Кипарисовая аллея. Отрывок из Голубой Каравелы

(Фото из интернета)

Первый день, среда, кроме освоения номера, после теплого душа и короткого сна с дальней дороги, у Милы ушел на пристальную разведку местных окрестностей. Она не первый год приезжала в Крым и на этот раз хотела посетить новые места. В коротких стильных шортиках и на высоких каблучках она выглядела помолодевшей лет на двадцать.

К морю было не так уж и близко, два извилистых закоулка да парк ТОК»Судак» по ул. Ленина №89 по входящему билету за 2 гривны при каждом посещении. С любой точки Судака открывался величественный взор на волшебные горы и красавицу -историческую Генуэзскую крепость. Перед парком расположились вторая маленькая кипарисовая аллея и памятник воинам-освободителям, к ним вела высокая длинная лестница. Первая знаменитая кипарисовая аллея, ведущая к набережной, была длинной.

Высокие вечнозеленые хвойные кипарисы стройными рядами выстроились по обе стороны аллеи, как солдаты в парадном карауле при встрече первых правительственных лиц. Гостей города они также встречали хлебосольно, даря отдыхающим и туристам спасительную прохладу в жаркие дни, радовали глаз и наполняли воздух экзотическим ароматом.

Их подтянутые корпуса в зеленых мундирах и стройные осанки своей благородной статью возвышали помыслы, облагораживали душу и дисциплинировали тело, как внутренний стержень, цельных Личностей - ныне живущих и, во все столетия посещавших Крым, приумножавших его историческую и культурную славу.

Сам парк оздоровительного комплекса представлял собой памятник садово-паркового искусства и занимал более десятка гектар.

Чтобы посетители не заблудились в извилистых лабиринтах парка при входе размещена карта-схема территории с сорок одной точкой: бизнес -центра, медицинского, культурного, спортивно-оздоровительного, инфраструктуры: от корпусов, аптечного киоска, заказа авиа и железнодорожных билетов, автостоянки, ресторанов, бань, прессы, сувениров, торговых комплексов, лодочной станции до декоративного пруда, тира, волейбольной площадки, бильярдного стола, киноконцертного зала, музея, детской площадки, бювета, интернета, библиотеки, экскурсионных касс, бассейна, спасательной станции, проката катамаранов, рыбалок.

«Все для блага человека!» Для интересующихся, проживание в Ток»Судак» составляет 265 гривен в сутки с человека. Мила решила подарить и библиотеке санатория свои книги:

-В Крыму отдыхали, жили и творили многие великие писатели, можно и я подарю вам свои книги, на память о лучших днях пребывания в Крыму?

-С удовольствием примем!:-отвечала не только приветливая Зам. по вопросам культуры санатория, но и работники в городской библиотеке им. Рыкова, за кафе «Перекресток», по ул. Гагарина №3, которую Мила заприметила еще из окон автомаршрутки; музеях им. А. Грина и литературно-историческом в Старом Крыму, Доме-музее А. Волошина, историческом музее Судака, «Крымтуре », в последующие дни. Это сближало их и располагало друг к другу.

***
Для первого дня впечатлений было предостаточно. Сказывались усталость и солнцепек, Мила возвращалась в свой номер, ставший на время родной обителью. Напарница еще не вернулась с моря и Мила оставалась наедине с собой. Неожиданно к горлу подступил комок и по щекам безудержно покатились слезы.»От себя не уйдешь. Смена домашней обстановки не смогла вычеркнуть потаенную сердечную грусть. Как хотелось и мечталось прогуляться в отпуске по живописным крымским местам вдвоем, делиться впечатлениями о неописуемой красоте. Не судилось»:

«…Не вернешь обратно ночи звездные.

И опять напрасно сердце вспомнило

Все, что это лето обещало мне,

Обещало мне, да не исполнило.

…Этим летом я встретилась с печалью,

А любовь прошла стороной.

