Дурень
Сказка
На высоком косогоре растянулась деревня Климино,
которая находится вблизи бывшего волостного села
Урмы, расстояние между ними невелико: чуть более
одного километра. Деревушка шириною в одну улицу
вытянулась с востока на запад вдоль косогора почти
на один километр. Внизу, под косогором, протекала
река Сылва, на берегу которой, в один ряд, размещались
бани. Удобная деревушка для жизни. Основали её в дав-
ние времена переселены – старообрядцы по фамилии
Климины. Они и дали название деревушке. Всё в деревушке
шло благополучно до некоторых пор.
На западной окраине Климино жил Михайло Климов
с тремя сыновьями. Хорошие ребята были, работящие,
набожные. Только малой, по имени Игорь, был с причу-
динкой, точнее: баловитый и шалый. Однажды с отцом
они в летний июльский зной бродили с выжимным
бреднем по реке Сылве. Снасть не хитрая: «выжимали»
голавлей и язей из травы. В это время года рыба практи-
чески вся прячется в траве, ибо река сильно мелеет.
При очередном заброде, на перекате, Игорь неожидан-
но для отца бросил свой конец бредня.
- Ты чего?- посмотрел Михаил на сына.
- Сейчас. По нужде надо сходить.
- Иди. Я пока подволоку бредень чуть пониже перека-
та, на тягун. Там всегда голавль пристаивался.
Прошло несколько мгновений, как Игорь появился
перед отцом.
- Ты чего так быстро освободился от нужды? – изу-
мился Михаил.
- Так я, тятя, в речку покакал.
- Ты, дурень, не покакал, а «насрал» на всю деревню
нашу,- отец хлестанул сына мокрым концом бредня по
лицу.
- Тятя, я больше так поступать не буду! – завопил Игорь.
- Поздно. Жди теперь беды для всей деревни от реки
Сылвы, её Божество такого богохульства терпеть не
будет. Сворачивай бредень.
Домой вернулись рыбаки молча.
- Тятя,- начал канючить Игорь,- ты говорил, что главный
Бог Христос, и нет других богов? Какой у реки
может быть Бог?
- У реки всегда был Бог, которому ранее поклонялись
местные жители. Если ты перекрестил лоб во имя Христа,
то это значит: ты в одном лице перекрестился
во имя всех Богов, которые обитают в реке, в лесу, в поле.
Понял? Обижая Бога реки, ты ненароком обидел
и Христа.
Буквально через день разразилась сильнейшая гроза
в верховьях реки Сылвы. Вспучилась река, нанесла мно-
жество сваленных деревьев к восточной окраине Кли-
мино. Образовался огромный затор, который быстро
«оброс» грунтом. Река резко хлынула по новому руслу,
прокладывая себе дорогу строго на юг. Так получилось,
что река ушла от деревушки на полкилометра в сторону.
Пришлось жителям деревни носить воду издалека. Скотину
поили из старицы, пока и в ней вода не ушла
полностью. Начали мужики в деревне копать колодцы,
но никакого толку - пустая работа: ушла вода вслед
за своей старшей сестрой. После этого начали воду "чалить"
для домашнего хозяйства на лошадях. Времени на это уходило
уйма. Хуже всех положение было у Михайло Климина: у него
в любом направлении вода была за полкилометра. Поэтому
хозяин семейства чаще всего за водой отправлял Игоря,-
пусть винится перед Сылвой. Однажды проведали жители
деревни причину своего положения и стали плевать
вслед Игорю, а иногда даже в лицо.
Дожив до весны в деревне, Михайло Климов, женил
младшего сына, ранее старших, переправив его в дру-
гую деревню, в другую волость. Невеста была на много
старше жениха и крайне дурна нравом и лицом. Молодые
были работящими, но у них в отличии от соседей не
случалось хорошего урожая до конца жизни,- постоянно
случалась засуха, даже в особливо дождливые годы. По
этой причине у супруги напрочь испортился характер.
Всю жизнь он мучился и страдал с дурной супругой, но вер-
нуться назад уже не мог. Он ни разу не смог побывать
в родной деревне. Только родители изредка навещали
непутёвого сына вплоть до своей смерти.
Деревня Климино постепенно стала «хиреть».
Наиболее «справные» хозяева начали её покидать, пере-
бираясь в соседние села и деревни. Река Сылва от этих
деревень не уходила; там народ вежливо и любовно
относился к ней, как к божественному явлению в мире.
Свидетельство о публикации №212071001324