Самоубийство Марины Цветаевой

Статья обновлена в июле 2022 г.

Марина Ивановна Цветаева - 26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

В самый канун нового, 2008 года в Москве, к 115-летию со дня рождения Марины Цветаевой был установлен памятник поэтессе.
 Его место - Борисоглебский переулок, напротив её дома-музея. Кстати, памятник был отлит в бронзе на средства московского департамента культуры, а также спонсоров. Сам собою возник вопрос: это - запоздалое признание, дань уважения или реабилитация патриотов-диссидентов?

Давайте вспомним, кем была для России Цветаева, по словам современников, «самый чрезвычайный поэт ХХ века»?

…Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. В Борисоглебском переулке прошла ее молодость. Как поэт, прозаик и драматург она состоялась именно в Москве. А свела она счёты с жизнью, не дожив до своего 50-летнего юбилея одного года, в Елабуге (ныне Татарстан) 31 августа в тяжёлом 1941 году. Её могила в Елабуге затерялась. Памятником ей остались лишь книги и публикации тех людей, которые её знали, любили, изучали.

Цветаева была далеко не «простой русской девочкой»: её отец был профессором искусствоведом, создателем музея изобразительных искусств, мать - пианисткой, ученицей знаменитого А. Рубинштейна, дед – известнейшим историком. Из-за чахотки матери Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; получила прекрасное образование в пансионах Лозанны и Фрейбурга. Юная Марина свободно владела французским и немецким языками, прошла курс французской литературы в Сорбонне. Оттого-то и стихи девочка начала писать в 6 лет одновременно по-русски, по-немецки и по-французски.

Она оставила три посмертные записки: официальную, со словами "дорогие товарищи", вторую - поэту Н. Асееву, где умоляла усыновить 16-летнего сына и выучить его (чего Асеев, кстати, не выполнил) и самому сыну Георгию,подростку - о том, что она попала в тупик и выхода, увы, не видит…


После начала Великой Отечественной войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане.
Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась (по свидетельству Марка Слонима, со слов К. Г. Паустовского).

Загадка самоубийства Марины Цветаевой - 21 января 2008 г.
Общество | 21.01.2008

Она ушла из жизни неотпетой. Спустя полвека, в 1990 году, патриарх Алексий II дал благословение на её отпевание, тогда как это делать в отношении самоубийц в РПЦ категорически запрещено. Что же позволило сделать для Цветаевой патриаршее исключение?

За неделю до самоубийства Цветаева написала заявление с просьбой принять её на работу посудомойкой в открывающемся предприятии, но столовую открыли аж зимой 43-го, когда Цветаевой в живых уже не было. Ее любимчика-сына сперва переэвакуировали в Ташкент, потом призвали на фронт, где он, крупный и неспортивный, был убит в бою в конце войны.

Тогда многие сказали, что это была его расплата за жизнь матери... Так ли это?

…Семья эмигрантки Цветаевой воссоединилась в России в канун Великой Отечественной войны, в июне 1939-го. Муж, Сергей Эфрон с дочерью Алей вернулся на родину чуть раньше, в 1937 году. О нём говорили как о «запутавшемся на Западе разведчике». По официальной версии, С. Эфрон ради возвращения в СССР принял предложение сотрудничать с НКВД за границей. А затем оказался замешанным в заказном политическом убийстве, из-за чего бежал из Франции в Москву. Летом 1939-го вслед за ним и дочерью возвратилась и Цветаева с сыном Георгием, которого она до конца жизни называла Муром (производное от слова «мурлыка»).

Вскоре в семье репатриантки Цветаевой начался сущий ад: дочку Алю забрали в НКВД как шпионку, потом – Сергея, горячо любимого мужа, да ещё с издёвочкой: "ждал-то – орден, а получил - ордер". Дочь и муж были арестованы: Эфрона расстреляли в 1941-м, дочь после 15 лет репрессий была реабилитирована. Сама Цветаева не могла ни трудоустроиться, ни найти жильё, её произведения никто не печатал. По словам близких людей, они с сыном буквально голодали.

