Крах фальши

Многие сейчас говорят о крахе музыкальной индустрии. Явление это международное, не только российское, но как всегда в России всё ощущается острее, так как усиливается фоном собственных проблем и нюансов. И вот этот “крах музыкальной индустрии” естественно особо болезненно воспринимает рок-музыка. Это жанр, который всегда переживал непростые времена из-за своей прямоты, открытости, бесцеремонности и пропаганды свободы и самостоятельности. Однако ещё до того, как начались все эти кризисы, многие честные, интеллигентные и неглупые люди, говорили о том, что в России рока нет и быть не может. Вы согласны с ними? Знаете, я под весом определённых фактов склонен согласиться. Да, у нас есть “рок-музыканты”, но являются ли они рокерами? Хочу поделиться своими соображениями.

Давайте разбираться… ну вот начнём например с того, что есть “наше всё” - группа “Ария”. Вот вытяжка из биографии Валерия Кипелова: ” После армии в 1978—1980 годах Кипелов входит в состав ансамбля «Шестеро молодых», где также состоял Николай Расторгуев, позже лидер группы «Любэ». В сентябре 1980 года Кипелов и Расторгуев продолжают свою карьеру в ВИА «Лейся, песня», куда влился весь состав «Шестеро молодых». Но в 1985 году ВИА не сдаёт государственную программу и ансамбль закрывается. Кипелов переходит в ВИА «Поющие сердца», продюсером которых являлся Виктор Яковлевич Векштейн. Когда Владимир Холстинин и Алик Грановский, участники «Поющих сердец», начинают создавать хеви-метал проект, Валерий присоединяется к ним как вокалист.”  Отлично, кстати в “Поющих сердцах” в своё время работали Виталий Дубинин (заменивший позже Грановского в “Арии”) и Николай Носков. Смотрите сколько сразу всего интересного: ну Носкова все знают (“Парк Горького”), променял он в своё время рок на эстраду, а его не менее известный сотоварищ Маршал, так и подавно на шансон. Кстати о шансоне, в составе “Лейся песня” в своё время в качестве художественного руководителя был замечен Михаил Шуфутинский. Здесь был упомянут “метр русского трэш-мэтал“ Алик Грановский, если кто не знает – это основатель метал группы “Мастер”. Есть такой уважаемый в рокерской среде гитарист Дмитрий Четвергов – не все знают, что он был продюсером певицы Алсу и выкидыша “Фабрики звёзд” Дмитрия Колдуна, также был гитаристом групп “Дюна” и даже “Кармэн”, то есть это абсолютно эстрадный артист. Раз уж пошли по гитаристам (и кстати продолжим об “Арии”): Сергей Маврин, виртуоз известный прежде всего по группе “Ария”, побывал гитаристом Дмитрия Маликова. Кстати о виртуозах, помните такого Виктора Зинчука, героя неоклассической электрогитары? “Золотая гитара Росcии”!  Начинал у Аллы Пугачёвой. Кстати о Пугачёвой, есть такая украинская рок-группа, которая в России популярнее чем на родине, называется “Океан Эльзи” – их Пугачёва продюсировала по-началу. Артур Беркут, после ухода из “Арии”, стал записывать попсовые саундтреки (фильм “Камень”) и петь спортивные хоккейные гимны, прославляющие нефтяных спонсоров. Ну и закончим уже об “Арии” -  новый вокалист, сменивший Беркута, Михаил Житняков – член партии Единая Россия и депутат в Московской области - ну это что-то новенькое, у нас и политики ещё в рок музыку лезть стали. Это кстати не единственный пример: Андрей Ковалёв, в “металистских” кругах известен как лидер группы “Пилигрим”, а во всех остальных, как сольный эстрадный певец, ну а вообще-то он тоже из депутатов-едросов. Настоящий “рокер”! Группа “Эпидемия” в 2012 году много концертов провела без клавишника, интересна была причина куда он девался – оказалось что он “подрабатывает” у поп-певицы Максим, ну и при совпадении графиков, участник легендарной российской пауэр-метал группы предпочёл более интересным играть попсу! Ну кстати и сам лидер “Эпидемии” Юрий Мелисов, является сотрудником СМИ, а именно режиссёром новостей канала НТВ, то есть человек как понимаете не далёкий от “бомонда”, но весьма зацензуренный, наверное потому и пишет про эльфов и фантастические всякие волшебные дела, чтоб не дай бог вдруг чего не того не сочинить.

