Масон

Очередная, теперь уже, хрущёвская волна борьбы с Православной верой завершилась. Почти все храмы России, построенные нашими предками в самых красивых местах поселений, превращены в склады, конторы, очаги современной культуры или производственные помещения. Кладбища, где, как предполагалось, на вечный покой легли наши пращуры, испокон веку располагавшиеся вокруг храмов были снесены или вынесены за черту городов, как полигоны мусорных свалок.
Нет! Никаких перезахоронений не производилось.
Просто все оградки, кресты, памятники и прочие кладбищенские атрибуты были уничтожены. А среди этих свидетельств искренней любви к своим почившим родственникам были уникальные шедевры, которые производили потрясающее впечатление даже на юных посетителей.
На всю жизнь врезался в память беломраморный православный крест. Внизу перед крестом из такого же мрамора был изваян в классической манере, очень натуралистично, босой младенец в развевающейся рубашонке. Беспомощно подняв ручонки и голову вверх, с искаженным безысходной скорбью лицом, открыв в беззвучном крике рот, он тянулся к Богородице в центре креста...
Бабушка с трудом отвлекла шестилетнего внука от созерцания изваяния.
Все эти уникальные произведения искусства были объявлены мещанскими пережитками. Ограды и кресты художественной ковки и литья были сданы в утиль. Серые, красно-гранитные, белые и чёрно-мраморные надгробия пропущены через камнедробилку и превращены в разноцветный строительный щебень, который потом был использован при ремонте бетонного пола в городской бане. Могилы и вековые деревья просто, брошены на произвол судьбы. Прямо по могилам было спланировано бульдозером несколько дорожек и вкопано десяток деревянных скамеечек. Так появился парк отдыха в одном из районных центров.
В этот вновь образованный парк повадились бегать мальчишки двенадцати, пятнадцати лет с близлежащих улиц, играть между могил в прятки (на местном наречии хоронушки).
Нашему герою Саше было чуть больше тринадцати лет, ростика он был маленького и выглядел младше своих сверстников. Но это его ничуть не смущало, и он принимал активное участие в играх.
В тот памятный ноябрьский вечер, при ясном небе, вечерняя заря обещала быть долгой. Ребята перед уходом домой, пока сумерки ещё не сгустились, решили сыграть ещё пару конов. Водящий, облокотился на толстый ствол обломанного дерева, закрыл глаза и, уткнувшись лицом в скрещённые руки, стал громко и размеренно вести отсчёт.
Саша стремглав бросился к примеченному им месту за большим деревом у застарелых кустов. Только он ступил в промежуток зарослей, земля вдруг под ним провалилась и он, не успев крикнуть, оказался в подземелье. Приглядевшись во мраке и увидев перед собой тёмно-серый закрытый гроб, он понял, что провалился в склеп.
Это было помещение метра два с половиной на три и высотой около двух метров со сводчатым потолком. В одной из стен прямоугольный замурованный вход. Некогда побеленные стены местами облупились, открыв кирпичную кладку. Кое-где сквозь неё пробились корявые корни деревьев, нарушив стройные ряды кирпича. Поэтому мальчишка и провалился. В том месте свод был сильно разрушен узловатыми наростами. С противоположной стороны на стене он различил тёмный квадрат иконы, а под ней киот - подобие полочки с какими-то предметами. Стоял затхлый запах плесени и сырого подвала...
Изрядно оробев, однако, сильного страха Саша всё-таки не испытал. Он уже бывал в разных склепах парой лет раньше, когда разрушение кладбища шло полным ходом. Но те были уже разграблены.
Власть не заботилась о сохранности захоронений, да и что можно там взять?
Говорили, что находили складные бронзовые иконостасы, подсвечники, деревянные иконки, лампадки, большие кресты на цепях, как у батюшек. Мальчишки, нашедшие эту утварь, якобы за скудное вознаграждение, относили всё в действующую церковь. Но это непроверенные рассказы. А реальной добычей были череп, челюсть и берцовые кости. Зачем? Для забавы.
