От чего бежим?

www.laitman.ru
9.07.2012, 15:37 [#82503]
 
Бааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.29: Человек находится под властью системы скверны, задача которой – расширить и увеличить его получающее желание, сделав его огромным и ничем неограниченным, дабы предоставить человеку весь материал, с которым он должен работать, и который должен исправить.

На первом этапе исправления, устремляясь к добру, мы раскрываем зло. Раскрытие это необходимо, а потому мы должны заранее готовить окружение и себя самих, чтобы вынести его. Нужно понимать, что это "материал", данный нам для исправления, которое зависит именно от осознания зла.

Дело тут не в страдании как таковом – мы обнаруживаем, что эгоизм не пускает нас к отдаче. Я отношу зло не к плохим ощущениям, которые доставляет мне желание, а к препятствиям, которые оно ставит на моем пути к единению с ближним и через него – с Творцом.

Вот почему эгоизм является злым началом. В принципе, он может нести мне не беды, а наслаждения. Возьмем, к примеру, семь сытых лет в Египте – чем они были для сыновей Исраэля: добром или злом? Что если человек оторван от духовного под властью своего эгоизма? Что если он знает это, уверен в этом – и в то же время испытывает приятные ощущения в своем получающем желании? Однако же душе его плохо.

Так может быть, это свидетельствует о позитивном развитии? Ведь, несмотря на эгоистические удовольствия, я чувствую себя в египетском изгнании, во власти зла, поскольку царящий надо мной эгоизм не позволяет мне идти к духовному, к Творцу.

А затем наступает другой этап, когда мой эгоизм начинает получать удары. Лучше ли мне от этого? Легче ли? С одной стороны, да: ведь беды эгоизма позволяют мне сбежать от него. А с другой стороны, это ведь эгоизм согласен бежать из Египта – из-за бедствий, а не ради слияния с Творцом. В таком случае, выходит, что теперь на меня возложена двойная работа: я должен подняться над эгоистическими ощущениями и использовать их как рычаг для продвижения.

Давайте проиллюстрируем эту дилемму. В своем получающем желании я могу испытывать хорошие либо плохие ощущения (добро и зло). Если мне хорошо в Египте и мое намерение обращено на себя, то по какому критерию я расцениваю эту ситуацию? Если по эгоистическому желанию, то мне "по-животному" хорошо. В таком случае, я никуда не собираюсь бежать.

Но что если мне плохо в получающем желании? Если я ассоциирую себя с этим злом, то пребываю в кризисе, вплоть до мирового. Если же я понимаю, что это зло помогает мне устремлять намерение на ближнего, на отдачу, то в целом считаю ситуацию хорошей (добро!), поскольку она продвигает меня вперед, подобно тому как Фараон приблизил сыновей Исраэля к Творцу. Ведь как бы плохо мне ни было, есть "смягчающее обстоятельство" – движение к цели.

Однако при этом желание, в котором я пребываю, помогает мне оценивать ситуацию, служит опорой для вердикта. Давайте же рассмотрим другой вариант.

Мне хорошо, но я хочу устремить свое намерение на ближнего, на Творца. Помогает ли мне хорошее ощущение подниматься к Нему? Нет. Следовательно, это плохое состояние (зло).

Однако же я укрепился после "семи сытых лет", на протяжении которых мне было хорошо, а намерение мое было альтруистичным. И вот наступает плохое состояние – "семь голодных лет". Помогают ли они мне на пути к Творцу?

В целом, беды эгоистического желания могут, с одной стороны, поднять меня над ним в попытке к бегству, когда мне легче выбрать духовное, а с другой стороны, затруднить мое продвижение. Почему?

Тора рассказывает о голоде в ханаанской земле, вынудившем сыновей Яакова сойти в Египет. Им стало плохо, и они пошли вперед. В Египте им поначалу было хорошо, а затем вновь пришли беды. Так почему же зло, раскрывшееся в конце изгнания, помогло им выйти из него?

Ответ: испытывая зло, я должен относиться к нему не просто как к плохому ощущению, которое толкает меня куда-то. Нет, я должен противостоять злу и поверять себя: чем вызвано мое бегство? Я бегу потому, что мне больно, или потому, что хочу достичь отдачи?

Таким образом, зло требует двойной работы. В хорошем состоянии мне было бы тяжело бежать от блага. Но если вслед за благом приходит беда, то уровень сложности повышается. Ведь в свое время мы уже бежали от несчастий в Египет – теперь же я должен приподняться над плохими ощущениями и ощутить удары не от плохой жизни, а от плохой власти.

Вначале власть Фараона казалась сыновьям Исраэля хорошей, а теперь им плохо от нее. Причем не из-за нужды, они вовсе не голодают. Позже они еще будут жаловаться, вспоминая котлы, полные мяса…

Так же и сегодня одним народам достаточно "полной миски" и нет дела до правителей, тогда как другие развились настолько, что не готовы мириться с ненавистной властью, даже если это грозит им бедой: невзирая на все материальные блага, они чувствуют необходимость сбросить гнет. Так развивается получающее желание в четырех своих стадиях.


Рецензии
А всё оттого, что понятия добра и зла не абсолютные.

Влад Матин   09.07.2012 23:16     Заявить о нарушении
да собственно все определяется наблюдателем. и зависит от его свойств.

или же можно сказать, что каждый видит в меру своей испорченности.

человек наблюдает воздействие сил природы на свое Я. в мере совпадения, подобия - ощущает Добро. в мере несоответствия - чувствует Зло.

в общем - как аукнется, так и откликнется.

отсюда базовый принцип - измени себя и изменишь тем самым мир.

то есть без требования человека к самому себе измениться - не будет со стороны природы положительного воздействия.

как измениться? это и есть предмет науки каббала.

так как она занимается только одним вопросом. точнее ответом - в чем смысл жизни человека.

согласно наших возникающих желаний м осуществляем свою жизнедеятельность.

мы не продуцируем свои желания. они - результат природы и возникают в нас согласно Ее законов.

однако мы используем эти желания ради себя. Природа же (Творец) работает с нами отдавая себя нам.

в этом и есть между нами разница, которую исправить и есть смысл и цель рождения каждого.

тем самым человек становится подобен силам природы, равен им настолько, что нет уже отдельно ни Творца ни творения.

а есть Одно. Целое и Совершенное в Вечности все распространяющейся гармонии бесконечной Жизни.

Александр Цесаревский   10.07.2012 10:14   Заявить о нарушении
Задача и состоит в осознании этого Единства. Пока люди мнят себя царями природы, толку не будет. Ни нам, ни тем более ей.

Влад Матин   10.07.2012 13:06   Заявить о нарушении
Осознание единства не придет как само себе разумеющееся. Его следует в себе воспитать.

рекомендую Вам ознакомиться с методикой интегрального воспитания.
http://www.laitman.ru/metodika-integralnogo-vospitaniya/

начните для простоты с бесед с Ульяновым.

это очень занимательно.

Александр Цесаревский   10.07.2012 15:18   Заявить о нарушении
А никто и не говорит о спонтанном процессе.

Влад Матин   10.07.2012 17:30   Заявить о нарушении