В зеркале наших фотографий

                Размышления начинающего фотографа-любителя

Мы любим фотографировать! Радуемся, печалимся, из-за удач и провалов в данной сфере, но «светопись» – часть нашей жизни. А задумывались ли мы о том, что наши фото говорят о нас самих намного больше, чем мы подразумеваем, выкладывая снимки?Я не имею в виду фото друзей, быта, самих себя. Я о тех работах, которые имеют свой собственный сюжет, и предназначены для показа другим людям в качестве художественного произведения (большинство фотографий в наших клубах именно такой направленности).
Мы видим и фотографируем одно, а видится со стороны по нашим снимкам, намного больше, а что конкретно, спросите вы?

Вот и предлагаю задать такой вопрос прежде всего себе. Как же на него отвечать? Потребуется немного терпения, навыки простейшей аналитической работы и несколько отстраненный «взгляд постороннего».

Для начала посмотрим – какова жанровая направленность наших работ. Насколько разнообразны образы, которые привлекают наше внимание?
Есть ли у нас желание и терпение обрабатывать наши снимки, либо мы предпочитаем естественность в кадре? Вопросов можно задать множество. Как варианты ответов (ведь мы отвечаем тоже лишь самим себе), могу поделиться своим ощущением жанров, своей попыткой понять (ну, робот, я , робот – имею потребность понимать что делаю, зачем, почему, тоже относительно других людей).

Для меня пейзажи представляются манифестацией «иньской» позиции – понять среду, понять мир в целом, если не законы, то уж строй, уклад природы, в психологическом контексте – понять и принять свою собственную среду обитания, притом именно человеческую, социальную. Пусть люди в таких снимках – почти всегда лишние, но почему же, мир так прекрасен без них?

Подробности сюжетов в таких снимках тоже говорят о нас – небо и облака часто снимают люди, испытывающие некоторый недостаток свободы или общения. Вода в снимках – преобладание эмоций, но и трудности с их контролем, какова вода, таковы и эмоции.
Горы означают реальную реализацию многих своих возможностей – не так часто люди живут в горах, скорее они уже туда пришли, преодолев многое. Суровая красота высот означает достаточно хорошую организованность самого автора снимков, умение видеть в трудностях их позитивную сторону. Часто организаторские способности, но и желание вырваться за пределы рамок, обязанностей.
Земля и ее плоды привлекают людей более практичных, но нуждающихся в больше щедрости, заботе, внимании. Зеленый – цвет любви (как синий – цвет мечты или надежды).
Цветочки, с их яркими красками – означают надежды, часто эмоциональные. Чем больше цвета, насыщенности, чем пышнее «лютики» - тем больше надежд, тем больше того, что бы сам человек еще хотел принять в свою жизнь. Хорошего, разумеется. Сдержанность в цветовой гамме, минимализм, говорит о внутренней работе человека с эмоциональной сферой, старания гармонизировать, подружить между собой «мир чувств» и «мир разума». Полевые же и неприхотливые цветочки в кадре означают потребность в поиске гармонии в самых простых житейских ситуациях, урегулировании насущных проблем, умение (или желание научиться) пользоваться малым для счастья.
Плоды на снимках могут обозначать, что в жизни самого человека много результатов, того, что нужно как следует оценить, использовать, применить. Это изобилие внутри, но, достаточно часто, наблюдается некоторая трудность в оценке окружающими этих достижений, востребованность талантов. Плоды в естественной среде – опять же природная концепция «все должно идти само собой», натюрморты – организаторские таланты, желание «построить свою жизнь» (а часто – в первую очередь – чужую).

Животные, традиционно ассоциируются с инстинктами, с биологической стороной нашей натуры. Птицы – проявления духа, его сила, его потребности. Дикие – то, что сильно внутри, но пока «не приручено», находится в стадии освоения. Домашние – часто означают ассоциации с нашим собственным положением в семье, с нашей манерой биологического самовыражения. Насекомые – скорее нюансы поведения, детали, тонкости, хотя такие черты и могут быть ключевыми в понимании всего характера.

Жанровые сценки больше ассоциируются с «янской», активной жизненной позицией, экстравертностью. Интересуют действия. Поведение, ситуации. При анализе важна общая тональность работ, как цветовая палитра, так и психологическая. Каковы цвета? Каковы ситуации, герои?

Портреты тоже бывают разные – кто-то использует естественную ситуацию, выделяя роль личности, ее «харизму», кто-то специально просит моделей позировать. Но все это уже – близкий контакт с миром и человеком. И большая доля доверия мира  - не всем из нас позируют, не всем доверяют свои образы.

В целом для расшифровки образов можно использовать давно выработанный людьми шифр, помогающий понять внутренний мир, открывая любой сонник. Большинству образов есть объяснение, плюс у каждого из нас своя система знаков, основанная на нашей личной истории, опыте, знаниях..

В заключение вспомнился анекдот, о Чукче (вероятно, это образ нашего «наивного «я»»), которого спросили, а умеет ли он читать, на что был получен ответ: «Чукча – не читатель, Чукча – писатель!».  Вот и мы – писатели, фотографы, хорошо бы попробовать быть почаще и зрителями своих же собственных творений.


Рецензии