Болтающимся подросткам нравилось пугать людей, поэтому придумывали жутковатые страшилки. На что-то полезное идеи не приходили, а здесь фантазия просто бурлила!
Например, на пустыре между кладбищем и микрорайоном новостройки, через который шла одинокая тропка, группа озорников в густых сумерках ложились на землю в пожухлой траве и ждали одинокого путника. Освещение улиц было скудным, а на пустыре не было совсем. Создавалась иллюзия полного безлюдья. Вдруг, в полной тишине, под ноги ничего не подозревающему путнику, и непонятно, откуда, падал и катился ярко белый череп…
Или, тот же череп, тёмным осенним вечером надевали на длинную палку и поднимали к освещённому окну второго этажа с открытой форточкой. А в стекло тихонько стучали вершинкой бамбуковой удочки. Пока кто-то не выглядывал…
Производимым эффектом все, кроме невольных участников экспериментов, оставались довольны.
О том, что это кощунственное святотатство, никто и не задумывался. Атеисты!
...Осмотревшись, и оценив высоту провала, малец понял, что самостоятельно ему отсюда не выбраться. Прикоснуться к гробу, чтобы позаимствовать подставочки, на которых тот стоял, решимости не хватило. И он стал кричать, пытаясь привлечь своих товарищей.
Наверху уже обеспокоились отсутствием приятеля и предприняли попытки сообща разыскать удачливого маскировщика. Но без результата. Кто-то высказал предположение, что Сашка сбежал домой, но в это слабо верилось. Так было не принято. Наконец кто-то расслышал глухие крики из-под земли. И даже тогда с трудом обнаружили едва приметную дыру в грунте. В восторге окружили провал:
«Ура! Склеп!»
Лидер, рослый пятнадцатилетний подросток, быстро организовал всё необходимое. Нашли сухой ствол дерева. Опустили комлем вниз, расширили лаз, обрушив непрочные кирпичи свода, и двое старших проникли в склеп. Они деловито сорвали крышку гроба, обнажив опавшие останки, прикрытые белым саваном, на котором просматривался неразборчивый рисунок, выполненный тускло сверкающей позолотой. Ткань настолько истлела, что при прикосновении сразу распадалась в труху, осыпаясь между костей. Один из исследователей, то ли случайно, то ли намеренно, задел ногой за подставку, и гроб упал на пол, рассыпав кости. Саша, уже давно привыкший к мраку, заметил, что какая-то блёсточка сверкнула и откатилась к самой стене. Он не стал привлекать внимания старших приятелей, которые отряхивали череп от остатков прядей седых волос. Понимал, что находку отберут и даже не дадут рассмотреть. Он незаметно прикрыл её, придвинув ногой обломок кирпича.
Сумерки быстро сгущались. Забрав всё интересное, мальчишки по суковатому стволу ловко, как обезьяны, без труда вылезли из склепа. Совсем стемнело. В городе засветились фонари. Новых приключений на сегодня не ожидалось, и ребята разбрелись по домам.
Саша тоже направился домой. Там он взял фонарик и, пользуясь тем, что время гулянья ещё не вышло, опять направился на кладбище. Бегом вернулся к склепу и по проторённому пути спустился вниз. Теперь опасаться было некого. Он отодвинул кирпич и увидел на костяшке массивный перстень...
Малец, шмыгая носом, рассмотрел находку. Выкинув фалангу, примерил перстень поочерёдно на все пальцы. Даже на большом пальце, он болтался – великоват!
Красный рубин на массивном золотом кольце был оторочен блестящими камешками, сверкающими в свете фонаря радужными искорками.
Перстень, конечно, был красивый, но бесполезный. С лёгким разочарованием  мальчишка сунул находку в карман.
Дома новый трофей был брошен в ящик мальчишеских богатств, но уж больно ярко сверкал там. Чтобы избежать неприятных объяснений с родителями, которые неминуемо заметили бы блестящую инородную вещицу, хозяин завернул находку в мятый клочок серой обёрточной бумаги. Пусть лежит. Может и пригодится...

