ВЫ - СВЕТ МИРА

ВЫ – СВЕТ МИРА.
   Это вторая часть предыдущей заповеди: вы- люди содержащие свет так пусть свет ваш светит перед людьми. Что значит свет? Человек – лампочка, человек – свеча? Нет, далее Господь объясняет: чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Стоп. А как же про то, что левая рука не должна ведать, что творит правая? Это же касается милостины. Или милость не считается добрым делом? А как же «Блаженны милостивые? Караул, мы совсем потерялись… . Заметьте, что здесь важно не только действие, но и очень важны, даже если не более важны мысли, которые сопутствуют этим действиям: добрые дела делаете вы, но прославлять за эти добрые дела должны Отца Небесного, то есть добрые дела должно делать не для своего прославления, самоудовлетворения, самовозвышения, но для прославления Бога нашего. Мне могут сказать; «Вот интересно, я делаю, а благодарность Богу»? Да, Богу, потому что именно Он дал вам изначально те предметы, те возможности, благодаря которым вы можете оказать милость. То есть Он, желая вашего спасения, создал обстоятельства, в которых вы могли бы оказать милость человеку ли, животному ли, спасти, помочь, принять участие, стать причастным к добрым делам Его. Он, который каждого из нас лепит, как горшок для того, чтобы мы служили нашей жизнью для тех или иных целей, Он избрал вас, чтобы вашими руками помочь какому-то человеку или иному бедствующему существу. Вы всего лишь инструмент в руках Бога, Он по своей милости дал вам возможности стать милостивым, попасть в Царствие Небесное. Поэтому не вы подаете милость, но Бог ее подает вашими руками. Поэтому добрые дела ни в коем случае не должны сопровождаться гордостью от содеянного. Всю благодарность, все добрые слова и пожелания следует относить к Господу. И это не ревность Господа по отношению к людям Его, но это великая защита, чтобы люди не разрушили души свои, впустив в них гордость от содеянного, ибо оно тогда сразу обесценится. Поэтому, делая доброе дело, следует обязательно просить людей благодарить Господа за доброту. И если ваши деяния пробуждают в вас гордость самохвальство, желание благодарности, вы не должны афишировать их, но вы должны таиться, чтобы левая рука не знала, что делает правая.  Это не значит, что добро делать не надо. Надо. Но не надо афишировать, не надо подставлять душу свою под атаку гордыни. Это очень трудно противостоять гордыне, она очень многолика, потому и завет дал Господь давать милостину втайне даже от себя самого. 
  Вообще я красиво тут расписала: вот боролся, боролся человек со своей гордыней, а потом проснулся человек и вдруг чувствует: а гордыня-то ушла. Ура, теперь можно всем сказать, что это я им помогал и т. д. Это по рассмотрении тщательном тщеславие. К сожалению, не знаю, как для вас, а для меня гордыня моя – мой вечный бич, благо Господь по милости своей дает мне частенько видеть, как она захватывает мои оборонительные бастионы. Не знаю, как вы, а я без Господней помощи очень быстро раздулась бы как индюк в гордыне своей и поражала бы всех своим самодовольством и самовосхищением. У меня такое ощущение, что моя гордыня подобна бороде мужчины: сколько ее накануне ни сбривай, а на утро она опять отрастает. Только у мужчин борода растет все время на одном месте, а моя гордыня изменчива и часто маскируется под хорошие, благородные чувства : то я начинаю гордиться одним, то другим, то третьим, спохватываюсь, прошу прощения у Господа, потом восхищаюсь собой, как я вовремя спохватилась (опять гордыня!). Потом опять собой же, как хорошо я попросила прощения (и еще раз гордыня – самопохвала). И наконец, поняв, что моя гордыня опять меня обманула и сумела под видом смирения пробраться мне в душу, стою я сокрушенная перед Господом и не знаю, как отмолить грех гордыни своей. С каким восхищением я читаю жития святых, которые одолели грехи, изгнали их из сердца, из души. Они – свет мира. И действительно нельзя их прятать от мира, но надо ставить так высоко, чтобы люди видели их, чтобы свет их мог коснуться каждой души и пробудить в ней божественную искру, которая по той или иной причине пока спит в этом человеке. Кстати, сам Христос все время подчеркивал, что все чудеса, которые Он творит, Он делает во славу Бога отца. Удивительное сочетание смирения и могущества духа, установление всей силы духа только на службу своему предназначению. Христос нам в качестве светильников посылает тех людей, которых мы называем святыми за их жизнь, посвященную службе Богу.
