История деревенской свадьбы

История деревенской свадьбы.

Ещё учась в школе, Николай почему-то всегда держал в поле зрения эту шуструю, задиристую девчонку, с часто встречающимся именем Маруся. Азы науки, он постигал без особого рвения. Да это было и нормой среди пацанов, родившихся после Великой Отечественной войны, а в особенности из деревень. К тому же сотни, тысячи из которых, были отрезаны от остального мира. Редко кто из них оканчивал среднюю школу и решал учиться дальше. Путь этот был не простым.

В деревне, где родились Николай с Марусей, была всего-навсего начальная школа. Николай родился в семье фронтовика, через год вернувшегося после окончания войны. Маруся родилась в семье высланных, репресированных немцев Поволжья.

По окончанию начальной школы, неполную среднюю, приходилось оканчивать в соседнем селе. После сдачи экзамен получали свидетельство о восьмилетнем образовании. Лишь немногие шли затем в среднюю школу, которая находилась в двенадцати километрах от их деревни. Большая часть пацанов заканчивало своё образование, шестью-семью классами. Остаться и работать в колхозе, как считали многие, этого было вполне достаточно.

Почти при каждом колхозе проводились вечерние курсы механизаторов. Недоучившиеся мальчишки с удовольствием посещали эти курсы. Окончив их, получали удостоверения и работали на тракторах всех марок, имевшихся тогда в колхозе, в частности и на зерноуборочных комбайнах.

Большинство девчат продолжали учёбу в средней школе. По окончанию каждого учебного года, учащихся привлекали на посильную колхозную работу.Если тебе исполнялось двенадцать лет, то ты был уже достаточно взрослым, чтобы помогать в колхозе. Для каждого находилось подходящее дело.

С началом лета, ремонтные работы на ферме. Это побелка и утепление животноводческих помещений. Закладка силоса и до начала учебного года, работа на сенокосе, а затем и уборка урожая. Мальчишки помоложе возили копны к стогам или согребали высохшее сено. Его обычно согребали конными граблями, а девчата собирали валы в копны.

Когда подходило время уборки урожая, некоторых переводили с покоса на ток, вернее на сушилку. Приходилось возить зерно от комбайнов и разгружать машины на току. Работали весь световой день, при необходимости и ночью. Работать ночью приходилось в основном на сушилке.

До дупленских покосов, было около сорока километров. Вставать приходилось рано. Одна единственная машина в деревне, заезжала с краю и почти со всех дворов, выходили двое-трое и усаживались в кузове. Вилы, грабли складывали в задней части машины. Хотя все брали с собой небольшую сумку с едой, правлением колхоза было решено, выделить на время покоса, одного барана в день. Добравшись до покосных угодий, барана передавали бессменному сторожу деду Петрухе. Он его свежевал и повариха готовила похлёбку со свежей баранины, вкус незабываемый.

Перебоем в работе могло быть не высохшее сено или внезапно хлынувший дождь. Молодёжь начинала дурачиться, а взрослые, степенные старались отдохнуть. Самые неугомонные из баб бежали на край околка в поисках ягод или же ломали берёзовые веники для бани.

Такой день как,Иван купала, всегда приходился на время покоса. По приезду в Дупленку, начиналось всеобщее купание. Некоторые доставали свои кружки,кое-кто чашки, затем появлялись и вёдра. В колодах из которых поили лошадей, кто-то кого-то купал прямо в одежде.

Строгому бригадиру в этот день никак не удавалось приструнить раздурачившуюся молодёжь и заставить их приступить к работе. Вечером, после возвращения в деревню, всей толпой бежали на реку искупаться. Визг и хохот да горящие костры на берегу, можно было слышать и видеть далеко за полночь.

В таком вот ритме и пролетели детские и юношеские годы Николая и Маруси. Осенью ей исполнилось восемнадцать лет, а Николаю было девятнадцать. Весной следующего года они решили пожениться. Но как и везде в деревнях до свадьбы, должно было состояться сватовство. Состоялось оно в конце февраля. Свадьбу назначили на восьмое марта. Приглашена была почти вся деревня.
 
Многие из приглашённых работали в основном на ферме до поздна, начало свадьбы было назначено на девять часов вечера. В то время Маруся работала на ферме дояркой и ей выделили несколько выходных. Девчат в то время в деревне было много и все они пришли задолго до начала торжества и помогали наряжать невесту.

Платье невесты, было вполне приличным, даже нарядным. По белому полю, были набивные, белые цветы. Оно было прямым, слегка расклешёным к низу. Длинна доходила до белых туфелек. На голове был укреплён цветной веночек с прикреплённой на нём, прозрачной, почти до пола фатой. Конечно весь этот свадебный наряд был куплен с рук. Свадебные салоны были не для сельских новобрачных, приходилось довольство-ваться тем, что имелось под руками.