Там, где мне в ладони звезды падали,

Мокрая листва грустит на дереве.

До свиданья, лето, до свидания,

На тебя напрасно я надеялась…»

(А. Пугачева» До свидания, лето»)

Смеркало. Ближе к 23.00 с набережной вернулась напарница, восхищенная купанием в море и загаром на берегу, вечерней прогулкой по набережной:

-Чего только не увидишь вечером на многолюдной набережной, даже феерическое травести-шоу с программой «Не женское это тело».

***

А по ночам мне снится конь…

«… А по ночам мне снится конь.

Ко мне приходит рыжий конь,

В лицо мне дышит рыжий конь,

Косит лиловым глазом…»

(М. Боярский)

На второй день, четверг, Мила запланировала полуторачасовую конную прогулку лесом и в горы. К тому же экскурсия была всего лишь за 100 гривен и включала в себя бесплатно шашлык и вино. На лошадь она садилась впервые в жизни. Распространитель билетов выручила фотоаппаратом, на прокат. Удовольствие и восторг доставила уже сама дорога к месту программы, зеленая, окольцованная горным обручем.

-Да здесь можно отдельную экскурсию устраивать, за зеленую горную трассу: - обратилась Мила с предложением к водителю такси.

-Неловко отнимать хлеб у коллег, но спасибо за рациональную идею, я подумаю.:-с улыбкой ответил водитель, заинтересованно поглядывая в зеркало машины на Милу.

Желающих набралось человек десять, все младше Милы. Да и лошадей больше не было, все было просчитано. Строгий инструктор начал проводить инструктаж, как оседлать лошадь и вести себя в горах. Он как то сразу определял, кому какую лошадь предложить. Подошла очередь и Милы, да не тут то было. На лошадь села, но испытала не понятный панический страх до слез, хотя лошадь подобрали ей самую спокойную.

Стало ясно, в горы с группой она не пойдет и инструктор ее с собой не возьмет. Милу познакомили с девчушкой лет пятнадцати, которой было поручено сопровождать ее на вольготной прогулке по поляне и зеленому лесу, на ровной местности. «Имена людей в поездках непростительно быстро улетучиваются из памяти, хотя и знакомились».

-Не бойтесь лошади, она добрая и спокойная, держитесь за уздечки. Ее зовут Валютка, а ее жеребенка- Алиска. Ну что, поехали?:-мило спросил ребенок, помогающий в бизнесе или родителям.

-Мне только страшно, когда она наклоняет голову вниз: -поделилась своим страхом Мила.

-Это она просто ест траву, подкрепляется от многих прогулок за день:-спокойно объяснила девочка.

Алиска вторила за мамой-лошадью. Жеребят с раннего возраста берут в походы со зрелыми лошадьми, чтобы изучали запоминанием маршрут и набирались выносливости, учились держаться в ряду и ладить с собратьями.

В неторопливой поездке верхом Мила наслаждалась зелеными краевидами и цветочным лугом. «Какое многообразие цветов и трав!» Позже она собрала себе букет из зеленых зубчатых листочков и причудливых красных ягод, для гербария, может дома дочь натюрморт крымский нарисует или для книжек, как закладки. Холодной зимой, приятно будет, укрывшись теплым пледом и читая книгу, найти на открытой странице засушенную веточку ягод и вспомнить о крымской поездке, ощутить вновь аромат лета, как например в песне Э. Хиля о фиалке.

«А если я по дому загрущу,

Под снегом я фиалку отыщу

И вспомню о Москве.»

Еще на пути им встречались только начинающие краснеть кустарники ежевики. Ягода пряталась под зелеными зонтиками листьев на слегка колючими ветках и запросто в руки не давалась, нужно было осторожно раздвигать густые заросли кустов, чтобы не исцарапаться. Ежевика очень похожа на малину, только в спелом виде она черного цвета и с терпкой кислинкой.