И так далее, далее, далее… Вы понимаете к чему я это всё? Вы наверняка заметили теснейшую связь наших “рокеров” с “эстрадой”. Люди, которые так запросто могут переметнуться и петь и играть что угодно ради денег. Вот поэтому-то и нет в России рока, потому что наши “рокеры” ни чем ни отличаются от поп-звёзд. Они так же хотят получать баснословные гонорары и  ради них готовы делать что публике угодно. Они просто поделили рынок, и всё что они делают – это для них самих просто лицедейство за деньги, и деньги это всё что их интересует, плевали они на ваш “рокэнролл”! Кстати “рокэнролла” то даже своего и нет. Они жалуются, что их диски не покупают, что мало стали ходить на концерты, а кем они сами являются? Хорошо что народ начал прозревать, потому что эти люди не заслуживают ту славу, которую имели, ведь все они лишь копирки западных коллективов. “Ария” – это смесь из Iron Maiden и Manowar, “Эпидемия” – слизана с Blind Guardian, Gamma Ray и других более современных мировых пауэр-металлистов, “Агата Кристи” – это жесточайший плагиат на культовых британцев The Cure начиная от внешнего вида и заканчивая даже манерой вокала. Недавно на горизонте появился коллектив “Mordor”, это индастриал-металлисты, которых сейчас пропихивают на все крутейшие фестивали: так вот по внешнему виду это плагиат на все группы, когда либо выступавшие в масках или гриме, а по музыке – плагиат на Rammstein. Вот поэтому и нет у нас рока своего в России! Есть только подражание западному.

Я не хочу заливать бесконечными примерами, их ещё много, но и этих уже достаточно. Я считаю, что рок-музыкант, это такой тип артиста, который проповедует честь и доблесть, который призывает к свободе и самобытности, и он не может со сцены вещать одно, а сам в жизни являться другим, в этом и суть именно “рока”! Соответствуют ли эти люди данной позиции? Верят ли они сами в то, что несут? Многие начинают их оправдывать, мол “семью кормить надо, кушать хочется, молодцы пускай деньги зарабатывают”. Но позвольте, разве настоящий мужчина, будь он даже артистом, разве он не может зарабатывать деньги более достойным способом, чем продавая свои принципы и занимаясь лицедейством. Есть множество способов прокормить семью, а искусство, оно и не для денег и не ради них существует.

