Свадьба в Нагорье

               Начнём сначала! С того, что мы, четверо парней, разных по возрасту и жизненному опыту – кто со школьной парты, кто уже  поработавший «на производстве», кто  успевший отслужить в Армии или  на Флоте, кто блондин, кто брюнет, кто рыжий, кто из деревни, кто из города, кто на последнем курсе, кто в начале студенчества, проживали в одной комнате общежития – знаменитой  № 128.

                Наше общежитие, принадлежащее Московскому Горному институту тогда размещалось в корпусах недалеко от метро Студенческая. Они были построены ещё в начале 30-х годов для американских рабочих, сооружавших тогда, практически заново, теперешний ЗИЛ.
             
                Мне представляется, что отношения студентов в мои годы были гораздо более искренними, чем сейчас. Не было такого расслоения по доходам. Потому мы и были более близки друг другу. Вместе ездили ежедневно  по утрам на метро в институт, вместе подрабатывали, вместе кутили на вдруг появившийся заработок, вместе стояли ночами за билетами в модные тогда театры «Современник» или «Вахтанговский», вместе учились и вместе прогуливали. И когда один из наших сотоварищей влюбился мы все и сразу об этом узнали…

                Парень этот, по имени Валентин (мы будем звать его  как в те далёкие годы, Валик) был круглым сиротой. Помощи, ясно дело ниоткуда не получал, жил на стипендию и  случайные заработки.   

                Поступил Валик в Институт прямо после демобилизации  из Армии. Был он невысокого роста, худенький и не очень везучий. Любил играть на семиструнной гитаре и петь романсы, музыку которых сам подбирал «на слух». Неплохо знал музыкальную классику.

                Не помню я его «сердечных побед», одинокий был парень… И вдруг!!! Стал каждый день наглаживать брюки… Стирать чуть не ежедневно единственную белую рубашку. Пропадал на сутки и загадочно улыбался вернувшись.
               
                Так же неожиданно Валик рассорился он со своей «пассией». Отчаянью не было предела. Перестал ходить на лекции, лежал на кровати вниз лицом… Я почти силой таскал его в нашу дешёвенькую столовую.

                Так прошло дней пять-шесть. Потом неожиданно попросил у меня взаймы «червончик» (10 рублей по-тогдашнему – большие деньги), оделся в «парадное» и …  исчез на три дня. Когда вернулся, пригласил всех нас  обитателей комнаты на свадьбу. Вот так обернулось! Собрались мы быстро, лёгкими были на подъём тогда.

                Поехали!!!! До Загорска (Сергиева Посада)  на электричке доехали и просто и быстро. Теперь надо добраться до села Нагорье, где живут родители невесты. На привокзальной площади подыскиваем автобус в ту сторону. Ну, естественно, он уже ушёл, а следующий только к вечеру, через 6 часов.
 
                Посмотрели по карманам: решили найти «частника». Нашёлся, но с автомобилем «Запорожец». Только в студенческие годы можно вчетвером (плюс водитель) втиснуться в такую коробочку…

                А ехать-то  не близко. Русская равнина – не плоская степь, это ряд невысоких гряд разделённых долинами малых и иногда больших рек. Впереди -  уходящая  вдаль лента дороги, которая постоянно, но плавно, то поднимается, то опускается - скрывается из вида и снова появляется, когда поднимаешься на очередной пригорок.

                И виден впереди самый высокий её гребень, где почти всегда  стоит церковь, чаще разрушенная, реже – ухоженная и чистенькая… Перевалив множество таких гребней приближаемся к цели. Через часик  с небольшим – на месте. Село с гордым именем Нагорье видно было издалека….

                Стоит село и правда на самой высокой точке Борисоглебской возвышенности, на пересечении старинных путей Москва – Углич и Переславль Залесский  - Калязин. Русью пахнет каждое название! Золотое Кольцо…
 
                Осмотрелись. В центре села полуразваленная старинная церковь в классическом стиле, с колоннами   и  колокольня со сбитым верхом. В какую сторону не посмотришь – далеко видно и всё расположено внизу: и луга и речка и лес на горизонте – высоко село забралось.