«…Ягода малина нас к себе манила

Ягода малина летом в гости звала

Как сверкали эти искры на рассвете

Ах, какою сладкою малина была…»

(В. Легкоступова)

-Да у вас здесь по осени можно урожай ежевики собирать:-заметила с пристрастием Мила.

-Ну, так приезжайте к нам по осени еще. А еще к нам приезжают на рыбалку, в нашем пруду водится крупная рыба: - добавила находчивая юная предпринимательница.

У заброшенных дач они останавливались у деревьев вишни и сливы.

-Пробуйте наши сливы, вкусные, не бойтесь, здесь давно никто не живет:-уверяла Милу девчушка.-А сейчас мы войдем в лес. У нас там есть родник, попробуете лесной целительной холодной водички.

Вдруг послышалось беспокойное ржание лошади.

-Ой, я боюсь, что это с Валюткой?:-спросила Мила у девочки.

-Это она зовет отставшего жеребенка, Алиску: -уточнила маленькая попутчица.

-Ей же не видно, что за ее спиной творится?:- с удивлением полюбопытствовала Мила.

-Она, как мама ребенка, чувствует.: -мудро ответила девочка.

По дороге ребенок искренне делился с Милой своим детством:

-Мне нравится наш тихий поселок, здесь я хожу в школу. Люблю гулять на лугу, лесом, ухаживать за лошадьми, рыбачить. В городе я не хотела бы жить. Здесь живет и мой дедушка, он художник, и я немного рисую.

Незаметно прогулка подходила к концу, было жаль. Девочка отпустила Валютку и Алиску вольно пастись на лугу и позвала Милу:-

-Идемте к нам, ждать группу и чай с печеньем у самовара пить, прогуляетесь на мостике возле ивушки не плакучей через пруд и отдохнете в гамаке.

По возвращению группы хозяева лошадей накрыли уставшим до изнеможения, но с улыбкой на все тридцать два, туристам деревянный стол - шашлыки на костре с щекочащим нос дымчатым запахом и кетчупом, белое вино»Тамянка». На недолгое время все стали близкими и подняли тост:»За удачное возвращение, успех, дружбу и любовь!»

Ночью Мила долго не могла уснуть, даже с открытым окном, сон не приходил. Она неспешно накинула легкий халатик и босыми ногами вышла на крыльцо. В мерцающих созвездиях и причудливых очертаниях темноты, в убаюкивающих песнях ветра и шелеста трав ей виделись рыжие темногривые Валютка и Алиска. Сердце стучало все сильнее и сильнее:

«…Что-то воздуху мне мало,

ветер пью, туман глотаю

…………………………

Я коней напою, я куплет допою,

Хоть немного еще постою на краю…»

(В. Высоцкий)

***

Третий день, пятницу, Мила решила посвятить морской прогулке на катере»Черноморье » вдоль гор Нового Света. Но опоздала на пять минут, благо купленный за 70 гривен билет не пропадал и был действительным для следующей поездки, белые катера благочинно отправлялись каждые два часа и поэтому Мила спокойно посвятила свободное время познавательному посещению на набережной Судака исторического музея по ул. Ушакова №1, всего за 5-15 гривен (с экскурсоводом).

В качестве экскурсовода выступала директор музея и научный сотрудник в одном лице, на общественных началах, ибо не было желающих работать на мизерную зарплату в 600 гривен. В здании, где каменные стены до метра толщиной, что и спасало их от вековых разрушений от нападений врагов, было прохладно, что облегчало переносить летний солнцепек.» Не общеизвестная и официальная информация в целом и в частности об истории Судака, а закулисные малоизвестные детали характернее и реальнее раскрывают суть любого вопроса и наиболее поражают воображение».

Наибольшее впечатление с осадком боли произвели металлические цепи в виде наручников, которые одевали рабам на ноги от побега. Цепи были цельными, это говорило о том, что сняты они были с мертвеца. А также рассказ о том, что в водах Судака погребен целый могильник костей рабов, который местные жители не осмеливаются расчистить ни за какие деньги.