Заявление на регистрацию брака сразу не подавали, может по этому не было и обручальных колец. Обычно регистрировали свой брак, прожив продолжительное время вместе и даже после рождения первого ребёнка. Главным было то, что была свадьба. Паспортов у селян в то время не было. Поэтому свадьба являлась, как бы главным документом новобрачных.

По старому поверью, свадебное платье бывшее уже на другой невесте, одевать не советовали. Бытовало мнение, что у одной из невест, наверняка не заладится семейная жизнь. Кто-то верил в эти приметы, а кто-то и нет. Марусю наряжали довольно долго, может от того, что было много помощников. Каждая из подруг старалась дать совет и он конечно же был самым лучшим.

Венок с фатой был укреплён на пышных локонах. За месяц до свадьбы она сделала себехимическую завивку в городе, когда ездила к сестре в гости. Это была её первая в жизни завивка. Волос у Маруси был густой и завивка была ей к лицу. Розовые цветочки венка, утопали в пушистых волосах. Румяные щёчки и подведённые большие глаза, были неотразимы.

Быть худой в те времена, особенно в деревне, считалось вроде даже неприлично. Маруся подходила по всем параметрам. Она была не худой и не полной. По внешнему виду и поведению, невеста получила от деревенских баб, неплохую оценку. А это были самые строгие судьи.

Столы накрыли в трёх комнатах. Молодых усадили в средней. Делалось это для того, чтобы всем гостям было их видно. Жених должен был появиться с минуты на минуту. Но прежде чем занять место за столом рядом с невестой, гости со стороны молодого, должны в первую очередь пройти всякие атрибуты, присущие перед началом свадьбы.

Гости со стороны молодой, были уже все в доме. Кто-то из старших дал команду усадить невесту за стол. Невеста с трудом пробралась за стоящими на её пути  столами в передний угол, подруги последовали следом и расселись вокруг неё. Рядом уселись и два её племянника, Вовка с Витюлей. Перед ними на столе лежала сплетёная из пеньки-коса. Украшена она была разноцветными лентами. Косу должен выкупить жених и за ту цену, которую потребует продающий. Обычно её продаёт кто-то из младших сестёр или братьев невесты.

Маруся была младшей в семье и косу пришлось продавать её племянникам. Старшему Вовке, шёл шестнадцатый год, а Витюле двенадцатый. По всему было видно, что «продавцы» люди серьёзные и дёшево свою тётю не отдадут. В основном это касалось Вовки, он был старше и смелее Витюли. Однако жениху предстояло преодолеть множество преград, прежде, чем он окажется устола с «продавцами».

Вездесущие пацаны сообщили, что из дома жениха вышли гости. Но недалеко от дома, посреди дороги, их уже ожидал стол, а через дорогу была натянута толстая верёвка.  В центре стола, чисто символически,стояло четыре бутылки с водой. Главный сват идущий впереди начинает торговаться, стараясь сбить цену. Перекрывшие дорогу, начинают стыдить жениха в жадности и сват сдаётся. Торгующиеся получают требуемый выкуп, в основном спиртное и свадебная процессия двигается дальше, встречая на своём пути ещё не один стол. Чем дальше друг от друга живут молодые, тем больше встречается преград. Но если живут в разных деревнях, то выкуп приходилось платить уже  в обеих.

Наконец добрались и до дома Маруси. Ворота были забарикодированы, как крепость. Слышно было, как сват, местный учитель и крёстный Николая, спорил со стоящими во дворе подростками. Но вот послышались выстрелы, это говорило о том, что торг окончен. Однако впереди ещё были входные двери у которых так же стояли желающие сорвать дармовой выкуп. И только попав в дом, начинается торговля за косу. Выкупив косу, начинался торг за место рядом с невестой. Было видно, что Николай и Маруся уже устали от этого бесконечного торга.

Но всё позади, гости со стороны Маруси уступают места пришедшим гостям жениха, а сами рассаживаются по дальним углам. Почётного места они удостоятся только на следующий день, уже в доме жениха. Таков уж был обычай. Наконец Николай садится возле невесты, рядом с которой сидит  её, самая близкая подруга. Рядом с женихом отведено место для его друга.

Когда гости заняли свои места, слово взял главный сват. Он поздравил молодых и пригласил стоящих рядом родителей жениха и невесты, сказать по такому важному событию в жизни их детей, пару слов. Первыми поздравили молодых, родители жениха. Отцу, будущему свёкру, было только сорок пять, а матери, будущей свекрови Маруси и вовсе тридцать восемь. Николай был их первенцем. Родители были ещё довольно молоды.
Родители же невесты были уже пожилыми, уставшими от жизни людьми. Она была их поздним ребёнком. Матери было уже шестьдесят три года, а отец на год старше её. Будущая свекровь Маруси, была на несколько лет моложе её старшего брата.

