Моё деревенское счастье. Рождение легенды

Пятнадцатилетний кавалер, собираясь на ежевечерние танцы, старательно зачёсывал свой непослушный чуб назад, чтобы быть взрослее. Бог наградил его шевелюрой, но обделил росточком. Все его сверстники были почти на голову длиннее и выглядели взрослее своих лет, а здесь незадача – неполных полтора метра!
Но замыкаться в своём несовершенстве и уходить в одинокое страдание Саша не собирался. Тем более, что сверстники не очень-то притесняли за его недостаток. Во-первых, уже уважали как личность. А во-вторых, задевать его было небезопасно. Все знали, с какой яростью он отстаивал своё «я». Сам он, конечно, не сомневался, что дефективный рост, придёт время, исправится сам собой. Но выглядеть солидным мужчиной, всё-таки хотелось очень и сейчас!
Наконец при помощи терпения и бриолина получилась почти желаемая причёска. Переодевшись в праздничные брюки и рубашку, вышел на улицу, и степенно направился на край деревни, где уже собрались скинувшие дневную рабочую одёжку ребята тоже в чистых рубашках и глаженых брюках, готовились идти в клуб другой деревни на вечёрку. Девчонки ушли несколько раньше, а ребята ходили своей компанией. Обратно, кому как повезёт - вразнобой. Восьми километровый путь сопровождался рассказами, анекдотами, спорами, иногда переходящими в шутливые потасовки наподобие задиристых петушков-сеголеток в завершении цыплячьего возраста.
Когда солнце уже почти цеплялось за горизонт, группа подростков попала в поле зрения девчат, сидевших на крыльце Негоновского клуба. Похохотав, они издалека встретили чужаков звонкой, хотя и не очень дружелюбной частушкой:

«Как медвёдовски ребята
Издали виднеются,
А под носом-то у них
Сопли зеленеются».

Начинающий ухажёр прекрасно понимал что это укол в его сторону - самого маленького из медвёдовских гостей, но друзья не собирались проглатывать общее оскорбление своей деревни и среагировали мгновенно, ответив басовитой частушкой:

«Ну а негоновски девки
Всё на солнце греются
Только кости и остались
А сисек не имеется!»

