Константин Ершов - он же Пляшка

Грани и кадры

11 июля 1935 - 28 декабря 1984

До последнего времени не предполагал, что изумительный по натуральности «фраер на шарнирах» Пляшка (из фильма «За двумя зайцами», ну тот, что с еще дореволюционной распальцовкой) и выдающийся режиссер Константин Ершов – одно лицо. Как актер он сыграл (а уж прожил… эх!) крайне мало.

Но до чего выразительно! Если кто-то усомнится в режиссерских качествах, просто припомните «Вий», поныне непревзойденный ужастик отечественного кинематографа, равно как и эталонная, не уступающая оригиналу экранизация гоголевской классики!

А ведь были ещё заслуженно популярные: "Поздний ребёнок" (1970), "Каждый вечер после работы" (1973), "Степанова памятка" (1976), "Женщины шутят всерьёз" (1981), "Грачи" (1982).

Отдельно хотелось бы отметить последнюю картину мастера "Не было бы счастья" (1983). Не раз смотрел этот фильм раньше. Потом настал долгий-долгий простой в массовой демонстрации.И вот опять повстречались. Правда, на сей раз лиро-комедия К. Ершова ожила в статусе «записи» для домашней видео-коллекции.

Сама ситуация – застрявшие в лифте пассажиры и их последующая эволюция – была впоследствии (а, может, и до) заезжена… Ввиду чего особых откровений ждать и не приходится. Да Ершову они и без надобности.

…В общем, в энный раз порадовался игре ещё нестарых (и даже пребывающих тогда в добром здравии: М. Светин, М. Данилов, А. Твеленева, В. Шаповалов, И. Бунина) мастеров. И лишний раз освежил в памяти совсем выпавшую из нее роль Андрея Мягкова в не раз обыгранном им амлуа тихо нагловатого интеллигента и скрыто агрессивного сердцееда – этакого позднего, предперестроечного Лукашина.

У Константина Ершова была своя палитра художественных средств и приемов, своя интонация, свой юмор, свой стиль и… свое Кино, которое, вопреки (и благодаря же) до неузнаваемости полярному разбросу в сюжетах, темах и манере, смело претендует на звание авторского. С киевской кучерявостью, малороссийской лукавинкой, днепровской широтой, запорожской забористой закваской для гарной горилки.

Из биографии ("Кино-Театр.Ру)

В 1958 году окончил филологический факультет Киевского университета, ВКСР (1967). Работал декоратором и актером в театрах Киева.
Учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров у Леонида Трауберга (соавтора знаменитой трилогии о Максиме), и тот рекомендовал именно его, когда зашла речь о постановщиках фильма-фантазии по Гоголю "Вий". Таким образом, эту работу поручили учащимся курсов Константину Ершову и Георгию Кропачеву (правда, назначили над ними мэтра сказочного кино Александра Птушко).

Моя рецензия на самый серьезный фильм Ершова называется "Фильм, которому не везет" - http://proza.ru/2012/04/15/861


Фото из кинокомедии "За двумя зайцами".


Рецензии
День добрый, уважаемый Владимир! Сколько имен - и каких! Каюсь, этого режиссера и актера не знаю и не помню. Но тот же "Вий" с преизумительным Хомой-Куравлевым разве можно забыть?! А "Зайцы" с "скворчащей в груди папироской" - это наивысший пилотаж тонкого стеба! Сравниться с ним может разве что "Свадьба" с гениальным Гариным. Даже смешно с ними рядом пытаться поставить те же сегодняшние ситкомы для недоумков... Спасибо, Владимир... нет - поклон низкий за все эти Ваши напоминания о "НАСТОЯЩЕМ прошлом"! И всего Вам самого-самого доброго. Ваш А.

Александр Терентьев   11.07.2012 11:09     Заявить о нарушении
Взамнейше, Александр. Всегда приятно чувствовать плечо не только ровесника, но и единомышленника.
Самое удивительное: "Свадьба" это все же Чехов, а вот "За двумя зайцами" - водевиль писателя, как теперь говорят, 2-го, если не 3-го эшелона (и это уже, как видим, несправедливо, самовремя опровергает). Да и титулованных артистов (на тот момент) на порядок меньше, чем в "Свадьбе". И киностудия не из самых крутых. А вышел таки не первый, а высший разряд! Чудо появления шедевра - это все-таки алхимия, недоступная логике.

С почтением, Владимир.

Владимир Плотников-Самарский   11.07.2012 12:19   Заявить о нарушении
Совершенно верно, Владимир! Достаточно вспомнить "Белое солнце" и "Офицеры" - насколько знаю, снимались они как "обычные, проходные"... Кстати, я невероятно люблю и "Мимино" - когда пересматриваю, каждый раз больно сжимается сердце. А какая музыка! (Помните переход в фильме, когда Валико переводят-таки на межд.нар.авиалинии и его лайнер взлетает)... Фрунзика нет, Грузина мы теперь не любим... Грустно... С уважением А.

Александр Терентьев   11.07.2012 12:30   Заявить о нарушении
Можно назвать массу "проходных", ставших классикой: "Огненные версты", "Москва слезам..", "Жених с того света" и почти весь Гайдай, "Верные друзья", "Порожний рейс", "Достояние республики", "Опасные гастроли", весь Шукшин...

Бог не Тимошка...

:)

Владимир Плотников-Самарский   11.07.2012 12:59   Заявить о нарушении
Да, вот пример. Пересматривал позавчера снимавшийся, как фильм третьего ряда, "Транссибирский экспресс", один из любимых советских боевиков. Первая часть трилогии "Конец атамана" не так динамична, но тоже сильно! "Маньчжурский варинт" (3 фильм) - уже не то, концептуально и эстетически. Разгадка на поверхности: первые две части делали сценаристы браться Михалковы (Андрон и Никита). Умели, черт возьми, работать, ничего не скажешь, в т.ч. во славу доблестной ЧК и супротив всякого контрреволюционного белячества.
Перейдя на страничку актера А. Ашимова, с удивлением узнал, что снята современная 4-я часть ("Волчий след"), в 2009 году. Этот фильм у меня, оказалось, давно записан, вчера на ночь и прокрутил. Господин Ка (Касымхан Чадьяров) - против современной русско-казахской мафии. Ему, понятно, должно бы быть уже за сотню годков. Таких ляпов хватает, но в целом снято недурно (одна фигура харизматичного, хоть и престарелого Ка-Ашимова чего стоит!). Что ни говори, казахи сохранили после развала СССР один из самых качественных кинематографов, да и Тогда в жанре исторического кино им равных не было (дилогия о Бейбарсе и "Гибель Отрара. Тень властелина" чего стоит, я в "КинОкрошке" об этом уже писал). Под впечатлением вечером вчера же сделал очерк об Ашимове. Опубликую скоро, верно, после поездки на юг, куда отбываю завтра утром.

С уважением.

Владимир Плотников-Самарский   12.07.2012 12:25   Заявить о нарушении
Доброго пути Вам, Владимир! Сейчас глянул - там с братьями еще и Адабашьян поработал! Люблю - хорош, мерзавец! Ашимов - еще один из любимых. Какое лицо! Ну вот - они восклицательные знаки... Ну а какой еще знак можно взять для ТОГО кино?... Еще раз счастливой дороги Вам и всего самого доброго. С уважением А.

Александр Терентьев   12.07.2012 12:40   Заявить о нарушении
пардону просим - оДни воскл.знаки....

Александр Терентьев   12.07.2012 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.