Возвращение к прямым выборам губернатора?

Похоже, что Россия возвращается к выборности губернаторов. Программные статьи В.В. Путина, выходившие в различных периодических изданиях в начале этого  года оказались не пустыми предвыборными обещаниями, о которых можно было бы забыть по вступлении в должность президента Российской Федерации.
   Еще совсем недавно, пару-тройку лет назад, спешное изменение Конституции РФ по поводу изменения сроков президентских полномочий с 4 до 6 лет, выглядело ударом  в сторону по и без того не прочным позициям российской демократии…А тут еще и губернаторов стали назначать на должности сверху, породив волну недовольства и пессимистических прогнозов о близком наступлении монархии.
   Политика Медведева выглядела вполне логичной: за непродолжительное время была  обсуждена и внесена парламентом  поправка к  Конституции  о сроках полномочий российского президента, дабы преемник и наставник действующего главы государства не выглядел совсем уж диктатором. Но в отношении общего стиля правления, политика Медведева входила в противоречие с прокламационными заявлениями В.Путина – по части развития экономики и политической системы. По первому пункту, согласно Д.А. Медведеву: «наша экономика зашла в тупик», по второму: стали проявляться признаки застоя и оказалась реальна «угроза  превращения стабильности в фактор стагнации». Нас интересует второй пункт:  развитие политической системы в России. Вот  его-то мы и попытаемся рассмотреть и проанализировать.
   23 ноября 2010г. Д.А. Медведев в своем видеоблоге поместил обращение к россиянам с  названием: «наша демократия несовершенна, мы это прекрасно понимаем, но мы движемся вперед»  ( http://blog.da-medvedev.ru/post/119 ), в котором  чуть ли не тезисно изложил модель и схему функционирования будущей политической системы России. В частности, говорилось и  о выборах губернаторов: «Партии, которые имеют большинство в региональных парламентах, получили исключительное право предложить Президенту кандидатуры на посты губернаторов». Не стоит сомневаться в том, какая партия получила это право. Так что… « большинство избирателей имеет возможность участия через поддерживаемую им партию в формировании исполнительной власти своего региона».
   Но уже 22 декабря 2011г. Д.А. Медведев в послании к федеральному собранию заявляет о возвращении к прямым выборам (думается, все-таки, наша общественность, письма к президенту многих граждан сыграли свою роль в данном вопросе) и подготовить к весне закон о выборах губернатора. Прошло чуть более года, правительство решается на проведение столь «радикальной» реформы (http://www.rg.ru/sujet/4543/index.html). Вдобавок ко всему, 6 февраля 2012г. выходит статья Путина «Демократия и качество государство». В ней, в частности, говорится о «возвращении к прямым выборам» (http://www.kommersant.ru/doc/1866753). Впоследствии  смысл слов  возвращения «к прямым выборам» (псевдовыборам?) станет более ясным..
    С 1 июня 2012г.  вступил в силу  закон о выборах губернатора (http://www.rg.ru/2012/05/04/gubernatori-dok.html). Что же в немсообщается? А сообщается следующее: «Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения». И далее, не менее интересное дополнение: «Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации(…), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом Российской Федерации».
  Не совсем понятна роль  президента в  «таких консультациях». То ли он будет одобрять, предложенные ему кандидатуры, то ли утверждать самих кандидатов. В последнем случае самовыдвиженцам ничего не светит, кроме «лампочки Ильича». Ведь «выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации». При этом «кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации» (статья 1,пункт 3). Да к тому же еще собрать в свою пользу необходимое количество  подписей избирателей. Иначе никак. Иначе – лампочка.
4 декабря 2012г. состоялись парламентские выборы. Наверное, не требуется озвучивать правящую партию, набравшую большее количество голосов в  России  и Кузбассе...   В целом по стране приняло участие в голосовании всего лишь 1/3  населения страны, остальные  2/3  остались дома (видимо те, кто считал себя самым умным и политически грамотным, на каждом углу и на каждом сайте рассуждая о ЕР, президенте, власти  т.п.). Та основная часть населения, которая могла повлиять на итоги голосования (как я понимаю, преимущественно, противники Единой России), осталась безучастной к судьбе России. Увы, теперь мы имеем то, что имеем (т.е. нас имеют).
    Как говорится в итоговом докладе по поводу принятого закона  о «выборах Губернатора Кемеровской области» ( http://www.sndko.ru/news_event_a/3089.html ) : не исключена возможность участия в выборах Губернатора  и самовыдвиженцев: «Избирком Кемеровской области собирается проанализировать опыт регионов и внести свои предложения по доработке законопроекта, в том числе о праве самовыдвиженцев принимать участие в выборах Губернатора».
   Нами не исключается вариант подобного участия самовыдвиженцев в выборах Губернатора, но гораздо прозаичнее  и правдоподобнее выглядит  совсем иной сценарий развития будущих событий, а он видится   в таком ракурсе. - Действующий и ныне здравствующий губернатор Кемеровской области вынужден будет  сложить с себя полномочия и уйти в тень, но вместо себя подготовит преемника. И, скорее всего, именно кандидатура, предложенная А.Г.Тулеевым (в преданности кандидата курсу партии  и лично Аману Гумировичу, видимо, не стоит сомневаться), и будет выдвигаться от Единой России на пост губернатора Кемеровской области.
   Вместе с тем, стоит заметить и отдать должное действующему губернатору Кемеровской области (в народе: «АГТ»), – он пока что ключевая фигура позиций ЕР  в Кузбассе, да и на политической арене тоже. Если он уходит и выпускает из рук тайные нити правления,  неизвестно какая начнется грызня  и свара по поводу передела власти-собственности в регионе, и чем всё закончится.
    В Кузбассе настали непростые времена, но еще более непростые нас ожидают впереди, в будущем. Всем известное китайское проклятье гласит: "жить в эпоху перемен".  Эпоха перемен неизбежна. Но в том, что переход власти осуществится безболезненно для Кемеровской области и не  отразится отрицательным образом  на населении, нет никакой уверенности.
 До 2015 года осталось совсем немного, есть над чем поразмыслить и о чем побеспокоиться и нам  и действующему губернатору.

5 июля 2012


Рецензии