Это было грубо, но демонстрация знаний анатомических особенностей, доказала «взрослость» медвёдковцев и враз отбило у девчонок охоту задираться, раньше того, как перешли на личности. Поэтому, когда ребята подошли к клубу, то уже были встречены более приветливо и дружелюбно. Медвёдовские девчонки, видевшие сей обмен «любезностями» были ещё и горды, что свои парни, и за себя сумели постоять острым словом, и их в обиду не дадут, если что. Хамство к своим девчонкам ими пресекались в корне безо всякой милиции и дружинников. Да и не было милиции в деревне. Сами!
Вечера в клубе проходили бесхитростно.
Демонстрация фильма нештатными киномеханиками через кинопередвижку «Украина», а потом танцы под пластинки. Танцевали только парами. Все кто умел хорошо танцевать вальсы, фокстроты и танго, вызывали зависть, остальные просто ходили  по кругу, изображая танцующую пару и млея от сладостного прикосновения к партнёру. Хороводы и кадрили становились редкостью, только на общедеревенских праздниках, а так, почти повсеместно уходили в небытие. Иногда приехавшие дачники из Ленинграда или Москвы демонстрировали новинки тех времён рок-н-ролл или твист. Что вызывало буйное веселье деревенской молодёжи. Нет, эти новые танцы резко не отвергались, но и особого желания перенимать их не было, поэтому миссионеры «заморской культуры» кривлялись, подпрыгивали и извивались посреди танцзала в минимальном количестве под дружный хохот толпы местной молодёжи, стоящей по краям. А «нарок-н-роллиться» молодые колхозники успевали днём на полевых работах с вилами и граблями. Время чужеродной «культуры» ещё не пришло.
Наш кавалер не любил танцы из-за своего маленького роста. Да и чего ж тут любить? Если в танце «упираешься» партнёрше носом в пышную грудь, если не ниже. До привлекательности этого удовольствия он ещё не дозрел. Поэтому посещение танцев воспринимал как нудную обязанность необходимую для взрослого мужчины, и которую вынужден исполнять стоически. Никогда от приглашений не отказывался.
Нередко среди задиристых и новеньких мальчишек случались разборки, переходящие в драки, но чаще это были ритуалы типа токования, чтобы выяснить показные отношения с противоположным полом или проверить не столько силу, сколько смелость, ловкость соперников и много разных нюансов жизни холостой молодёжи. Фингал и разбитый нос были несерьёзной обыденностью.
Позор, если юнец испугался и не вышел на призыв «Пойдём! Выйдем!» Идти нужно не спеша, подняв голову и расправив плечи, вровень с забиякой, обычно на задворки клуба. Вызов не бывает незамеченным и сразу передаётся землякам: «Наших бьют!» мгновенно собирается группа поддержки «своих» не столько физической, сколько как наблюдателей. Насколько поединок состоится честно и справедливо. Так, толпа не спеша идёт в известное место. Туда же собираются приятели зачинщика. Драка просто так, без ритуала сразу, не начиналась. Ребята окружали драчунов, оставив площадку на которой те после словесной перепалки, начинали топтаться, пугать и делать провоцирующие взмахи, вынуждая на первый удар. Если же ударил, то ты обязан победить! Дрались до первой крови или явного признания поражения...
Вызов и шествие замечают и девчонки. Мгновенно подружка сообщает, мол: «...твоего повели бить...» или «...из-за тебя будет драка...» Тут же «виновница» хватает косынку и лётом летит на задворки. Там взмахом проводит платком между дерущихся и прекращает поединок, убеждая в его бессмысленности. Затем, если она не хочет показать свою симпатию на люди, не оглядываясь покидает арену, волоча косынку за собой. Иногда бывает и унизительное действо. Например расхорохорившегося тщедушного дачника, с которым деревенский парень уже играет, как кот с мышонком, девчонка косынкой ловит за шею и приблизив к себе целует, как ребёнка в нос или ещё унизительнее в лоб, как целуют только покойников и дурачков. Но поединок прекращается.
Случались и меж деревенские драки «стенка на стенку», однако очень редко и по серьёзным поводам или большим престольным праздникам, когда гуляет вся деревня или село. Обыденные потасовки холостой молодёжи могли случиться, весьма жестокие и без ритуалов, только с наглыми дачниками или женатыми парнями пришедшими на гулянку без своих молодых жён. «Мешки с кулаками» развязывались мгновенно и почти без причины. Потом, наполучав фингалов, можно идти и рассказывать жене, как ты «случайно упал...»!
А так, безобидная возня под звуки гармошки «под драку». Главной задачей всех вечёрок было отдохнуть и повеселиться.
После танцев почти каждый из ребят отправлялся провожать до дома свободную девушку, с которой удалось познакомиться и потанцевать неоднократно. Поначалу эти традиционные проводы ни к чему серьёзному не обязывали. Просто юноша прилюдно брал на себя ответственность, что с девицей до самого её крыльца ничего неприличного не случится. Хорошо, если подружка попадалась из своей деревни или по пути к дому, а если нет, то приходилось делать приличный крюк.
После десяти часов вечера толпа танцующих уже начинала редеть. А ко времени завершения традиционного ежедневного развлечения парней и девушек в клубе оставалась в основном местная молодёжь. Ведь завтра с утра всем нужно быть на работах.

В этот вечер к кавалеру неожиданно обратилась худенькая дачница из Калинина* с просьбой проводить домой. Взволнованно оглянувшись на нежный голосок, и глядя на девицу снизу вверх, сразу понял, что её выбор был обусловлен не симпатией к нему, чего тайно желалось, а тем, что он был безопасен для неё. Одной идти через ночной лес очень страшно, а так, как-никак, всё-таки защита. Её подружки нашли достойных ухажёров и уже ушли, а она осталась одна. Эта просьба была унизительной для молодого человека, но отказаться – не мужской поступок! И молодой человек, не очень гордый оказанным доверием, всё-таки, согласился, хотя не очень-то хотелось, идти сначала  в Антонково - километров семь в сторону, а потом около четырёх километров в свою деревню. Но надо, значит надо!

