эссе по психологии. мотив раздвоения личности
Согласно данному заданию, нам необходимо написать некий отзыв на некое литературное произведение, в котором мы усматриваем некий психологический мотив, некую проблему, возможно даже заболевание.
Признаюсь, мне, как, наверное и многим, (это, во всяком случае, касается тех, кто во время лекции сидел рядом) первым делом пришел в голову Кафка.. Но ведь это так тривиально! В этот момент поток мысли оборвался, практически на две недели… И как же кстати была лекция по литературе о Гофмане. Она-то, с пресловутым гофмановским мотивом двойственности и стала отправной точкой моего эссе.
Вообще, мотив двойственности необыкновенно популярен и оттого широко применяется в искусстве самых разных направлений: от романтизма (который, собственно во главе с Гофманом можно считать основателем данного художественного приёма) через реализм (в том числе Достоевского) к абсурдизму (скажем, Эжена Ионеско) и постмодернизму (в котором, признаюсь, я не сильна). Разные писатели в разные времена обыгрывали его совершенно по-разному и объясняли его с разных сторон, находили ему разные причины и разные литературные воплощения. По-видимому, именно многоликость данного приема и является причиной и залогом его популярности и успеха.
В данном эссе я бы хотела рассмотреть одну из наиболее сильных вариаций двойственности в литературном произведении. Это вариант, обоснованный раздвоением личности.
Я, как человек, имеющий к психологии отношение весьма посредственное, не знаю, насколько интересен и изучен этот вопрос в психологии, однако литературой он очень любим, так как даёт возможность сильнее воздействовать на читателя, потрясти его, подорвать основы его понимания мира и задуматься об истинности его видения жизни. Читатель может засомневаться, запутаться и испугаться вместе с героем и задуматься вместе с ним. Но, в отличии от героев, у читателя еще есть возможность разобраться в себе, в тех ролевых играх, которые он ведёт, и выйти на истинную дорогу. Герой же редко успевает или остаётся способен жить и здраво анализировать действительность и это печально… Хотя, как говорят великие режиссеры, что бы проблема запомнилась и заставила человека над ней задуматься, она должна окончиться трагедией.
Часть 2
В качестве примера, я бы хотела опереться на поэму С.Есенина "Черный человек". Она имеет достаточно развернутое содержание, что бы брать её, как самостоятельное произведение, не требующее дополнительных источников и сведений, а также дающее весьма широкую панораму бредового, сумасшедшего, сумбурного человеческого состояния. А с другой стороны, она имеет достаточно скромный объем, что, с одной стороны, оставляет в читателе ощущение незавершенности и некий шлейф фантазийного переживания и содрогание ужаса, а другой - позволяет мне с легкостью приложить её к данному эссе. Здесь было бы уместным добавить, что Есенин перерабатывал поэму и те, кто слышал начальный и окончательный варианты поэмы, говорили о том, что после переработки поэма стала короче и потеряла часть драматичной трагедийности.
Поэма выглядит, как монолог, или письмо, в котором главный герой, обращаясь к другу описывает ему своё состояние, а так же передаёт мизансцены и общение и отрывки из диалогов с неким чёрным человеком. Здесь в ход вступает множество метафор: черный, как неизвестный, таинственный, страшный, старый и маленький, одновременно с тем большой и угрожающий, таящий в себе угрозу, приходящий под покровом ночи и, как позже выяснится - теневая сторона личности своего героя, совокупность всего самого ужасного в герое! Оттого он так герою неприятен, что герой сам в себе не приемлет все то, в чём ЧЧ* его уличает и, воспринимая ЧЧ, как носителя этих качеств и черт** герой его и ненавидит, и боится. Казалось бы ЧЧ выступает, как внутренняя совесть, увещевающая героя и ставящая ему на лицо ве грехи. Это так, и не только так. Мы так же наблюдаем внутренний конфликт героя (исходя из того, что герой и ЧЧ - одно лицо). ЧЧ озвучивает истины, которым, с его точки зрения в жизни стоит следовать ( и они достаточно верны), но герою они претят, ведь он быть должен свободным человеком! А здесь всегда этот чёрный, так не вовремя, так некстати… Герой устал "казаться улыбчивым и простым", он "очень и очень болен". ЧЧ смеётся над героем, иронизирует, брызжет напоённой сарказмом слюной, говоря о смехоподобности типа существования героя (вероятно сам герой подсознательно это тоже понимает, но ещё не способен признать, ведь это так сложно! нужно всего себя изменить, изменить себе - хотя сам ты уже изменился, иначе этого конфликта не было бы).
Это противостояние достигает апогея! и в нежданного гостя летит, пущенная слабой рукой, доведенного до отчаяния, больного человека, трость…
Вот оно - это ужасное прозрение:
...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...
Разбивается миражное существование. Приходит осознание. Исчезает зазеркалье, как факт и как фантом. Приходит исцеление от наваждения и ужас от глубины и многоликости бушующих внутри человека проблем… На них, пока что, нет ответа.
* ЧЧ - чёрный человек
** черт - от черта; ( сущ. ж.р.)
Свидетельство о публикации №212070901540