  Что характерно – люди чувствуют таких подвижников и оказывают им почтение, а те, неуловимым и мне непонятным способом пропускают похвалу и почтение к Богу, напоминая всем, что они всего лишь Его слуги и делают то, что Он указывает.  Свет таких людей светит миру пред людьми. И люди видят этот свет, видят добрые дела и учатся прославлять  Отца Небесного.
  Вот написала я эти слова и подумала, а как определить, пора считать себя светильником или не пора? По-моему, пока человек об этом думает-мечтает, у него там, внутри сидит червячок (а то и змей-Горыныч) и обижается, что ему похвалы не досталось, что не к нему обращена оказалась заслуженная благодарственная речь. Вспомните святого Николая – великого чудотворца, который втайне подбросил мешочки с золотом для приданого девушкам, уж он ли не был уже тогда чист, в сравнении с подавляющим большинством из нас? Но делал тайно. Так что пока есть желание  открыто творить дела добрые, есть угроза, что вы их кладете в мыслях своих на алтарь самости своей. А с другой стороны надо себя помаленьку приучать к высоте чувств, а для этого надо постоянно их отслеживать, стараться делать добрые дела, а чуть червячок зашевелился – к Богу с молитвой о помощи. Иначе не заметите, как червячок в змея-Горыныча вырастет, сердце ваше забронзовеет и перестанет быть живым. Только не подумайте, что вот, мол, Господь отнимает у вас благодарность, Поймите, Бог он не снаружи, он внутри нас. Отдавая благодарность Богу, вы усиливаете Бога в себе и таким образом защищаете себя от гордыни, от самости в итоге от тьмы. А Господь, получив благодарность, через вас, вам же и воздаст добротой и любовью, теми ценностями, которые никакими деньгами не купишь. И еще не надо думать, что поскольку не ожидать благодарности не получается, то не стоит и добрые дела делать. Делая добро, вы преодолеваете в себе тьму, стараясь не идти на поводу у гордыни, вы дважды одолеваете тьму. Просто путь этот от тьмы к свету очень неблизкий, иной раз он тянется десятки лет постоянной работы над собой, своей душой. Но если его не начать прямо сейчас, если не двигаться вверх, то это не значит, что вы не катитесь вниз. Стоять на месте не удается. Если не пытаться тянуться к свету, то придется съезжать вниз к тьме. Съехать легко, но там пребывать очень тяжело. Так что чем дольше откладывать рывок вверх, тем более он становится невозможен. Подумайте о душе своей. С чем она придет на суд к Господу?
   И опять я вернусь к тому, что говорил Господь. Он говорил: «Вы – свет мира»… тем, кто пришел за ним слушать Его, внимать Ему, принять свет любви Его. И мне кажется, что Он говорил это, поскольку Он в душах людей этих зажигал веру, жажду настоящего служения, жажду света и любви. И если в душе появилась эта жажда, этот свет, то нельзя прятать его и жить, словно ничего не случилось, но надо и самим идти к Богу, и призывать всех остальных идти к Богу за собой. Надо не ставить светильник под кровать, но светить людям, освещать им светом своим путь к Богу. Это милостину нужно прятать, но веру свою прятать нельзя, но надо нести ее, надо открыто признавать Бога своего, чтобы люди видели приверженность к Богу и понимали, что вера есть радость и счастье, а не что-то плохое и нелепое, как нам внушали все годы советской власти, как внушают сейчас пособники тьмы. 


Рецензии