Тронулись в путь. Из-за горизонта за спиной всходила полная оранжевая луна поднимаясь к начинающему темнеть, звёздному небу. На выходе из деревни на скамеечках, на дровах, у колодцев, (да мало ли укромных уголков!) были видны уединившиеся парочки. Наша пара, загодя заметив их, осторожно обходила в пределах видимости, свято соблюдая неписанный закон невмешательства в таинство ночного общения, который всё-таки иногда нарушался мальчишками, ещё не доросшими до ответственности – проводить даму, и бывало, они ради озорства, изобретали страшилки для одиноких парочек, конечно, если были уверены, что ухажёр не поймает и не накостыляет им по шее...
За околицей стало совсем безлюдно. Чтобы развеять неловкость и страшные мысли спутницы, молодой труженик села завёл деловитый разговор об укосах, опоросах и прочих сельских заботах. Городская девчонка понятия в этом не имела, но старательно и серьёзно поддакивала, на всякий случай. Ведь её главной задачей было добраться до своего дома быстро и безопасно, чего, кстати, желал и провожатый. Пока шли полем, всё было чинно, благородно. Но когда подошли к лесистой части около реки, она вдруг ойкнула, схватив кавалера за руку, и, дрожа от страха, прижалась к нему. Ей показалось, что «там кто-то есть!» Она забыла обо всём на свете. Какие тут способы повышения надоев? Её уже ничего не интересовало. Идти в обход леса, теряя время в планы провожатого не входило. Юноше стоило не малых усилий убеждать её, что никого там страшного нет, и почти волоком тащить вперёд по мрачноватой, лесной дорожке.
Наконец полутора километровый участок лесочка был преодолён. До деревни, оставалось ещё километра два-три. Осмелевшая дама, подбодренная освещёнными луной пейзажами и виднеющейся на горизонте деревней, ни слова не говоря, вдруг, бросилась бежать вперёд по просёлку меж полями. Ухажёр от неожиданности остановился столбом, потом, подумав, расценил это как удачу. Потому что это экономило ему почти три километра пути. И он, довольный, резко повернул налево через поле вдоль опушки в сторону своей деревни.
Но не тут-то было! Девчонка вдруг заорала и стала звать его на помощь. «Рыцарь»   рванулся на голос выручать свою нечаянную «Дульсинею», предполагая, что она попала «в лапы» ночных озорников. Он нашёл её сидящей на корточках посреди освещённой пыльной дороги. Она, всхлипывая и тихонько подвывая, обеими ладошками размазывала слёзы. Увидев провожатого появившегося с неожиданной стороны, опять испугалась, и хотела бежать, но, признав, бросилась под его защиту. В этой ситуации провожатый теперь казался ей былинным богатырём! Тревога оказалась ложной. Ей опять что-то там - показалось. Опять в паре,  они довольно ходко пошли по дороге.
Приблизившись к деревне парочка умерила «походно-армейский» темп провожания, потому что впереди замаячила белая рубашка одного из кавалеров, который уже проводил свою пассию, а теперь возвращался обратно. Соблюдая ту же деликатность, он свернул с дороги, и обошёл парочку полем. На подходе к своей избе девчонка совсем осмелела, и молодые люди даже изобразили неторопливое гуляние, завершая увлекательный колхозный разговор на тему признаков породистости овцематок. Потом, обменявшись рукопожатиями и полагающимися в таких случаях, символическими поцелуями щёчку, барышня побежала к своему крылечку, а для него ещё предстоял часовой путь домой.
Выйдя из деревни, ухажёр, выполнив свою обязанность, вприпрыжку налегке побежал по Кузьмовской дороге, без особой радости, но и без досады вспоминая «любовное» приключение сегодняшней ночи.
Луна, поднявшись в высокое безоблачное небо, потеряла розоватый цвет и светила сквозь звёзды ярким холодным фонарём. По пути пришла идея сократить путь – пройти не по объездной дороге через деревню Выставка, а тропинкой напрямик, через кладбище. Без долгих раздумий юноша через большак решительно свернул на ясно видимую стёжку и побежал, повторяя её изгибы. Однако на подходе к кладбищу невольно перешёл на шаг. Всякие страшилки, которые всегда рассказывали сельчане про покойников, всё-таки вызвали некоторое беспокойство, но поскольку кругом было спокойно, что подтверждалось беспрерывным скрипом коростелей, мало-помалу вернулась уверенность. Хотя из-за высоких кладбищенских деревьев усилился мрак, парнишка не испытывал большого страха, но всё-таки, с некоторой опаской, бесшумно двинулся через кладбище вниз под горку по диагонали.
Вдруг он остановился как вкопанный, увидев неясный темный силуэт на дорожке. Каким-то непонятным чувством он явно ощутил, этот КТО-ТО – живой! Сумрак и природная близорукость не давали возможность хорошо рассмотреть ЭТО. Постояв с минуту, он стал убеждать себя, что ЭТО всего лишь молодая ёлочка или тёмный, долговязый куст можжевельника и решил тронуться дальше. Но только сделал осторожненький первый шаг, ЭТО зашевелилось! Мгновенно пришло решение спасаться бегством. Мальчишка развернулся и побежал прочь, но кто-то дернул его за ногу и он всем прикладом упал на дорожку между могил, быстро перевернулся на спину и машинально прикрыл голову руками, приготовившись к нападению. Но никого не было. Там послышался хруст ветвей и грузный топот… удаляющихся шагов!
Несмотря на колотящееся от пережитого страха сердце, мальчишке стало весело. Он понял, что тоже кого-то напугал и чуть не рассмеялся в голос.  И за ногу его никто не дёргал, а сам зацепился штаниной за какой-то сучок.
Выйдя за пределы кладбища, он на участке освещенного поля пытался увидеть, кого же так испугал? Но было пусто. И полуночник, вприпрыжку побежал дальше. За ольховым пролеском на взгорке уже виднелась родная деревня.
В третьем часу ночи  гуляка, бесшумно влез на сеновал и, сладостно потянувшись, уснул сном праведника.
Утром в шесть утра слегка заспанный, но бодрый юный колхозник с уздечкой уже бежал забирать свою лошадь из ночного. По пути, щурясь от яркого солнца, Саша с улыбкой вспоминал приключения вчерашней ночи. За артельной работой, воспоминания отошли на второй план.
Отработав первую упряжку, скопом приехали на обед, и здесь услышали леденящую душу историю.
Бабы, округляя глаза и добавляя новые и новые детали, пересказывали друг другу, как прошедшей ночью мужик из соседней деревни ходил на станцию встречать гостей с ночного поезда. Проходя через кладбище, он встретил покойного дядьку Гришу. Но покойник испугался и с разбегу спрятался в могилу…
Родилась новая легенда!


