Платон и поэт

Действующие лица:
Платон
Поэт
Место действия: Афины.
К Платону однажды пришел странствующий поэт.
Поэт: Платон, почему ты так не любишь моего великого учителя Гомера?
Платон: Поэт, уйди, ты мешаешь мне.
Поэт: Неужели такой скромный человек, как я, не стоит внимания великого Платона? Ответь же на мой вопрос и продолжай свои занятия. Я приехал в этот город ненадолго и время мне дорого, как и тебе.
Платон: Нет, ты не ценишь своего времени, раз отнимаешь его у других.
Поэт: Почему ты так говоришь мне?
Платон: Ты поэт, и этим все сказано. Завлекаешь народ сладкозвучными песнями, в которых нет ни семени правдивого - все ложь. Забираешь у людей то время, которое они могли бы потратить на иные занятия.
Поэт: Не все же пчеле трудиться! Был я в одном городе. Ко мне подошел старик, у которого два дня тому назад умер сын. Он положил мне руку на плечо и попросил: спой, утешь плачущего! А что скажешь ты, Платон, безутешному?
Платон: Не утешения люди должны искать, но истины.
Поэт: Забудь, великий, про то, что должно... Сколько людей бродят впотьмах, истины не ищут, но нуждаются в утешении! Неужто забыть про них, Платон?
Платон: Про что ты спрашиваешь меня? Мои глаза обращены к свету. Скоро зайдет солнце.
Поэт: Посмотри на меня, Платон! Закат солнца ты увидишь еще не раз, а я уйду, и больше мы не встретимся.
Платон: Что правда, то правда. Один мудрец, когда у него умер сын, сказал: "Когда я рожал его, знал, что будет смертен". Так и я, как ты пришел ко мне, знал, что рано или поздно ты уйдешь.
Поэт: Платон, твои глаза видят только свет солнца, а белого света не видят. Я пришел к тебе, чтобы спросить: почему ты не любишь великого Гомера?
Платон: Я говорил тебе. Его песни бесполезны и лживы.
Поэт: Как же быть с твоей философией, Платон? Уж не лжива ли она также? Или небеса подали тебе особый знак? Может быть, тебе являются Боги?
Платон: Не смейся, поэт. Не равняй выдумку с истиной. Мне истина показала хоть краешек своего покрывала. А что есть у тебя? Твоя кифара? На ней даже струны изогнуты. Как ты играешь на ней?
(смеется).
Поэт закусывает губу и проводит пальцами по струнам.
Я спою тебе, Платон, одну песню. Если она не тронет тебя, можешь съесть мое сердце.
Поэт (поет):
Я - тебе, ты - мне. 
Времени полно: свой час для мыслей, свой час для песни.  
Сотни философов стоит один врачеватель искусный.
 
Только послушай, как славно звучит тишина:
Шепчет она и душу мою наполняет весельем.
Солнце восходит и небо в янтарь обращает, 
Крик из души исторгая - подобие скорбного плача.

Плачь! Смех – для богов, тяжелый и терпкий.
Ты же - лишь мелкая рябь на поверхности гладкой.
Самый прозрачный янтарь в руках властелина
Глупому камню подобен – глаза подыми и увидишь.

Платон (после некоторого молчания): Солнце зашло.
Платон встает. Дает поэту деньги.
Платон: Возьми. Не хочу твоего сердца. Слышал ты о такой заповеди: «Сердца не ешь»? Прощай.
Платон уходит.
Поэт (бросая деньги на землю): Проклятый философ! И слезинки не пожертвовал бедному поэту!


Рецензии