Гамлетовский вопрос израиля

                РЕЦЕПТ ОТ ГЕРЦЛЯ
                глава девятая

   Мало кто в Израиле знает (да и не только в нем, ибо это не афишируется), что глашатай еврейского государства Теодор Герцль предлагал решить "еврейский вопрос" переходом еврейской молодежи в христианство. При помощи католической церкви, "по крайней мере в Австрии".
   Он писал об этом в работе "Дело евреев. Книга первая", имевшей примечательный подзаголовок:"Начато в Париже под Троицу 1895 года". Это уточнение невольно наводит на мысль, а не был ли обращен в христианство и сам Герцль, раз для него вполне естественным было указать, что книга начата в канун важного христианского праздника? Во всяком случае известно, что его сын Ганс был крещен, что вызвало сложности  при переносе его праха для захоронения в Израиле, рядом с отцом.
   Предлагая столь радикальный способ изменения вероисповедания, Герцль надеялся, что это приведет к искоренению антисемитизма. Переход в христианство Герцль собирался организовать  в церкви святого Стефания, по воскресеньям, в двенадцать часов дня,- "не в обстановке стыда, как бывало до сих пор, а с высоко поднятыми головами".
   Сам Герцль и "вожди" движения по переходу в "религию большинства" оставались бы евреями в качестве его "пропагандистов" и "переходного поколения". "Молодых сыновей, однако, следует превратить в христиан, пока они еще не достигли возраста собственных решений, когда крещение выглядит как трусость или карьеризм".
   Идея Герцля католической церковью была отвергнута. Ему было сказано, что он не имеет на ее реализацию ни права, ни возможности.
   Какое решение после этого принял Герцль относительно себя, неизвестно, хотя, может быть, это где-то и зафиксировано. Но кто будет заниматься этим поиском?
   Сама же идея Герцля показывает, как далек он был от реальной еврейской жизни. Хотя и признавал:"Ни для кого не тайна, что за исключением богатых, почти все евреи не имеют никаких сношений с христианами. Во многих странах бывает даже так, что еврей предпочитает быть окружен лизоблюдами и бездельниками из евреев, только бы не знаться с христианами, так глубоко гетто положило между ними роковую грань".
   В иудаизме имя Христа даже произносить запрещено, а тут Герцль предлагает переходить в христианство! Те отдельные храбрецы, которые решались на это, проклинались даже своими родителями и навеки отлучались не только от дома, но и еврейской общины. Они считались умершими.
   Впрочем, чему удивляться, что Герцля посещали столь странные идеи, ведь он воспитывался не на еврейских традициях, а на немецкой культуре, немецкий язык был для него родным, иврита он не знал, а идиш презирал. "Что же касается  того жалкого и несчастного жаргона, которым мы теперь пользуемся, того проклятого языка, который мы приобрели, заключенные в наших смрадных гетто, то наши народные учителя, конечно, уже обратят все свое влияние и приложат все старания, чтобы изгнать его. А тем временем приобретет права гражданства и сделается главным языком тот, который мало-помалу окажется полезным и общеупотребительным",- писал Герцль в книге "Еврейское государство".
   Задачу - "изгнания" идиш - вначале "решил" Гитлер, уничтожив шесть миллионов европейских евреев. А затем, в государстве Израиль,- Бен-Гурион, который мог слышать рассуждения Герцля в разговорах со своим отцом. Бен_Гурион категорически запрещал своим министра говорить на идиш (а многие из них были из бывшей Российской империи) даже в перерывах между заседаниями.
   Выбор был сделан в пользу иврита, и даже свои еврейско-"русские" фамилии министры передали на традиционно ивритские, и это вошло в повседневную практику и в различных слоях населения.
   Не отделили от государства и религию. Бен-Гурион хотел обеспечить себе поддержку ультраортодоксов, и одного из них ввел в правительство в качестве министра.
   Израиль - государство не религиозное, но и не светское, а некий гибрид, в котором религиозное меньшинство с каждым годом все более настойчиво навязывает светскому большинству свои правила жизни. В субботу не работает транспорт, закрыты магазины, учреждения и предприятия, а во время религиозных праздников  замирает вся страна и на весь период их празднования.
   У религиозных своя система просвещения, хотя она финансируется государством, где категорически не приемлют общеобразовательные дисциплины и изучение иностранных языков, совместного обучения мальчиков и девочек, но нередко и выходцев из разных религиозных общин. Все попытки очередного министра просвещения внести в эту систему  изменения сделать ее более современной, наталкиваются на ожесточенное сопротивление раввинов. И в конечном счете они побеждают, ибо политики боятся, что на очередных выборах те выступят против них.
   Когда-то Герцль удивлялся тому, что именно раввины не поддержали его идею возрождения государства Израиль. Он-то думал, что они первыми бросятся ему на помощь. А "ларчик" просто открывался:раввины ни с кем не хотят делить свою власть над паствой. Они лучше обойдутся без государства, чем без паствы.
   Когда же государство было все-таки воссоздано, раввины сумели поставить себя так, что не разрешают власти вмешиваться в свои дела, но с охотой получают от государства социальные блага. А с властью они всегда договорятся, ибо взаимозависимы друг от друга.
   Раввины способны проявлять гибкость, когда речь идет о выгоде, и не только материальной, но и политической. Когда завершилась вторая Ливанская война, принесшая Израилю и правительству мало славы, тогдашний премьер Эхуд Ольмерт вдруг вспомнил о завещании Герцля, просившего перенести в Израиль и прах его детей.
   Судьба детей Герцля сложилась несчастливо. Одна дочь сгинула в фашистском конлагере, вторая, душевнобольная, покончила жизнь самоубийством, и якобы на ее могиле застрелится и сын Герцля Ганс. К тому же он был христианином.
   В общем, возник букет, казалось бы, неразрешимых теологических вопросов. Однако раввины смогли решить их. Говорят, перед смертью Ганс отказался от христианства и вернулся к вере отцов. Где это зафиксировано? А где зафиксирован его переход в христианство? У вас есть документ, подтверждающий это? Нет? Ну так на "нет" и суда нет!
   И был вынесен вердикт:перезахоронить разрешается!
   Впрочем, событием для израильтян это не стало. Для них гораздо важнее в тот период было "переварить" недавнюю Ливанскую войну.
 


Рецензии