Редкие и ценные, уникальные экспонаты в музей иногда попадают и от местного населения, такова история и серебряного блюда весом полтора килограмма чистого серебра, которое было выкуплено у одного пьянчужки за 350 гривен на похмелье.

Фотографии на стене в следующем зале свидетельствовали о нравах наших предшественников, которым среди прочих видов развлечений не чуждо было отдыхать на пляже нагишом.

В зале, посвященном виноделию Крыма, экскурсовод детально объяснила посетителям секрет на любопытный вопрос » как отличить и где приобрести фирменное прославленное вино на память о поездке для любимых мужчин?»:

-Только в государственных магазинах с общепринятым режимом работы и по цене производителя. Смотрите внимательно на этикетку «Массандра», указан ли под ней адрес Судакского завода.

Среди мемуарной литературы и поэтических сборников крымских авторов Мила увидела знакомое имя В. Рыкова, которое носит городская библиотека.

Экскурсовод тонко заметила:

-Каждый поэт воспевает свое- женщин, любовь, свободу, а В. Рыков воспел виноградную лозу:

«И если Крым забыт давно

За бесконечной суетою,

Согреет душу Вам вино

Южнобережной добротою».

***

Можжевеловый рай.

На четвертый день, субботу, Мила выбрала пешую четырехчасовую прогулку под чарующие звуки волшебной флейты на гору Караул –Оба в Новом Свете. Дешево и сердито:40 гривен, плюс 20-за вход в заповедник. Ни о чем не подозревая, снабдившись по совету реализатора билетов, спортивной обувью и водой Мила прибыла к месту сбора группы.

У ней был опыт поднятия в горы –на Генуэзскую крепость и Галицинскую тропу (там тропа пролегала вокруг горы), она считала, что вполне справится и с этой задачей. Горы были ее слабостью, как пел В. Высоцкий:»Лучше гор могут быть только горы». В группе вновь собралось до десяти человек, все младше нее, кроме мужчины под шестьдесят лет, двое детей.

Поначалу Милу охватил восторг- целебный пьянящий аромат хвойного можжевелового леса в заповеднике, не за ним ли она приехала? Кладовая природы открывала перед Милой свои несметные богатства. Можжевельника здесь было видимо- невидимо, благо не с колючими, как у ежа, иголками -ветки кустарников постоянно задевали руки и ноги, дружелюбно приветствуя каждого новоиспеченного и заядлого туриста -не то окровавились бы.

Но чем далее уходила крутая узкая тропинка ВВЕРХ (а не вокруг горы), тем больше Милу начинали одолевать сомнения, справится ли? Пятиминутные привалы выручали мало –задышка, усталость в ногах, казалось сердце выпрыгнет из груди. Экскурсовод-местный житель был эрудированным и интересным рассказчиком, но гарантировать безопасность и страховать жизнь туристов он не мог:

-Сохранность группы в 80% считается нормой.

Это еще больше расстроило Милу, хотя нашлись и шутники:

-А если членов группы за время прогулки станет, наоборот, больше?

-Усыновлять никто ни кого не будет.:- так же спокойно ответил частный предприниматель.

«Анархия-мать порядка. Час от часу не легче». Благо попался один молодой благовоспитанный парень (с девушкой), который видя страх и панику Милы, каждый раз подавал ей свою сильную руку. Ну не признаваться же ей было, что она лишь меньше двух месяцев перенесла хирургическую операцию и была слаба в руках.

Скалистые горы завораживали живописностью и величественностью, но и пугали обрывистостью, сыпучим гравием- сдаваться не хотелось.