* - в советское время Тверь называлась в честь «Всесоюзного Старосты» Михаила Ивановича его фамилией - КАЛИНИН.

На фото: В гостях у деда на кладбище где «родилась легенда». Полвека назад кладбище было ухоженным. В 2020 году односельчане в разговоре назвали Антонковскую Гору  кладбищем «списанным», хотя свежие могилы прибавляются полным ходом. Односельчане возвращаются из городов ДОМОЙ!


Рецензии
С пребольшим удовольствием прочитала. Я сама городская, в деревне была за свою жизнь три раза. Дважды до 10 лет, и вовремя учёбы в институте, у девочек в гостях. Очень понравилось ваше описание. И окончание рассказа классное. Весёлый вы человек, однако!
Спасибо. С уважением,

Мила Стояновская   17.02.2023 09:20     Заявить о нарушении
Уважаемая Людмила, Рад что Вам понравилось.
С полным ощущением счастья и осознанием подарка Судьбы вспоминаю вольное время деревенских каникул под руководством Деда и Бабушки. На счёт весёлости, не сказал бы. В голос никогда не смеюсь и не хохочу, но грустить, это не про меня. А общительности с любознательностью хватало, и самому с собой одиночества никогда не испытывал.
Всего Вам доброго!

Александр Алексеевич Кочевник   17.02.2023 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.