футуротипы будущих возможностей и будущих испытаний. И наличие этих, пока никем не подтвержденных футуротипов (впрочем, как и архетипов), так ясно предугадываемых многими творцами, часто не знающими друг о друге, разве не может быть свидетельством того, что время – понятие условное, не для биологических и химических объектов, подверженных превращениям, а для психики, никем не зафиксированной души, способной, вопреки влияниям среды и воспитания, иногда проникать как в прошлое, так и в будущее?
5
Двух станов не боец
А. К. Толстой Кто будет играть человека сейчас?
Елена Дунаевская
Отсутствие пошлости, т.е. скромность и понимание взамен претензий и эгоцентризма (Кстати, замечательный талантливейший писатель В. Набоков, увлекшись перечислением и обличением всех видов пошлости, по-видимому, пожелав по примеру Толстого стать нечто большим, чем просто отличным писателем, не заметил, как превратился в эпатажного сноба, чуть ли не в образец пошлости) – это неотъемлемый признак - метка - интеллигентного человека, который дается как неброский знак отличия в результате довольно длительной и не всегда видимой духовной (человеческой?) работы; и говорит он не столько о наличии каких-то особых достоинств, сколько о далеко не триумфальном пути, полном утрат и ошибок, заблуждений и печального опыта с одной стороны, но и о многочисленных уроках и победах с другой: от изжития бессмысленных фобий и ксенофобий - модным нынче словом с утра до вечера размахивают те, на ком шапка горит - до обретении свободы и смелости в оценке себя и мира, в том числе свободой от себя - своих часто необоснованных никакой логикой пристрастий и своего эгоизма, являющихся самыми крепкими путами и самой непреодолимой границей, - как необходимого условия подлинной свободы.
Интересно, являются ли в своем большинстве живописцы (не путать с тусовщиками и «духовными» спекулянтами, занимающимися «новым искусством»), призвание и созидательная профессия которых немыслимы без таких понятий как мера, гармония, оптимальность, интеллигентными людьми? (Даже самая резкая критика и разрушение могут быть необходимыми и полезными, если только они являются промежуточным звеном, необходимым для обновления и будущего созидания, а не завершающим, в лице «самых прогрессивных» представителей человечества, оставляющих после себя грязь и руины, чтобы без оглядки и жалости броситься завоёвывать следующие территории). Скорее всего, да. А поэты?
«Пока не требуЮт поэта к священной жертве…» он, вероятно, всё же должен находиться «над схваткой», «поверх барьеров», вопреки громам и молниям, метаемым из разных лагерей борцами-праведниками и увещеваниям истинных или ложных моралистов, раздающихся из разных станов. И не ради спокойствия своей хаты - нынче-то каждая хата норовит быть в центре всех событий, разрушая естественный и оптимальный ландшафт жизнеустройства, чтобы успеть (куда?), блеснуть, выскочить, надуться, лопнуть….т. е «заявить о себе», а чтобы видеть, думать, понимать, внося свою посильную, не всегда видимую лепту в жизнь человечества.
Находиться над схваткой интеллигентным людям необходимо, чтобы сохранить в человечестве те качества, которых так мало осталось в других социальных средах, чтобы в бесконечных битвах и сварах твердость позиции не превратилась в черствость. И чтобы сохранить ясный ум, свободу и смелость выбрать оптимальный для общего блага, а, значит, и максимально справедливый путь.
Но если уж случится непоправимое, и противоречия, порожденные человеческим эгоизмом и алчностью, станут непреодолимыми… (Наверное, Апокалипсис – это и есть антагонистические противоречия среди людей, уже не очередная мировая, а ГЛОБАЛЬНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА)… именно интеллигенты, уверенна, сделают правильный выбор.
Свидетельство о публикации №212070901363
Если будет время и желание - заходите на мою страничку. Я тоже решил как-то пофилософствовать на этот счёт. Почитайте, потом выскажете своё мнение.
С уважением,
Отрекшийся.
Некто Отрекшийся 09.07.2012 22:48 Заявить о нарушении