Эта проблема, проблема продажности и беспринципности, вытекает из другой проблемы. Проблемы жадности и надменности. Люди хотят очень много денег, и чтоб легко. Так придумали ростовщичество, компьютерные вирусы с антивирусами и обновление программного обеспечения, сетевой маркетинг и пропаганду потребления, финансовые пирамиды, систему дистрибьюции  интернета и сотовой связи, феномен монополии, фондовую биржу и банковскую систему, феномен брэнда. И вместе со всем этим придумали и  “интеллектуальную собственность” и “авторское право”. Композитор хочет “накалякать” несколько нот на нотном стане, потом кто-то должен это сыграть, записать, исполнять на концертах, иными словами из этих “закарючек” сделать музыку. А композитор хочет за всё это получать гонорар, даже за то, в чём не принимал участия. Получать только за то, что это его, так называемая,  “интеллектуальная собственность”. Но что такое интеллектуальная собственность? “Интеллектуальная собственность” строит мосты? Она запускает в космос ракеты? Она на станках детали вытачивает? “Интеллектуальная собственность” сама на контрабасе не сыграет! Она не имеет никакой ценности, до тех пор, пока не начинает реализовываться в материальной форме! И вот именно те, кто материализует записанные в виртуальной форме проекты - и придают этим проектам ценность. Чертёж моста не представляет из себя никакой ценности, потому что он не имеет эксплуатационных свойств самого моста, нельзя проехать по нарисованному мосту, так что это просто бумажка. Ценность будет иметь сам мост, когда его начнут строить, и вот сам же нарисовавший чертёж инженер и должен заниматься непосредственно его реализацией, исправляя при этом все неточности проекта и всплывающие нюансы, а не получить денег за несколько листов формата А1 и отправиться восвояси. Так же и с музыкой – композитор сам должен заниматься исполнением своего произведения, сам заботиться о его записи и распространении. Ценность имеет только сам процесс фактической материализации товара или процесса. Чтобы что-то создать нужно сырьё и оборудование, чтобы это куда-то перевезти нужен транспорт, и чтобы всем этим оперировать нужны рабочие люди – вот что имеет непосредственное отношение к делу, а значит и должно иметь непосредственное отношение к прибыли, остальное - пыль. При этом нужен конечно и сам проект, но нельзя как-либо оценивать его ранее, чем он превратится в реальное законченное изделие или факт свершившегося процесса. Вот и музыканты должны получать доход только за сам факт своей деятельности, за фактическую, “живую” работу: то есть за публичное исполнение и за продажу предметов своего творчества – например, дисков и мерчандайзинга. При чём даже вопрос мерчандайзинга весьма щепетилен, ведь вряд ли сами музыканты вяжут рюкзачки и футболочки, они лишь печатают на них свою символику, то есть свой брэнд. Получается что они продают не своё творчество, а имя заработанное своим творчеством. Но лично моё мнение, что как раз именно артисты имеют на это право. Потому что, когда мы ведём речь о брэндах именитых производственных предприятий, которые выпускают свою продукцию на том же самом заводе, и из тех же комплектующих (да и с тем же качеством), что и менее именитые брэнды, и потом переплачиваем только за имя, но не за качество – это одно. Они выпускают серийные товары, которые имеют ограниченный срок службы и имеют такое качество как “надёжность”. При этом в будущем товары могут терять качество, а стоимость брэнда будет оставаться той же. С произведениями искусства же другая история, для них не существует понятия надёжности. Если музыкальный коллектив сочинил и исполнил великолепную песню, которая стала очень популярной, возможно кому то в чём то морально помогла, и запись которой любят переслушивать и через двадцать лет, то этот коллектив заработал себе имя, благосклонность слушателей. Эта песня не имеет срока службы, её качество не может ухудшиться с годами, поэтому в данном случае брэнд имеет ценность уже свершившегося факта – песня уже записана, и брэнд отражает ценность уже существующего “товара”. В дальнейшем новые песни этого коллектива могут быть уже хуже, даже исполнительские качества музыкантов могут измениться, но запись этой песни останется прежней и эффект от неё тоже. А если окажется, что музыканты постарели или состав у них изменился, и вживую они эту песню исполняют уже хуже, то это просто отразится на стоимости брэнда их коллектива. Но стоимость брэнда той самой песни останется прежней, при том, что сам этот брэнд также принадлежит данному коллективу. Это и есть их “авторское право”, но в этом случае они получают прибыль не от самого факта владения им, а от факта производства и продажи “предмета культа” (в виде футболки или шарфа с символикой любимой группы), который в данном случае наделён моральным потребительским свойством. Но вот почему музыканты должны получать отчисления от радиостанций? Они что, играют в живую при каждом запуске их песни в эфир? Нет – звучит уже записанная фонограмма. Почему они должны получать гонорары за использование их песен в кино, если они не перезаписывали специально их сами, и уж тем более, почему им должны отчислять деньги, если песню перепевают другие артисты? Автор уже записал песню, уже продал какое-то количество дисков с её записью, исполняет её на своих концертах, а если её исполнил кто-то другой, то почему этот другой должен кому-то платить за свою работу? Человек совершает работу, и при этом сам же ещё должен платить, это нормально? Да, для ростовщиков-капиталистов нормально! “Авторское право” – это воздух, так же как и проценты по кредиту, и большая часть навязываемых нам налогов, как ценность “ценных бумаг” … печально, что нам уже продают воздух…

И вот сейчас старожилы шоу-бизнеса хнычут, что индустрия мертва и всё плохо. Но плохо ли это? Лично я рад, что эта гнилая индустрия изжила себя. Если хотите зарабатывать деньги – идите работайте, производите, делайте что-то материальное. Не надо зарабатывать искусством, оно не для этого. Искусством вы “зарабатываете” нечто другое, чего за деньги купить невозможно. А получать материальное вознаграждение за духовную работу - это как получать зарплату конфетами; как миллион долларов на необитаемом острове; как играя в футбол, выиграть кубок мира по крикету. Как вообще можно оценить деньгами нематериальное? Всё это фальшь! И вот она потерпела крах, и удивляться этому не стоит, это было неминуемо, и это логично и рационально (я даже не заикаюсь о “справедливости”).

