Особенности советской экономики

   Не пугайтесь, здесь не будет цифр, ссылок и таблиц - это сочинение на произвольно выбранную тему, почти лирика.
.
   Есть три факта, которые трудно оспорить - 1)Советский Союз отставал от США по многим показателям. 2) Советский Союз опережал США по многим показателям. 3)По ВВП на душу населения СССР отставал от США и находился на двадцатом месте в мире, но и США, к удивлению многих, по этому показателю находились тогда и находятся сегодня только на девятом месте. Данные по памяти и за 1988-й год, желающие могут их проверить, уточнить, но опровергнуть принципиально не смогут. Замечу, что уровень ВВП на душу населения не связан прямо с жизненным уровнем населения, это скорее потенциал жизненного уровня - замечание предназначено любителям считать мобильные телефоны, ПК и джинсы там и здесь.
   В дальнейшем, в комментариях в том числе, автор будет говорить только о Советском Союзе, потому как он не только в Америке, он вообще за границей не был до 1991-го года, если не считать краткосрочного посещения в 1968-м одной из стран соцсодружества в составе группы.
   Как всегда, я строю свой очередной рассказ на примерах и комментариях к ним. Пример первый - Мы все знаем цену хлебу, зерну пшеницы в данном случае. Нашему поколению повезло, но наши родители, дедушки и бабушки голодовки переживали неоднократно, а если не переживали, то тогда только один раз.
   Хлеб это не только выпечка - это мясо, сало и молоко, и сто граммов "московской" к ужину, и многое другое не менее важное, например, пиво или кукурузные хлопья.
    Тот, кто ездил в советское время за рулем или сидел рядом с водителем, видел, что во время уборочной кампании, битвы за хлеб, как писали газеты, автодороги были усыпаны зерном нового урожая - выдувало его потоками воздуха из открытых кузовов "газонов", "зилов" и "камазов". Прошу также поверить на слово неоднократному участнику битв за хлеб - доказано экспериментально, что в соломе-полове после комбайна оставалось минимум десять процентов урожая. Сложим дороги и полову, получаем результат явно больше пяти сталинских колосков.
.
   Пример второй - по производству металла и металлопроката, черных и цветных. Автор работал в районной Сельхозтехнике, склады и открытые площадки которой были завалены сортовым металлом, различным оборудованием, инстументами и приспособлениями и т.д. Трубу, "граненку", "арматурину" можно было брать просто наклонившись и тащить домой или обменять на бутылку, если появлялась на складе "комбайновская" краска, то через месяц половина ворот в поселке была выкрашена этой краской, а хозяева второй половины ожидали следующего привоза. Немного утрированно, извините - в поселке были и другие организации и там тоже были склады. Автору, работающему электриком в СХТ, ежегодно надо было сдать несколько сот граммов "лома драгметаллов", отработавших свой срок контактов реле и магнитных пускателей. Но советские контакты действительно были самыми большими в мире и потому практически вечными, какой из них лом? Я первый раз просто взял со склада сотню новых пускателей, разобрал, вырубил контакты и отвез их на межрайбазу. Там их взвесили и высыпали на площадке под столбом в контейнер, мне выдали накладную. В последующие годы я уже не курочил пускатели - я набирал в коробку сколько мне надо из того самого контейнера и нес лом к приемщику.
.
    Пример третий и хватит, этот по ГСМ и нефтепродуктам - Такой реальный случай - в одном из хозяйств района остановился пресс-гранулятор, "полетел" подшипник. Естесственно, не от "вредительства", а как говорили "от обильной смазки". Райком ставит дело на контроль, диспетчерская служба вызванивает родственные предприятия, нужный подшипник находится в Кабаньем, за двести км. Автору, как бездельнику( он электрик) дают чековую книжку и они с водителем на бортовом ГаЗ-53 едут в Кабанье. Есть подшипник ценой четыре рубля 30 копеек, есть чековая книжка, но есть и бухгалтер, который не может выписать товар по чеку на сумму менее пяти(5)рублей. Выпишите, прошу, два подшипника, или трактор, или любую железку, - в машине места хватит. Нет, наряд у вас, молодой человек, только на один подшипник. Хорошо, что молодой - поворковал с нестарой кладовщицей, она собственными руками наложила мне в карманы этих и других подшипников, сколько поместилось, а так пришлось бы и завтра ехать. Да, для тех кто помоложе - за деньги, ассигнации и монеты, со склада товар не продавали.
.
    Можно еще приводить примеры, но лучше давайте сами себя спросим - чего или кого нам не хватало - ума, совести или Сталина с ГУЛАГОМ, чтобы "догнать и перегнать Америку" не только по чугуну и стали, которые мы и сегодня в виде лома им же вывозим? Умом славян бог не обидел, бывают и глупее. Сталин - ну его к ляху, не будем вспоминать его на ночь глядя ни по хорошему, ни по плохому, его уже не будет. Совесть? Единственное место, где еще сохранялось уважительное отношение к хлебу - Ленинград семидесятых, после побывать там не довелось.
   Конечно, я не открываю Америку(тавтология здесь уместна), написано очень много трудов-диссертаций учеными-экономистами и политологами о преимуществах рыночной экономики перед плановой и наоборот, но я ведь говорю о другом, о том, что ныне модно называется "человеческим фактором". Или ментальностью?


Рецензии