После напутственных речей родителей, гости с удовольствием принялись за дигустацию всего того, что было в те годы на столах. Не прошло и часа, как в разных углах стали слышны голоса «недовольных» тем, что всё у них  якобы горькое. Это было явное требование, подсластить выпитое поцелуем молодых.

Каждый из приглашённых знал, что Николай очень застенчивый и стеснительный парень, и это частое «горько», стало для него на протяжении всей свадьбы, настоящим испытанием. «Недовольные», налив себе вина или водки, садились невдалеке и начинали кричать «горько». Николаю каждый раз приходилось искать в себе силы, при таком скоплении народа, поцеловать Марусю. Они вставали за столом и он долгое время стоял, как вкопанный. Иногда Марусе приходилось незаметно дёргать его за руку или край костюма, потому что так бездейственно стоять, было просто неприлично.

Застенчивость была присуща большинству молодых людей того времени. Так они были воспитаны. Главный сват видя, что гости стали более раскованными, громко объявил, что пора бы одарить молодых, кто чем может. В доме невесты подарки дарили только родные и приглашённые с её стороны. Собирать каравай, вызывался обычно кто-то один со стороны жениха и невесты.

Брали большую тарелку, ставили две стопки и вызывали поочерёдно родных и близких. Со стороны Маруси вызвалась деревенская стряпуха тётка Нюра, а со стороны Николая, тётка Христинья, обе солдатские вдовы. Тётка Нюра вызвала родителей невесты, спрашивая при этом:
        ,,Что положат на каравай молодым, родители?"

Отец с матерью взяли по обычаю в руки по стопке. И так как они были людьми плохо говорящими по русски, то и говорить много не стали. Они пригубили свои стопки, но их тут же устыдили, что почему-то именно первую, нужно во чтобы-то ни стало выпить до дна. Им ничего другого не оставалось, как выпитьсодержимое своих стопок до дна. Одарили молодых овцематкой с приплодом и не большой суммой денег.

Далее были вызваны брат с женой и сестра с мужем, а ними следовали подруги, и знакомые. Собрав каравай, тарелку на которой стояли стопки, тётка Нюрка вдребезги разбила о пол. Это тоже входило в ритуал свадьбы-дескать к счастью. После этого гости веселились до утра. Но уже часов в восемь утра, самые нетерпеливые начинали подходить. На второй день обычно варили уху и пельмени. Часам к десяти подошли молодые. Ближе к полудню все были в сборе.

После обеда, когда уже все были празднично настроены, стали выносить какие-то узлы и чемоданы. Одним словом-это было приданное невесты которое должны увезти в дом жениха. Во дворе стояли запряжённые кони с колокольчиками, укрытые цветными платками. Молодых садили в кошёвку, которая так же была нарядно украшена и во всю середину лежал огромный тулуп. Сюда же сели друг с подругой и кучер. В остальные повозки усаживались чуть ли не штабелями, от восьми до десяти человек и с гармонистом в придачу. Кошёвка же могла вместить всего, двоих- троих.

Катать молодых решено было по деревне и всем дорогам вокруг. Остальные гости шли к дому жениха пешком. В это время в доме жениха, шло приготов- ление к встрече гостей.
Накатав вдоволь, молодых подвезли к дому жениха. От коней валил пар, они  нервно переступали ногами, пытаясь рвануть с места. Но ими управляли мужики опытные, знавшие в лошадях толк. Кони все были, как на подбор.

Из ворот у дома жениха, вышли его родители с караваем хлеба и солонкой сверху. Они вышли встречать молодых, только что подъехавших к воротам. Один из родственников жениха, налил молодым вина и велел откусить каждому от каравая. Мать Николая была одета в полушубок на левую сторону. Что конкретно означал этот ритуал, толком объяснить наверное никто бы и не смог, но так делали почти все, на всякий случай. Отец был уже изрядно на веселе. Они радушно приглашали гостей, заходить в дом.

За прошедшие почти сутки, все гости сблизились друг с другом. Сват старался установить хоть видимость порядка, усаживая гостей по обычаю, но это ему не удавалось. В конце концов он махнул рукой и всё пошло своим чередом. Теперь уже родные со стороны жениха, одаривали молодых подарками, которые интересовали их меньше всего.

Им до ужаса надоело всех благодарить, тем более, что им всё это время приходилось стоять стоя. Гостей с двух сторон, насчитывалось более ста человек. Ещё утром болевшие с похмелья, были снова здоровы и по всему было видно, что предстоящую ночь, они выдержат. И они действительно выдержали.

