Интервью о конкурсе Велимира Хлебников
Журналист Мария Щетинина взяла у меня интервью, с которым я решил познакомить вас,читателей сайта...
Интервью с Анатолием Аргуновым:
МЩ: Несколько слов о вашей книге «Студенты-2», которая вам принесла победу в литературном конкурсе Велимира Хлебникова.
АА: Мой роман «Студенты-2» явился логическим продолжением первой части трилогии о жизни современной интеллигенции, в частности, молодежи, объединенных общим названием "Студенты". Смысловое значение названия «Студенты» состоит в том, что интеллигентному человеку нужно учиться, совершенствоваться постоянно. В этом смысле мы все вечные студенты. Как только прекращается интерес к новым знаниям в любой области: искусства, кино, театра, интеллигентный человек превращается в обычного обывателя. Вторая часть моей книги написана на основании материала связанного с Новгородчиной. Поэтому, наверное, книга явилась резонансной в плане чаяний конкурсной комиссии увидеть современников живущих в сегодняшних реалиях, их поступки. Многие действия в романе происходят на Новгородской земле. В частности, там есть глава «Невский экспресс», где описывается трагедия, произошедшая с поездом под Малой Вишерой или как главный герой книги, Савва Николаевич, посещает Хутынский монастырь. Немало страниц, посвященных и работе медиков Новгородчины.
МЩ: Есть ли Ваши черты в главном герое?
АА: Хочу предупредить, что роман не автобиографичен, сам главный герой и его окружение собирательные образы и напрямую не имеющие отношения к частным лицам. Хотя, не скрою, что прообразами некоторых из них послужили мои знакомые.
МЩ: О чем будет третья книга трилогии «Студенты». И что-то уже написано?
АА: Когда я заканчивал вторую книгу я понял, что не сказал всего что хотел. Да и жизнь продолжается со своими проблемами и радостями. Постоянно сталкиваюсь с молодыми людьми, поэтому есть богатый материал, и он то и ляжет в основу новой книги.
Задел есть, я уже написал главу «В день Победы». Из-за накладок в типографии она не попала на страницы второй книги, и эта глава будет являться прологом третьей части
МЩ: Почему ВЫ начали писать?
АА: Как известно, я врач, прежде всего, и остаюсь врачом. А писателем стал случайно, хотя желание выражать себя проявилось довольно рано. Толчком послужило мое послевоенное детство. Я родился в небольшом полустанке. Телевидения не было, кино по праздникам, единственным источником информации в 50-е годы была книга. Поэтому очень много прочитал книг. Зачитывался Майн Ридом, Вальтером Скоттом, Александром Дюма. В более старших классах я переключился на отечественную литературу: Л. Толстой, Н. Островский, М. Шолохов и русские классики А. Куприн, С. Есенин, М. Лермонтов. В юношеские годы пришел интерес к зарубежной литературе Э.М. Ремарк, Э. Хемингуэй, Р. Бредбери. Мне импонировало в них главное, что живших в разное время ,их объединяли гуманистические идеалы: патриотизм, героизм в поступках и жизнь без прикрас. А настоящим Гуру стал мой современник ,прозаик Ю. Казаков. Его произведения «Арктур — гончий пес», «Под стук колес» оставили неизгладимое впечатление.
МЩ: Он оказал на Вас влияние в литературном плане?
АА: Да еще как! В первых своих работах я ему подражал. Классный писатель, но еще мало оцененный. Его работы описывают трудные, в психологическом плане, годы перелома советского мироощущения, его темные закоулки, которые мешали настоящему развитию социалистической идеи в нашем обществе. В таком же плане мне импонирует творчество В. Шукшина, особенно его короткие рассказы ни про социализме,ни про капитализм. Они сами как бы по себе. Вот поэтому я стал писать, ощущая двойные стандарты в жизни. По радио, телевидению одно, а в жизни другое.
Мои первые работы я выполнил, будучи студентом-медиком в Ленинграде в конце шестидесятых годов, написал несколько рассказов и отнес в "Лениздат", что на Фонтанке.
МЩ: Не страшно было, когда первый раз несли в печать?