Время не стоит на месте, поэтому всё меняется. И сейчас мы вступаем в совершенно новую эру, в которой не будут работать старые рецепты. Бесплатное скачивание медиапродукции – это плата за свободу информации. Свобода информации означает и её бесплатность. В английском языке слово “free” означает одновременно и “свободный” и ”бесплатный”. Многие возразят: “но как же, ведь записи на студиях стоят денег, откуда же теперь их брать?”. Во-первых: концерты. Вот реальная работа! Вы сможете скачать концерт любимой группы, но не сможете скачать ощущения от него. Надо больше гастролировать, торговать своей символикой (футболку с логотипом любимой группы тоже скачать невозможно), придумывать что-то ещё – бизнес это тоже творчество, это только банкирам и нефтяникам этого не понять! Но хорошо, что не все так бездарны как они! Человек способен творить! Во-вторых, нет ничего зазорного в том чтобы работать. Это не нормально, когда музыкант лежит на диване обкуренный, с гитарой и блокнотом, и получает баснословные авторские отчисления за это. Идите работать, занимайтесь чем-то ещё, учитесь, постигайте новое – это пойдёт только на пользу для вашего творчества. Зачем вам по 8 часов в сутки, семь дней в неделю сидеть с инструментом? Как вы будете писать песни, если вы жизни не видите, а наяриваете гаммы с утра до ночи?! Бездарные от этого лучше не заиграют, одарённые выше своего потолка всё равно не прыгнут. Надо заниматься своим общим развитием как личность, больше времени уделять окружающему миру и людям, лишь тогда им будет понятна ваша музыка. Найдите работу, производящую реальные материальные ценности, приносящую реальный доход - вот и появятся деньги. Некоторые вякнут: ”А если я буду работать, как же я найду время на музыку?” А для музыки вполне достаточно выходных. И вообще найти время можно всегда и на что угодно, при желании. А как по-вашему бизнесмены находят время и работать, и на яхтах кататься, и спортом заниматься, и болезни свои хронические лечить, и в политику лезть? Да, конечно придётся расставлять приоритеты, абсолютно всего успеть невозможно, но большинство людей выкидывают очень много своего времени на помойку, а могли бы успевать намного больше. Помимо всего этого, профессиональное оборудование за последние годы стало невероятно доступным. Появилось множество методик, позволяющих оборудовать полноценную студию прямо дома и при вполне скромном бюджете. Нам не нужны все эти шикарные студии с высокооплачиваемыми продюсерами, саунд-продюсерами, техниками и прочими спиногрызами. Все они рухнут, и люди сами начнут создавать студии, сами будут контролировать весь процесс производства музыки и музыка станет более индивидуальной, самобытной и оригинальной. И слава будет приходить не к тем, кто купил самого дорогого продюсера и снял самую дорогую студию, а к тем, кто сам что-то умеет. И сами музыканты, вместо того, чтоб пьянствовать, начнут заниматься музыкальным и звукорежиссерским образованием, потому что им придётся, и вырастет общий уровень музыки в стране. Уже сейчас грамотные домашние записи не уступают по качеству большинству фонограмм, сделанных на профессиональных студиях. Они тоже торгуют воздухом, как и производители дорогих музыкальных инструментов. Например фирма “Gibson” не так давно начала выпускать серию гитар под маркой “Studio Faded”. Стоит такая гитарка порядка 30 тысяч рублей, а ведь она даже недоделана! У неё корпус внутри наполовину пуст – экономия дерева, и полностью отсутствует лакировочное покрытие!  Всё потому, что это бюджетная серия, а инструмент классической линейки (имеющий уже законченный вид) обойдётся в пару раз дороже. А всё почему? Брэнд! А ведь эти гитары даже не оснащены машинкой. Вот вам торговля воздухом. В то время как за половину стоимости такого бюджетного “Гибсона” можно приобрести вполне приличную гитару с менее “громким” логотипом на голове грифа, но более оснащённую технически и не менее профессионально звучащую. И не обращайте внимание на жертв гитаростроительного “лохотрона”, которые будут обвинять вас в игре на “китайской палке”. Американские “палки” ушли не намного дальше, но их владельцы прилично переплатили всего лишь за надпись “made in USA”. Есть и ещё один “лохотрон”: миф о том, что якобы старые гитары двадцатилетней давности выпуска намного лучше новых современных. И вот, огромными количествами, старые гитары со знаменитыми названиями, и надписями “made in Japan” или “made in USA” раскупаются “верующими”, при чём многие при этом даже не глядя заказывают их из других городов. А ведь большинство из них не является никакими ни японскими, не американскими, а являются они банальными подделками. А потом “счастливые” владельцы несут только что приобретённый инструмент к мастеру, потому что потенциометры “шуршат” и лады выпадают…