Приближалась »Райская долина» с более длительным привалом. Путники могли сфотографироваться, перевести дух и прилечь на мягкую травку. Экскурсовод достал из рюкзака флейту и заиграл знакомые мотивы. Блаженство минут украшало пение цикад. Человек и первозданная природа -наивысшее творение Создателя, гармония Вселенной в данную минуту ощущалась более всего.»Рай на Земле при жизни!»

От рассказчика путники узнали о произраставшем здесь растении, способном вызывать ожоги на теле, которым клеймили животных; о месте, где приносились в давние времена жертвоприношения; антисептических свойствах можжевелового леса, в котором быстрее излечивались боевые раны воинов; об ущелье, в котором в годины лихолетья могло укрыться все селение; о редком виде- развесистой сосне Станкевича.

Пытливый глаз то ли радовали, то ли устрашали юркие пятнистые ящерки высоко на каменных глыбах.

До пика вершины - смотровой площадки оставалось совсем немного. Экскурсовод подбодрял:

-Ну же, последний рывок!

Вот его бы и совершить сейчас, но слово »последний»застряло у Милы в горле.»Не приведи, Господь. Береженного Бог бережет!»

-Я, честно, сдаюсь.: -тихо произнесла Мила, дабы не обременять собой группу. -Я подожду вас здесь.

Мила присела на камень у сосны и с высоты птичьего полета созерцала морские просторы у подножия гор, плывущие мимо белые катера.»Красота требует жертв, не только в косметике и женской внешности, это точно.»Когда группа спустилась с обзора, Мила с сожалением спросила:

-Сколько метров мне не хватило до Победы, финишной черты?

-Метров десять. Но Вы и так, Молодец! Вы победили саму себя!- ответила, почти хором, группа. -Теперь назад, спуск вниз проще.

«Ваши бы слова, к Богу!»

Вначале обратная дорога, действительно, показалась Миле проще. Но не тут то было.

-Последняя точка и достопримечательность программы - спуск в «Логово Ада»: - обрадовал присутствующих вожак группы.

«А это еще что за новость дня?» Мила лишь одним глазком осмелилась взглянуть в пропасть. Одна из сосен, извилистыми корнями наружу, врастала в камни. Вот по ее корням, как по ступенькам лестницы, и предстояло спускаться вниз.

Дети, без страха, как ловкие мартышки, с удовольствием ринулись на полосу препятствий; за ними, чуть поосторожнее -молодежь и герой-пенсионер.

«Спаси и сохрани, Господи! В ад при жизни? Не успеешь и перекреститься.»Неразумный риск и излишняя порция адреналина после недавней операции Миле были вовсе ни к чему, дома оставались четверо детей и она во второй раз решила честно сдаться, для чего тоже требовалась определенная доля мужества, и не подвергать группу опасной потере:

-Скажите, через сколько времени Вы должны вернуться, чтобы я не почувствовала себя потерявшейся и покинутой?

-Через пол часа.: -дипломатично ответил руководящий мужчина.-Усаживайтесь на привале поудобнее.

«Как раз тот случай!»Не прошло и десяти минут, как из Логова появился встречный турист-одиночка, очевидно охотник за одинокими женщинами. Слово за слово, в безобидной беседе о природе, беспринципный ловелас посчитал возможным проявить свою любвеобильность к Миле. Мила не была искательницей курортных романов и первобытной страсти, поэтому пришлось срочно отшивать жениха-неудачника. К счастью, из Логова показался первый турист из группы Милы.

-Слава тебе, Господи! А то меня уже хотели здесь украсть.:-произнесла взволнованная Мила.

Горе-ловелас, учуяв, что сейчас «клюнет петух» и женщина»под охраной», как ошпаренный стал уносить ноги.

Дальше дорога к исходнику пролегала уже без приключений. Лишь в некоторых местах Мила не могла спускаться, как и подыматься, в полный рост, приходилось, в полном смысле слова -на четвереньках. Но гордость переполняла ее.»Смогла! И в можжевеловом раю побывала!»


Рецензии