"Белогвардейцы возвратились», - перешёптывались об Эфроне и Цветаевой. И…пошло-поехало: тюремные очереди и хлопоты, истерики, страх за себя и детей, как за последнего кормильца, неизвестность впереди, предчувствие беды – она была словно в жуткой мясорубке…

Цветаева была страстная мать, однако и здесь гармонии не испытала: в гражданскую войну потеряла младшую дочь, потом она сделала идола из сына, обожала его буквально тиранически, а «идол» взял да и стал строптивым, амбициозным: просил не перекармливать его материнской любовью.

Почему Москва встретила Цветаеву настороженно? И ведь не просто «парижанкой», не просто «из бывших»,а именно – клеймёной. Есть версия, что возвращения поэтессы-изгоя испугались именно собратья «по поэтическому цеху». Её далеко отодвинул даже Борис Пастернак, с которым у неё был бурный эпистолярный роман. И не только «политически», но и по-мужски. Причём на очень большую дистанцию: он испугался возможного «пожара», именно он и произнёс: мол, у Марины и керогаз пылает «Зигфридовым пламенем». «А так нельзя!», - заключил он.

После возвращения на родину она готовит к изданию сборник стихов, много переводит, но её никто не печатает.

«Нищая элегантность» - так называли Цветаеву в последнюю пору её жизни. С виду она была мышкой: серенькой, неброской, на низких каблуках, с огромным поясом и янтарными бусами, на запястьях - серебряные браслеты, с недлинной стрижкой. А глаза зелёные, как крыжовник. И походка - твёрдая, почти мужская. Но только с виду! На самом деле Цветаева будто всегда преодолевала что-то: боялась уличных машин, в метро - эскалаторов, в домах – лифтов, казалась близорукой и незащищённой от мира.

Объявленная в 1941-м война и перспектива окунуться в гитлеровское иго ужаснуло её ещё сильней, куда сильней, чем сталинское: в победу России она верила с трудом. 22 июня, в день объявления войны, Цветаева произнесла странную фразу: "Мне бы поменяться с Маяковским". И ещё сказала такое: «Человеку немного надо: клочок твёрдой земли, чтобы поставить ногу и удержаться на ней. Вот и всё».

Судить о причинах её самоубийства - бессмыслица. Об этом знала лишь она сама, навеки замолчавшая. Может её страшную тайну раскроют краткие вехи биографии поэтессы?

В революционную и пост-революционную пору, в 1918-22 годах, вместе с детьми она жила в Москве, в то время как её муж, офицер Эфрон, сражался в белой армии. С 1922 года семья эмигрировала: жила в Берлине, 3 года - в Праге, с 1925 года – пошёл «парижский период», отмеченный полнейшей нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, в это время возрастала враждебность критики в её адрес. Условия жизни семьи за границей были трудны. На родине – ещё труднее.

Главная её основа - Цветаева выросла в демократически настроенной семье. И если революция 1917 года стала направляющей силой для таких, как Маяковский, Блок, Есенин и других, то перед М. Цветаевой 1917-ый представал иначе.

Отношение её к революции было не однозначным. Стараясь найти нечто героическое в белой армии, где служил муж, она в то же время понимала безысходность контрреволюционного движения. В то время круг знакомств её был очень богат. Это - Блок, Ахматова, Волошин, Кузмин, Ремизов, Белый, Брюсов, Есенин, Антокольский, Мандельштам, она выступает с Луначарским, помогает Бальмонту, её друзьями становятся все ученики Е. Вахтангова.

Условия жизни Цветаевой за границей были необычайно трудны. Но на родине – ещё труднее.