Женщины не сходившие с круга, валились от усталости с ног, их голоса были уже с хрипотой, от всех спетых песен и частушек. Но сила им была нужна ещё и для третьего дня, так как в деревнях свадьба длящаяся меньше трёх дней-это не свадьба. Молодые рано вечером ушли отдыхать. Гости продолжали веселиться без них. Теперь они наряжали кого-либо из гостей женихом и невестой и всё шло по порядку.

На третий день, казалось сил не осталось ни у кого. Одни приходили уже без всякого настроения, другие ещё и вовсе не уходили. Вяло усаживались за стол чтобы разговеться. Некоторые твёрдо решали и в этом они были почти уверены, ни за что больше не похмеляться. Усевшиеся за стол женщины прикидывали, чтобы эдакого перекусить.Кто-то начинал фальшиво пиликать на гармошке, но желающих петь, тем более поплясать, ещё ненашлось. Появились молодые. Выглядели они бодрыми и отдохнувшими. Их настроение сразу передалось уставшим гостям, которые сразу оживились.

Почти одновременно с молодыми, появились и тётка Нюра с тёткой Христиньей. У одной из них в руках большущая чашка. Тётка Нюра просит слова:
,,Дорогие гости, наша Маруся стряпала всю ночь блины. Вот просила нас, угостить вас,оцените её умение и старание. Кто желает начать?" Гости начинают шарить по карманам в поисках денег. Кто-то из близких родственников объявил ценублина. Ниже объявленной стоимости блина, никто не подавал, а свыше ограничений не было. Стоимость блина компенсировалась и различными вещами. Тётка Нюра подавала блин, а гость покупал. Тётка Христинья подавала стопку с вином и принимала подношения. Без внимания не остался никто, каждый отведал блин. Работу Маруси, оценили на отлично.

Не успев окончить с блинами, а уже кто-то незаметно под столом, срывает туфельку. И пошло, поехало. Николай должен найти и выкупить её. В одной из комнат шла бойкая торговля компотоми варенцом, а в доме кто-то появился с охапкой сена и бесцеремонно разбрасывает по всему полу. Сразу как по команде  зазвенели медяки. Игравший циганочку горманист, не мог  оставить никого из сидящих-равнодушным. Началась настоящая свистопляска с сеном под ногами. В эту кучу малу привели и молодых. Невесте дали веник в руки и будь добра наведи порядок. Насколько быстро и чисто она наведёт порядок, такова и оценка будущей хозяйке.

Такое испытание для молодых не из лёгких, нужно быть очень изворотливыми. Жених ей всячески помогал, выискивая монеты и одновременно охраняя её от безудержно прыгающей толпы. В какой-то момент казалось, что порядок наконец-то наведён. Но какой-нибудь умник, снова бросал заготовленные к такому моменту, горсть монет. Уборка начиналасьсначала. Продолжалось это до тех пор, пока кто-нибудь
из сердобольных не заходил в круг и собрав сено, уносил его на улицу. видимое спокойствие. Всю эту процедуру называли-сор.

Но разбушевавшаяся кровь требовала продолжения веселья. Самые активные из гостей, просто спокойно сидеть за столом уже не могли. Своими хриплыми голосами, обезображивать песни им не хотелось. И постепенно каждый из них находил для себя, какое-либо развлечение. Кто-то притаскивал ванну и веники, и начинали „мыть и парить“, родителей жениха и невесты. Их садили поочерёдно в ванну, обливали водой и
нещадно хлестали сухим веником. Молодые должны их спасать, укрывая их полотенцем или отрезом материи.

Курица принесённая со двора невесты, с красной лентой на шее, сидела на руках тётки Наташки. Несколько женщин требовали её у ней. Она категорически не соглашалась. По древней традиции, её должны зажарить на разведённом костре. Но всё это заканчивалось более гуманно. Вместо курицы обычно жарили куски сала или мяса.

Во всех углах усадьбы жениха, происходили различные чудеса. Кто-то уже грозился разобрать печную трубу на крыше, а иному приходила мысль сломать угол дома. Все требовали свой выкуп. Так продолжалось до вечера, уже третьего дня. Ряженые разбрелись по всей деревне.

Ещё несколько дней после свадьбы, некоторые особо активные из гостей, не хотели верить в то, что она окончилась и продолжали заходить.

А Николаю с Марусей нужно было начинать свою новую, семейную жизнь. Это была их первая совместная весна. Что ожидало их впереди? Им предстояло найти свой собственный уклад жизни и дорогу по ней. Всё это, им ещё только предстояло. На дворе был конец шестидесятых годов ХХ столетия.


Рецензии