... Спустя полгода одноклассник Сергей принёс в класс замечательную новинку, которую выписал через Посылторг – жёлтенький пластмассовый микромоторчик, работающий от батарейки. Саша быстро подсчитал – восемьдесят копеек плюс шестнадцать за упаковку и пересыл. Всего девяносто шесть копеек! И тоже сделал заказ наложенным платежом, но через неделю получил скучный ответ «…в данный момент в наличии не имеется…»
За это время Сергей уже всем надоел со своим моторчикам. Его игрушка жужжала и в классе на уроках, и в коридоре на переменах, и в туалете, и на улице, израсходовав с десяток батареек.
Саша, видя, что Сергей тоже уже наигрался, да и запас батареек истощился, попросил продать его свою игрушку. Сергей задумался и не решился. Тогда Саша предложил сменять его на что-нибудь. Сергей оживился, и они отправились совершать сделку. Ящик с мальчишескими сокровищами произвёл неизгладимое впечатление. Там была масса уникальных и необходимых вещей. Старые наручные часы. Механизмы будильников. Осколки разноцветных стёкол. Переливающиеся блёстками самородки колчедана. Латунные и медные трубочки, бронзовые самоварные ручки, не говоря уже о болтах с гайками и шестерёнках россыпью. Клондайк!!!
Сергей, битый час, перебирал эти богатства, и, наконец, нашёл достойную вещь – старый номеронабиратель от немецкого телефона! Он тоже хорошо жужжал и не требовал батареек.
В момент мены хозяин моторчика всё-таки заколебался, но Саша решил, чтобы прекратить неприятный процесс торговли в придачу предложить ещё кое-что. Он развернул бумажку и показал ему перстень. Сережа взял его, машинально примерил на все пальцы поочерёдно. Затем, отдалив руку с перстнем на большом пальце, полюбовался игрой света в камешках и, глубоко вздохнув, с некоторым сожалением сказал решающее слово:
«Ну, ладно!»
Мена состоялась!
Теперь Саша смог претворить в жизнь свои технические задумки, не закрученной резинкой, как было раньше, а по последнему слову техники – электричеством! Вдобавок избавился от ненужной вещицы. И рубль, заготовленный на приобретение моторчика, остался «на счёте» в жестяной банке из под монпансье, главном хранилище личных финансов. (Видимо от подобных хранилищ и произошло слово банк?)