Надо отметить, что ещё в 17-летнем возрасте Марина Цветаева пыталась покончить жизнь самоубийством. Поэтесса даже написала прощальное письмо своей сестре Анастасии, которое попало к ней только спустя 32 года. Вот что написала её сестра в воспоминаниях: "Марина писала о невозможности жить далее, прощалась и просила меня раздать её любимые книги и гравюры. Далее шёл список и перечисление лиц. Я помню строки, ко мне обращённые: "Никогда ничего не жалей, не считай и не бойся, а то и тебе придётся так мучиться потом, как мне". Затем следовала просьба в её память весенними вечерами петь наши любимые песни.

«Только бы не оборвалась верёвка. А то недовесить-ся - гадость, правда?" Эти строки я помню дословно, - рассказывала Анастасия.. "И помни, что я всегда бы тебя поняла, если была бы с тобою". И подпись.

В 1940 г. она запишет: "Я уже год примеряю смерть. Но пока я нужна". На этой нужности она и держалась. Марина никогда не оставила бы Мура \ сына \  своей волей, как бы ей ни было тяжело. Годы Марина примерялась взглядом к крюкам на потолке, но пришёл  час, когда надо было не думать, а действовать - и хватило гвоздя."

Ирма Кудрова
Третья версия
Ещё раз о последних днях Марины Цветаевой

Любое самоубийство — тайна, замешанная на непереносимой боли. И редки случаи — если, впрочем, они вообще существуют, — когда предсмертные записки или письма объясняют оставшимся подлинные причины, толкнувшие на непоправимый шаг. В лучшем случае известен конкретный внешний толчок, сыгравший роль спускового механизма. Но ключ тайны мы не найдём в одних только внешних событиях. Он всегда на дне сердца, остановленного усилием собственной воли. Внешнему принуждению можно и сопротивляться — и поддаться, на всякое событие можно отреагировать так — или иначе; запасы сопротивляющегося духа могут быть истощены, а могут ещё и собраться в решающем усилии. Душевное состояние и состояние духа самоубийцы в роковой момент — вот главное.

Но увидеть изнутри человека в этой предельной ситуации — задача почти невозможная. И уж тем более, когда это касается личности столь незаурядной, как личность Марины Цветаевой.

Всё это так. Оговорки необходимы.

А всё же наш долг перед памятью великого поэта собрать воедино все подробности и обстоятельства, дабы полнее представить картину трагедии, последний акт которой разыгрался 31 августа 1941 года в маленьком городке Елабуге. Ибо есть в этой картине совсем непрописанные места. Оттого и гуляет так много версий гибели поэта: каждая, по существу, есть попытка утолить беспокойство, которое возникает вокруг всякой тайны.

Что бы ни утверждали иные знатоки, пытающиеся поставить тут точку, всякий раз получается лишь запятая — или многоточие.
 Загадка Елабуги остаётся; быть может, она останется навсегда. Так не будем и делать вид, что тут всё уже ясно. Хотя бы потому, что есть подозрение: если объявить «елабужский эпизод» в биографии Цветаевой полностью прояснённым, это может оказаться на руку тем, кто, возможно, знает о нём больше, чем мы с вами.

Вот почему я вижу смысл в том, чтобы пристальнее вглядеться в последние дни Цветаевой. И обозначить конкретнее неясности, сформулировать вопросы, на которые сегодня мы не можем найти ответов. Тогда со временем они могут найтись.
 Расчистим же для них место...

  1994


Несомненно,  Ирма  Кудрова  проделала  колоссальную  работу по  поиску  свидетелей последних  дней  жизни  поэтессы,  чтобы  выяснить  скрытые  мотивы  её самоубийства.   К  сожалению  она  не  знала,  как  не  знают  и  сегодня  в  России  о  логикологии - дешифровке  кода  ПОЛНОГО  ИМЕНИ  человека.  Именно  она  поможет  нам  выяснить причины  трагедии  МАРИНЫ  ИВАНОВНЫ  ЦВЕТАЕВОЙ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

   Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.    \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие  масштаб  изображения\.