АА: Нет, преимущество молодости в том, что не боишься. Это потом приходит опыт и осторожность.
В отделе детской литературы посмотрели мои работы и сказали,что нужно выправить рассказы в идеологическом плане,особенно,в рассказе"Дамка". Мол,лучше,чтобы собака умерла защищая колхозное добро, а не подорвавшись на мине. Это был для меня шок, я отказался исправлять. Рассказы не опубликовали. Хотя нашлись дельцы от литературы, которые стали публиковать мои работы под чужими именами. Второе желание попасть в большую литературу было связано с перестройкой, К этому времени я написал немало повестей, рассказов, одну пьесу. Одним словом, был определенный литературный багаж. Разослал во многие журналы, но ничего не изменилось! Пришел ответ, что и прежде. Напечатаем,если исправите и шел набор все тех же идеологических условий. Правда теперь я должен был ругать социализм. И, третье, настоящее пришествие в литературу состоялось случайно, моя помощница опубликовала в тайне на сайте Проза.ру несколько работ, отправив их на конкурсы. И неожиданно, все мои работы заняли первые места. Появился читательский интерес к моим работам. Вот так собственно я и стал писателем.
МЩ: Как относитесь к литературным интернет-ресурсам?
АА: Это конечно, великое благо – интернет, но как любое свободное от рамок пространство, там печатается и хорошее и плохое. Настоящих авторов можно пересчитать по пальцам, больше людей, которые пытаются найти самовыражение. Отдушина для человека, чтобы его кто-то услышал, посочувствовал, похвалил. Очень много грязи, порнографических по содержанию и антигуманных, на мой взгляд, публикаций, пропаганда половой распущенности, наркотиков, пьянства и прочих недостойных для человека мерзостей. Много графоманов, которые пишут красиво и ни о чем. Но все же интернет дает возможность заявить человеку о себе как личности, плохой хорошей -это другой вопрос.
МЩ: Кстати о графоманах. Кого считаете таковыми за пределами интернета?
АА: Их много, это и Донцова, Маринина, Бушков и т.д. Они талантливы, но прочитал их, как будто жвачку пожевал. Не запоминаешь, все сюжеты похожи, все одно и то же: в религию... Хэппи энд по-русски.
МЩ: Кого бы вы выделили из современных писателей?
АА: Есть среди современных писателей достойные и талантливые люди. Перечислю нескольких,например:Дмитрий Быков, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин. Обычно они пишут каждый по-своему,своеобразно, но их объединяет не только талант, но и желание очернить прошлое страны, меня это раздражает и огорчает. Прошлое – это наша история. Мы должны бережно относиться к ней. Как сказал мой любимый Есенин «глаза в глаза не увидать, большое видится на расстоянии».
МЩ: Читателям напоследок...
АА: У меня очень теплое отношение к читателям, а особенно, молодым и я иногда сочувствую им. На них пришлось нелегкое переходное время в жизни страны, но есть и большие преимущества: та пресловутая свобода, о которой я мечтал, она стала реальностью, но ею нужно правильно распорядиться. Нужно возможности свободы направить на гуманные цели. Прежде всего,на уважение к старшим, милосердие,взаимопомощь, товарищество. Эти идеалы стали терять свое значение. Сейчас правит бал индивидуализм с большим перекосом. Любой человек индивидуален от рождения и если его накачивать еще и еще индивидуализмом, то - становится эгоистом и черствым человеком. Из таких не вырастут новые ни Савва Морозов, ни Третьяков, ни Гагарин... Всё себе, всё о себе – это ужасный принцип.
Я желаю, чтобы молодежь нашла свой водораздел и сумела отделить зерна от плевел. Истинное дело, конечно же, в умении служить отечеству, городу, деревне, семье. Только такой человек станет счастливым. Но это лишь мое мнение!
Свидетельство о публикации №212071100665
Ан Леере 16.05.2014 21:04 Заявить о нарушении
Анатолий Аргунов 17.05.2014 09:02 Заявить о нарушении
Анатолий Аргунов 17.05.2014 21:34 Заявить о нарушении