                По адресу и вопросам  к встречным   нашли дом родителей невесты. Большой, ухоженный, свежеокрашенный на каменном цоколе. Каждое окно в резном наличнике, вдоль карниза прорезной подзор. И стоит на улице вьющейся по высокому берегу. Нууу… Крыльцо тоже высокое, по-старорусски. Поднялись, постучали.

                Выглянула белобрысая девчонка, ойкнула и пригласила пройти, проскользнув внутрь перед нами… Тут целое представление, видимо заранее приготовленное: вышла приятная женщина средних лет, как выяснилось чуть позже, будущая тёща нашего Валика и вынесла нам на подносе три гранёных стакана полные водки (до краёв!), бутерброды с салом и колбасой, а кроме того ранние парниковые  зелёные свежие огурчики.

                Поднесла всем, кроме жениха-Валика, ему не положено – жениху до ночи не пить! Как выпили, (до дна пришлось – некоторые еле отдышались с непривычки так, стаканами водку пить!) поклонилась нам хозяйка, а мы, даже не зная обычая, впросак не попали – поклонились в ответ.

                Вышел хозяин – отчим невесты, познакомились с ним «за ручку». Подошла тут и  невеста именем  Таня. Как раз нужная нашему худенькому, субтильному Валику «половинка» - плотная, фигуристая, статная, хоть и невысокая: русское лицо с серыми глазами и русая при темных бровях. Как и положено невесте – в белом платье. Молодец Валик! Порадовались мы за него, переглянулись.

                Позвали  к столу – закусить. Стол ещё не накрыт, но  на углу стола стояло блюдо с огромными ломтями холодца, огурцами, на этот раз солёными,  хлебом, и …    неизменными стаканами с водкой! Как и положено голодным студентам, тем более, что захмелели мы с полных стаканов крепко, не стали ждать повторного приглашения. Быстро закусили  - пора ехать в Сельсовет - регистрироваться.
 
                Поехали в на РАФике–фургончике Скорой Помощи: оказалось хозяин – водитель  этой организации в селе. Несмотря на уже поддатый вид машину вел твёрдо… Привык видимо так.

                В  Сельсовете - канцелярская процедура, но поскольку все  друг друга знают – секретарь, однорукий седой мужчина, окончив формальности, как свой человек, закрыл контору  и поехал вместе с нами - праздновать.

                В большой комнате уже был накрыт стол - что называется,   ломился от вездесущего салата оливье, закусок и бутылок. Тем не менее, женщины всё сновали туда-сюда и всё что-то добавляли…

                Ждать пришлось недолго - все гости уже были тут, ждали только нас. Появились и подружки невесты – сельские девчата. Как и невеста – сероглазые и русые в цветных по летнему времени платьицах. Складненькие, симпатичные – ничего не скажешь…

                Не знаю точно, венчались ли наши молодые, но пока готовились к пиру они и родители невесты на некоторое время исчезали. Когда появились, Валик выглядел несколько смущённым… Тогда для нас это было непривычно. Да и за столом появился священник. Побыл часа два, выпил за молодых  и незаметно ушёл.

                Расселись по местам - лавкам, табуреткам и стульям. Начались тосты и пожелания. Мы тоже сказали о Валике хорошие слова и пожелали счастья молодым. Тосты следовали один за другим. Молодость и хорошая закуска позволяла нам держаться, хотя ни до,  ни после,  пить такими порциями  не пришлось…

                За разговором узнали, что село   Нагорье  древнее торговое стоит на пересечении дорог ещё с XII века. Одно время  принадлежало царице Екатерине II. Она и построила в подарок церковь, что на площади (так вот откуда классический облик православного храма в сердце Руси). По легенде – даже приезжала сюда на освящение, вроде бы проездом в Крым.

