Бог в душе

Я всегда верил в Бога, с младенчества. И продолжаю верить, несмотря на прожитую жизнь. Ну, не брать же всю ответственность на себя! Конечно, есть Бог, который умнее меня, и который за все отвечает.
Не буду банальным, повторяя за многими, что в повседневной жизни возникает масса примеров, подтверждающих существование Бога и царствия небесного. В минуты духовных напряжений появляются подсказки неизвестно откуда, общение с усопшими родственниками временами принимает самые реальные формы, действие интуиции вообще не поддается никакому рациональному описанию.
Таким образом, в существовании Бога у меня нет никаких сомнений. Как и положено, я верю в это метафизически, не требуя  дополнительных доказательств. Это мой внутренний процесс, и внешняя помощь мне здесь не нужна. И я прекрасно знаю – во что именно я верю.
Другое дело – церковь. Здесь есть вопросы. В начале текущего года я принял таинство крещения. Здесь и дань православной традиции на Руси, и любопытство, и уважение к конкретным предкам моего рода. Появился священник – отец Владимир, молодой человек, вызывающий уважение. Я крестился с удовольствием, по мере сил выполняю церковные каноны, но больше наблюдаю. И за собой, и за церковью. Наблюдать я умею, ученая жизнь приучила.
Все было хорошо, красота церковной службы, песнопения, посты, назидательность священника. Но со временем научная тренировка начала проявляться. Ну, хорошо, церковь говорит: «Бог, святой дух, троица и т.д.». А что это такое? Библию посмотрел – там нет определений. Священника спросил – тот непонятно ответил. Другого спросил – вообще не ответил. Светских людей стал спрашивать – ничего вразумительного не услышал. «Бог везде, он – бесконечность…», «Царствие Божье – в нашем сердце» - такие определения невозможно понять.
Все эти диалоги есть, они записаны, со временем в мемуарах разберу, если Бог даст. Я даже написал статью со своей гипотезой мироустройства, и определениями основных религиозных понятий. Стал рассылать статью в религиозные журналы - молчание. После нескольких попыток я послал свою статью пресс-атташе патриарха. И тоже не получил ответа. Удивительно! У меня более 130-ти научных публикации, но такого отношения к моим работам я не видел никогда - внимание было всегда, молчание - впервые.
Я привык, что в науке сначала определяют понятия, затем формулируют цель. И только после этого начинается процесс исследования. И такой порядок действий кажется мне правильным.
И тут появилась еще более удивительная мысль – священники не знают определений понятий, к вере в которые они призывают. Они не могут сформулировать – что такое Бог.
Но позвольте! Как же можно верить в то, что не определено. И чем тогда занимается церковь, если она не знает во что призывает верить?
И тут, после анализа ситуации, все встало на свои места. Со времен Византии церковь и император правят подданными. Церковь правит душами, а император – телами. И зачем тут Бог? Он не нужен, ибо церковь говорит не о Боге, а о том – как народу нужно правильно жить, чтобы не нарушать государственное устройство. Бог вынесен за скобку, он не участвует в разговоре, который ведётся о нормах жизни людей – что хорошо, что плохо, заповеди, посты, службы, храмы, иконы, приходы, свечи. Все это касается людей – прихожан, и Бог тут не нужен.
Зачем Павел Флоренский писал свои размышления об устройстве мира, например в своей книге «Мнимости в геометрии»? Если он глубоко верил, то зачем придумывал мироустройство? А затем, что об этом никто не говорит. И религия – в частности, и в особенности. Общепризнанной теории не существует, которая объясняла бы устройство божественного мироздания. И этот вопрос не обсуждается!
Ну и правильно! Ничего плохого тут нет. Каждому – своё! Народу нужны простые и понятные правила, а если у кого возникают первичные вопросы, то на них можно и не отвечать, как в моем случае. Да рядовые священники и не знают ответов. А знающие – не желают отвечать. Всё как у людей!
Отсюда следует самый удивительный вывод – Бога в церкви нет! Он есть в моем сознании, и такой – каким я его себе сам создал. И это – всё! А церковь решает совсем другую задачу – дает версию правил жизни людям. Но такие правила можно выполнять и без церкви, светское воспитание дает аналогичный результат при правильной постановке. Стоит ли говорить, что у церкви нет достоверных с научной точки зрения фактов, подтверждающих её причастность к Богу.
Вот мы и приходим к известному выражению – «образованному человеку церковь не нужна». Истинно говорю вам!
Конечно – памятник культуры, дань традиции, красота службы… Но Бога там нет.
Поиски Бога продолжаются. Уже то хорошо, что я знаю - где его нет.
Моя вера от подобных рассуждений не уменьшилась, а только усилилась.


Лето 2010 г.


Рецензии