Брак Марии Медичи

Юность Марии Медичи: http://www.proza.ru/2012/07/10/556


Научившись самым важным для женщины премудростям, Мария была готова использовать их в забракованном виде. Брак предстоял с королем Франции - улыбчивым бородачом, если судить по многочисленным картинам разных авторов. Из висящих в Лувре особенно мне понравилось произведение школы Туссена Дюбрея, где Генри IV с манерным видом «извините, я тут немного натоптал» возвышается над лернейской гидрой, символизирующей католическую лигу. А в своем цикле об итальянской принцессе Рубенс впервые изображает короля не анфас, но бороду и довольную физиономию все же оставил. Принцесса на портрете в сюжете «представление портрета» (скороговорка какая-то) без сожалений обошлась как без первого, так и без второго - картина была тупо скопирована с реально присланной накануне свадьбы.

В современном мире любовь начинается в «одноклассниках», продолжается в «скайпе», заканчивается в «черном списке», а потом по новому кругу, потому что одноклассников у каждого столько, словно школа была в Китае. В отсталые же времена Генриху приходилось довольствоваться слухами о соседках, а в данном случае - единственным изображением потенциальной суженной в руках Гименея и Купидона. Как и сейчас, тогда аватарки слабо отражали реальные лица несимпатичных владельцев, поэтому улыбчивого монарха явно ждал сюрприз с изменением его лицевой мимики. Однако Франция, уставшая от войн, явно шепчет (читай по губам): «Бери не глядя!» - и подталкивает короля к юзерпику. «Бери, бери,» - поддакивает Купидон, тыкая пальцем в портрет, пока амурчики помладше утаскивают армейские нахлобучки государя. Вот так, в представлении Рубенса, зачарованный воинствующий самодержец поддается на уговоры, соглашаясь на женитьбу. Однако в реальности на второй брак Генрих соглашается не от пылкой любви и торжества оптимизма над опытом, а тупо из-за денег - как и все умные люди. Тем более, от первой жены детей не было, и членские взносы (алименты) платить не надо.

Свадебное утро - это самый прекрасный момент для любой женщины, ведь она точно знает, что сегодня наденет. И какое наслаждение чувствовать себя в полной мере молодой, известной, из богатейшей семьи и собирающейся замуж за короля. Не считая денег, у нее все было хорошо, ну а что может быть плохого, если денег не считаешь? А еще приятнее, что в этот момент будильник не прозвонил, и для Марии Медичи все осталось в реальности. Именно в этот день под свидетельством Гименея, который на полотне держит невесту за хвост ее свадебной униформы, принцессу и обвенчали с ее... дядей, как и изобразил Питер Пауль (кстати, присутствовавший лично) на восьмой картине «Брак по договоренности» (где он как раз не присутствует). Дядюшка Медичи был довольно предприимчивый товарищ, бывало, самых честных правил (иных же оставлял как есть). И поскольку сам Генрюша на свою же свадьбу во флорентийском соборе так и не приехал, родственничек просто занял его место.

Пронырливый сценарист уже ухватился бы за этот скользкий момент, раскрутив сюжет в любом жанре от семейной комедии до личной драмы. Но просмотрев более тридцати сезонов самого интересного сериала «жизнь от первого лица», я убедился, что с реальностью, навязанной нам фантазией безумного режиссера, ничто не сравнится. Так что пока упомянутый режиссер миловал от очередного американского «шедевра» на историческую тему. А уж по этой картине голливудские гении, не помнящие точно, в какой жалостливой книге собачку бросили под поезд, отсняли бы «неравный брак», где  справа французы, а слева - кутузы. Да еще и на фоне параллельным сюжетом - отец грозный убивает сына.*

Встрепенувшись от ужасных мыслей о современном кинематографе, я перешел к следующей картине, где месяц спустя окольцованная Медичи прибыла в Марсель, и Молва с трубами уже спешила растрепать новости королю. Сам Франция и сама Марсель** с радушными жестами и готовностью принять в свои объятия распластались пред Ее Величеством, мол, хлеб да соль... точнее, коньяк да сыр вам, гостья дорогая. Прикажите заглушить гребной винт по имени Нептун, и пусть Фортуна у руля тормозит вашу золоченую галеру в нашем провинциальном порту. Ответственный по маломерным судам... не тот, что в больнице судна выносит, а крестоносец в черных одеждах стукнул тростью о деревянную палубу, и дубоголовая Фортуна, наполовину вросшая в корабль, послушно стормозила. Над кормой загорелись стоп-сигнальные огни, ну кроме одной перегоревшей лампочки, и на каравеллу перебросили трап с бархатной дорожкой.

Устройненная недалекая королева вдали ступает на подмостки с красными простынями - обязательной контрастной деталью для этой нарративной серии картин. Фоном и в мелких деталях, как обычно, идет атрибутика, символизирующая победу добродетели над войной, а на первый план Рубенс выводит нереирид и тритонов. И несмотря на то, что с классической задачей «похудеть к лету» прекрасная половина подводного царства не справилась (впрочем, на дворе все равно стоял ноябрь), они успешно перетягивают на себя внимание от непривлекательной монархини. Ну это и понятно, ведь если у Марии изображены два яблочка, а у див внизу по две дыньки, то к ним невольно и тянется взор.

Рубенс тонкими намеками уже готовит созерцателей к своему следующему произведению, стараясь отобразить в атрибутике и жестах персонажей последующие события. И мне показалось, что, вступая на французскую землю, двадцатипятилетняя  - предположительно (!) дева - Мария предвкушает встречу со своим венценосным супругом, который, по ее представлению, сейчас томится в ожидании где-то в покоях Лиона. А если она и в самом деле была невинна, вероятно, еще и рисует в своем воображении прелести французских поцелуев и первой брачной ночи, не подозревая, что такое реально «секс по-французски».


Семейная жизнь Марии Медичи: http://www.proza.ru/2012/07/18/1467


* На картине великий герцог, играющий роль жениха, надевает кольцо Марии. Справа французские послы, слева родственники невесты. Над кардиналом нехарактерная пиета, где вместо оплакивающей матери Христа изображен отец.
** Во французском языке Франция - это он (в плаще с лилиями), а Марсель - она (женщина за ним).


Рецензии
Рассказ ваш как экскурсия по древним временам и по картинам великих художников.Думаю, что великих, поскольку венценосных особ обычно рисовали великии.

С уважением !)))

Андрей Смолюк 3   18.10.2016 08:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.