  23  26    32  51   52   58   61   62        75   76   93 103 117 118      128 131 132 146 161 164 178 179
  Ц    В     Е    Т    А     Е    В    А         М    А    Р    И    Н    А         И    В    А     Н    О    В    Н    А
179 156 153 147 128 127 121 118      117 104 103  86   76   62        61  51   48    47   33   18  15    1 


  13   14   31   41  55   56       66   69   70   84   99  102 116 117      140 143 149 168 169 175 178 179
  М    А    Р    И    Н    А        И     В    А    Н    О     В    Н    А         Ц    В    Е     Т    А     Е    В    А
179 166 165 148 138 124     123 113 110 109   95   80   77   63        62   39  36    30   11   10    4     1


                ЦВЕТАЕВА  МАРИНА  ИВАНОВНА  =  179.


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  179 = (коне)Ц + ВЕ(шае)Т(ся) + (кр)А(йн)Е В(озбужден)А + М(гновенн)А(я) Р(еакция) + И(дёт) НА (самоуб)И(йство) + В(нез)А(п)Н(ое) (п)ОВ(ешение) + (кончи)НА.

  179 = ,,Ц + ВЕ,,Т,, + ,,А,,Е  В,,А + М,,А,,  Р,, + И,,  НА  ,,И,, + В,,А,,Н,,  ,,ОВ,, + ,,НА.


 Код  ДНЯ  ГИБЕЛИ = 123-ТРИДЦАТЬ + 63-ПЕРВОЕ + 66-АВГУСТА = 252.


  19   36   46   51   74   75   94 123     139 145 162 165 180 186    187 190 194 214 232 251 252
   Т    Р     И    Д    Ц    А    Т     Ь        П    Е     Р     В    О    Е       А     В    Г     У    С    Т    А
 252 233 216 206 201 178 177 158    129 113 107   90   87  72      66    65   62   58   38  20    1


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  252 = (сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + П(р)ЕРВ(ан)О (дыхани)Е +(внез)А(пное) (по)В(ешение) + ГУ(бит) С(ебя) + (ак)Т (самоубийств)А.

  252 = ,,Т  РИ,,  ,,ДЦА + ,,ТЬ + П,,ЕРВ,,О  ,,Е + ,,А,,  ,,В,, + ГУ,,  С,, + ,,Т  ,,А,


                179 = 51-ТРИД(цать) + 128-ПЕРВОЕ АВГУСТ(а).


 Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ  =  76-СОРОК  +  84-ВОСЕМЬ  =  160.

  18   33   50  65   76     79   94 112 118 131 160
  С     О    Р    О    К       В   О    С    Е    М    Ь
 160 142 127 110  95     84  81  66   48   42   29


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:


  160 = (ки)С(л)ОР(одное) (г)О(лодание) + К(онец) + В(незапная) О(становка) СЕ(рдца) + (с)М(ерт)Ь.

  160 = ,,С,,ОР,,  ,,О,, + К,, + В,,  О,,  СЕ,, + ,,М,,Ь.


Смотрим  столбец  в  верхней  таблице:

131  =  СОРОК  ВОСЕМ(ь);  ЛИШАЕТ  СЕБЯ
________________________________________
  51  =  ЖИЗНИ

  131 - 51 = 80 = (пов)ЕШЕНИЕМ.


Рецензии
Неплохо, что в наши суетные дни, эта тема вновь и вновь волнует авторов. Как передать боль и страдания другого человека? Каждый сам определяет направление своего эксперимента, его основные смысловые акценты. Мне понравилась некоторая гнетущая "атмосфера" работы, ее художественная ткань, созвучная творчеству Марины Цветаевой. Рванная, противоречивая и периодами не лицеприятная жизнь. Болезненное восприятие мира и людей вокруг. Ну да. А вы как думали рождаются стихи? Ты рвешь себя на куски и по частичке отдаешь себя, пока мир не забирает тебя полностью.Дело только в сроках и форме.

Дмитрий Решетов 1   04.10.2023 15:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.