...Прошло много лет. Александр уже давно работал в группе кинодокументалистов. Однажды снимали сюжет о старом ювелире Ленинграда. Пришлось к слову, и Александр рассказал ему историю детских времён о перстне. Тот заинтересовался, серьёзно и внимательно выслушал и попросил подробнее описать перстень. Александр быстро набросал эскиз – рубиновая огранённая капелька в окружении четырнадцати небольших бриллиантов смонтированных в серебряной оправе из скани. И вся композиция укреплена на массивном золотом перстне.
Ювелир поправил – не в серебряной, а платиновой. Бриллианты серебром не обрамляли. И задал важный вопрос:
«А что было написано внутри перстня?»
Александр озадаченно задумался. Если даже и было что-то там написано, то всё внимание мальчишки было приковано к бриллиантам и рубиновой капельке, и он ничего больше не заметил. Когда полоскал в луже, отмывая какую-то грязь, тоже не заметил, потому что было уже темно. И потом, - за всё время владения он видел этот перстень всего два раза – когда нашёл и когда отдавал. Если б было что-то полезное, типа механизма, то мальчишка наверняка рассмотрел бы всё внимательно. А то - какие-то девчоночьи блестяшки.
И он прямо ответил:
«Не знаю!»
Ювелир высказал свою версию происхождения этого перстня и его назначение:
«Возможно, он принадлежал масону или лидеру другого некоего тайного общества очень высокой иерархической ступени. Кто это такой и что это за ложа, а может быть и какой-то девиз, могло быть выгравировано на внутренней стороне перстня или на поверхности под платиновой накладкой. Драгоценности в гроб простых мирян не кладут.
А то, что перстень находился в скрытом склепе, показывает, что этот человек должен был исчезнуть с лица Земли после смерти, включая его личный перстень, и надгробие не полагалось. Наверно, и захоронение было тайным, нигде не зарегистрированным. Потому что на поверхности земли склеп никак не обозначался. Не было ни памятника, ни холмика. Но то, что руками несмышлёнышей перстень вновь вышел в этот Мир, значит должен по судьбе завершить Здесь какое-то дело, или может быть свершить возмездие над потомками неких врагов хозяина...»
Александр не очень интересовался мистикой и прочими суевериями, поэтому задал прозаический вопрос:
«Наверно перстень дорогой?»
«Не просто дорогой, а очень! Невообразимо дорогой!!!»
«И что, хватило бы даже на «Волгу»?» – это было высшим мерилом ценности того времени, да ещё с оленем на капоте!
«И не на одну! Хватило бы ещё на кооперативную пятикомнатную квартиру в центре Ленинграда. И ещё бы осталось, ...если бы сам остался в живых!»
«Почему?»
«Эти вещи с непростой судьбой. Все эти камешки, черепа, и прочие масонские знаки не только символизируют, но и притягивают к непосвящённым некие непознанные события. У большинства даже неискушённых людей золото и блеск бриллиантов рождают стихийную, всеразрушающую алчность. А люди страдающие этой бездонной страстью, чтобы утолить её, теряют высшие человеческие качества и способны на любое злодейство. Сверкающая рубиновая капелька явный кровавый знак, но большой вопрос - кому он был предназначен?»...

Александр понял, что он с детства любим Судьбой, и она отвела от него и его семьи неведомую беду.

…Через несколько лет случайно в одном из районных центров Александр встретил Сергея кому в детстве навязал в придачу бестолковый перстень. Конечно, в разговоре поинтересовался, что с ним стало. Сергей усмехнулся:
«Да, я тоже пытался искать это кольцо, но не нашёл концов. А тогда, следующим же летом, я сменял перстень на ёжика...»
Судьба миловала обоих!


Рецензии
Александр, доброе утро! Спасибо огромное за ваш рассказ: произвёл на меня очень сильное впечатление! Вы всё правильно написали про разрушение
Храмов: так было! Попробуй теперь восстанови! Строят новые церкви совершенно по-другому!
Знаю, что чужие кольца носить нельзя, поэтому испытала чувство страха за мальчишек, когда они надевали перстень на свои пальцы! Хорошо, что оба избавились от него и остались живы! С уважением и теплом,

Лидия Сидорова   23.08.2021 08:48     Заявить о нарушении
Уважаемая Лидия, здравствуйте!
Рад, что понравилось.
Детство было беспризорное, но со строгим контролем мамы возвращения домой в точно означенное время без опозданий. Если не успевал, следовало наказание. Если я допускал обман или элементы подлости возмездие ужесточалось и до объяснений вручную очень чувствительно, но спокойно, без истерик и долгой психологической пытки молчанием, как у некоторых. Когда я головой дошёл до сути, годам к тринадцати наказания прекратились. Не за что!
И родители никогда не требовали отчёта что делал, где и с кем был. Хотя от некоторых воспоминаний "мурашки" по спине "бегают"...
http://proza.ru/2012/07/05/1039 и http://proza.ru/2012/07/09/1343
Всего доброго!

Александр Алексеевич Кочевник   23.08.2021 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.