Всё, что происходит – это естественная рационализация. Исчезнут менеджеры и райдеры, и рок-музыкой будут заниматься только настоящие художники и поэты улиц, а не сахарные артисты, требующие ароматические свечи и дорогой коньяк в гримёрке. Продажные артисты уйдут из рок-музыки, освободив пространство для молодых неалчных талантов. И организаторам не надо будет вкладывать такие космические суммы, чтобы устроить концерт. Артисты не будут обогащаться за счёт призрачной ценности своей “интеллектуальной собственности”, а будут заниматься производством реального шоу.  Изготовители, накручивающие до небес цены на свои “брэнды”, разорятся, потому что люди устанут переплачивать за “воздух” и будут покупать оборудование с более адекватной ценой. Всем менеджерам, агентам и прочей нечисти придётся найти нормальную работу и заниматься реальными вещами, вместо того, чтоб обогащаться за счёт артистов. И, наконец, слушателям перестанут навязывать иллюзорные ценности и призрачных героев сцены, они сами будут выбирать себе музыку по душе. Уже создаётся проект интернет-радио, с помощью которого можно будет искать именно ту музыку, которая тебе нужна, по подробному описанию песни (например: женский вокал, акустическая гитара играющая боем, текст о любви и т.д.). Ты вводишь нужные параметры и получаешь список соответствующих им треков, и без труда находишь требующуюся тебе музыку, натыкаясь на новых исполнителей которые тебе по душе. Собственно уже всем известен проект “LastFM”, который находит группы, похожие на твою любимую, тем самым открывая для тебя новые имена, соответствующие твоему вкусу. Так что звукозаписывающие компании и рекорд лэйблы тоже будут не нужны, равно как и музыкальные критики и обозреватели, которые не знакомят нас с новой музыкой, а проталкивают тех, кто им угоден. Всё это пережитки, теперь уже не получится “отвалить” денег телеканалу или радиостанции и сделать из себя звезду, потому что никто не будет смотреть телевизор и никто не будет слушать радио – прославиться можно будет лишь одним путём: нужно качественно делать музыку, нацеленную на определённую аудиторию.

Так что никакой это не кризис, а катарсис. И никакой это не крах, а начало подъёма. Мы вступаем в новую эру, прошлому нет места в настоящем. Не стоит унывать и наговаривать на времена, каждое время по своему тяжело, посмотрите в глаза здравому смыслу и начните искать себя в новой реинкарнации этого вечно меняющегося мира! Моё ИМХО!

                Виктор Одоевский,

                музыкант и предприниматель из Саратова

   дополнение к статье:
Напомню, что интеллектуальная собственность и авторское право - это понятия нематериальные, мы не можем их пощупать, понюхать, замерить линейкой, не можем замерить их температуру и уровень радиации... То есть это понятия, относящиеся к духовной сфере понимания. И вот торговлю духовным лично я воспринимаю как шарлатанство. Потому что любая попытка оценить духовное деньгами, основана на беспочвенных постулатах и аксиомах, пролоббированных заинтересованными людьми. Как можно адекватно оценить в деньгах то, что даже не имеет агрегатных свойств и положения в пространстве? Духовное можно измерить лишь духовной мерой, а деньги - это материальная мера. Я в своей статье говорил о деньгах. Интеллектуальная собственность безусловно заслуживает вознаграждения, но так складывается ситуация, что это вознаграждения не может быть именно денежным. От того и происходит этот кризис, кстати говоря во всех сферах интеллектуального труда, или как минимум в подавляющем большинстве. И вы можете с этим не соглашаться и называть это бредом, но не я это придумал - это то что сейчас реально происходит               


Рецензии