                Потом хозяйка, извинившись перед нами – городскими,  подала вместо уже выпитой «казённой» водки самогон. Самогон был лучше! Когда пришлось мне, много позже, попробовать виски, я имел случай убедиться, что их (шотландцев) самогон-виски  против нашего не смотрится. Но мировая реклама делает своё дело…

                Гулянье продолжалось. Появилась гармошка. Что  за свадьба без гармошки и бабьего русского пения: - «Когда б имел златые горы….»! Начались и танцы:  соседней комнате крутили пластинки с модными тогда мелодиями – Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Майя Кристалинская, Эдуард Хиль.

                Приглашённых  девчат  было, помню, в два раза больше, чем парней, считая с нами. Отплясывали допоздна. Пошли провожать новых знакомых… На ночь разместили  нас, парней, в пустом сарае на сене. Хорошо! Ну, а Валик – уже не наш!

                На свежем воздухе и при запахе сена спалось замечательно, но головы поутру ломило... Тут постучалась белобрысая сестричка невесты и сказала сквозь дверь, что ждут завтракать.

                Там первым делом налили опять по стакану отличного самогона - на опохмел. Полегчало. И опять началось – закуски-выпивки, песни-пляски… Несмотря на наше опасения обошлось без драки и даже пьяных ссор.

                Никто из местных парней, видимо, не претендовал на невесту, да и мы вели себя с местными девчонками уж очень аккуратно, несмотря крепкую выпивку.

                Ночью третьего дня нас, как доверенных людей, разбудил хозяин и попросил помочь. Какая помощь ночью? Как он нам сообщил – кончился самогон, надо за ночь нагнать хоть четвертную бутыль. Ну… что ж, поможем!

                Встали,  прихватили принесённую хозяином закуску, пошли за ним под  крутой бережок за яблоневым садом. Там обнаружилась обширная сухая землянка оборудованная по последнему слову перегонной техники. Даже электрическое освещение «рабочего места» имелось.

                В углу - кирпичная печь с вмонтированным баком-перегонным кубом для бражки. Тут и термометр и предохранительный клапан и охладитель-теплообменник  с электронасосом подающим воду из реки - установка промышленной мощности! Рукастый хозяин!!! Вдоль стены – бидоны с вызревающей брагой. Что на белом сахаре, что на хлебном сусле…Что с медом, что на яблоках…

                Развели огонь, размотали-протянули в реку шланг. Под руководством хозяина заправили куб брагой. Растопили печь, начали… Понемногу молчаливый хозяин разговорился. Узнали, что тёща Валика известнейшая в районе  самогонщица. Причём славится именно качеством и разнообразием напитка!

                Узнали, что сам он, придя с фронта (воевал механиком-водителем танка, но  - без единой царапины вернулся), долго   холостяковал, начал было «вчёрную» пить…  «Да вот   она – вытащила. До драки за меня была». Узнали, что приёмная дочка – Таня, учится на зоотехника: «С детства всех котят в дом перетаскала...». И что белобрысая – младшая – от него.

                Спросили, а как милиция? Хозяин с известной гордостью, сказал, что «сама» за нашим самогоном приходит. Так мы «посидели» нагнав насколько литров и «пробуя» каждую партию–заправку. К утру все были хороши… Но наработанную «четверть» донесли, не разбили. Свадьба продолжалась без малого неделю…

                Сейчас детям  Валика уже за сорок… Сами, наверное, женаты.


28.06.2012.                250 лет прихода к власти Екатерины II.


Рецензии
Хорошие воспоминания, Владимир, хорошо добротно написано, прямо побывала на деревенской свадьбе Вашего друга. Понравился хозяин, отчим невесты, поди ж ты, и вправду "вытащила", столько искушения, бидонами, на любой вкус..
С теплом

Галина Степанова   21.07.2012 17:46     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!!!!Это очень важно для меня!!!

Владимир Горев   21.07.2012 22:22   Заявить о нарушении
Интересно написано, вроде бы об обычном, но читала, не отрываясь...

Инсолита   28.12.2012 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.