7. Бронзовый, пеший, красивый

Памятник Петру I - мой любимый. Трудно даже сказать почему это так сложилось. Может от того, что в мое детство кроме него в Архангельске были в только памятники еще одному человеку, Ломоносову и двум вождям – Ленину и Сталину.

Конечно, самым важным всегда считали Ленина, но как бы понимали, что  Сталин второй только номинально, а на самом деле попробуй-ка… .   Поэтому Сталин стоял в шинели, либо заложив больную руку по-наполеоновски, либо воздев ее к небу, как бы намекая на наступление рая на земле, спокойно присматривал за нами - кто и что.

И Ленин, как понимая эту двойственность своего положения без устали  работал  фигурой и мимикой. Рука то с кепкой, то без оной мелькала вверх, вниз, вперед, а на лице мечтательная мина, сменялась то гримасой решительности, то выражением неземной доброты.

 Потом Сталина убрали, оставив кое-где бетонные сапоги и примостив на них гипсовый клон Ильича. Но это были какие-то истуканы, лишенные всего человеческого и  даже каких-то пусть необязательных, но необходимых деталей, символы, а не памятники.
Памятник же Ломоносову в детстве не воспринимался из-за усложненной символики. Во всяком случае он производил впечатление постороннего.   

Другое дело бронзовый император. Его можно разглядывать много раз и все время примечаешь что-то новое.  Вот уж где сошлось все: мощь натуры, мастерство скульптора и архитектора, точность деталей и выразительный силуэт. Даже место, где он установлен, кажется, самой природой для него предназначено.

Памятник представляет собой один из клонов скульптуры М.М.  Антокольского. Похоже до прихода большевиков роль Памятника Вождю исполнял Бронзовый император. Оригинал был создан для Петергофского парка и занял пьедестал в 1884 году.

Его увеличенная копия по инициативе  А. П. Чехова, отлита для установки в Таганроге и встала на вахту в 1903-м.
Еще этим памятником отмечен Шлиссельбург, 1903 (1957).
Санкт-Петербург награжден аж двумя, в 1909 (2003). возле Сампсониевского собора, а в 1910 на Кирочной улице в сквере перед зданием полкового госпиталя Преображенского полка. 

И наконец, Архангельск, 1914 год. Самая знаменитая на сегодняшний день копия скульптуры была приобретена по случаю.
Архангельский губернатор Иван Васильевич Сосновский, в мае 1909 года писал городскому голове Якову Лейцингеру:
«В настоящее время представляется редкий случай приобрести для г. Архангельска за ничтожную сравнительно цену превосходную бронзовую статую Императора Петра I в натуральную величину по модели знаменитого (ныне покойного) скульптора Антокольского, находящуюся в Нижнем Петергофском парке у Монплезира.

 На днях мною получен от г. Антокольского ответ, что означенная статуя могла бы быть изготовлена и доставлена в С.-Петербург в трехмесячный срок за 5000 рублей». Вот какие бывали губернаторы! Для сравнения таганрожцы заплатили за свой вариант порядка 40000 тысяч рублей. Памятник был приобретен, установлен и официально открыт в 1914 году в Петровском парке Архангельска.

Эта скульптура является уменьшенной копией памятника Петру I в Таганроге, и отлита уже после смерти автора. Высота бронзовой статуи — 2,5 метра, общая высота монумента — 7,5 метров.  Этот памятник изображён на банкнотах Банка России 500 рублей образца 1997 (и модификаций 2001, 2004 года).

Еще такая скульптура есть в Государственном Русском музее. Ее приобрёл у Антокольского для будущего Русского музея сам Император Александр III.

Интересно, что большинство этих статуй на время покидало свой пьедестал. Шлиссельбургский экземпляр взяли в плен  гитлеровцы, а нынешняя копия отлита в 1957 году.

Южному Петру в Таганроге досталось тоже немало. Он был снят январе 1924 года с пьедестала и перенесен в вестибюль библиотеки им. А. П. Чехова. В 1933 году памятник перенесли на территорию городского Краеведческого музея.
3 октября 1940 года памятник Петру I был установлен на оконечности мыса, на Приморском бульваре, напротив порта. В 1943 году, во время оккупации города, памятник Петру был перенесён немецкими властями к главному входу городского парка, и 18 июля, при большом стечении народа, был торжественно открыт на невысоком постаменте.

После освобождения города памятник был демонтирован, и вновь сослан в библиотеку. В 1948 году памятник был снова перенесён к морю, на место довоенной установки на сохранившемся пьедестале. В 1958 году монумент был перенесён на новый фундамент, устроенный в небольшом отдалении от довоенного.

В Архангельске победившие пролетарии великого царя тоже сначала не жаловали. В 1920 году статуя была сброшена с постамента как «металлическое изображение гидры капитализма — царя», а на её месте сооружён обелиск жертвам интервенции. До 1933 года статуя лежала на берегу, а потом в фондах краеведческого музея. В 1948 году памятник воссоздан на нынешнем месте — набережной Северной Двины — историческом месте основания Архангельска.

Почему же именно архангельский Петр - как царь-реформатор, удостоился изображения на когда-то самой крупной денежной купюре России?
Единственный способ понять это, сравнить фигуры близнецы. Ведь Петра, как и всякого настоящего императора, играет свита. Поэтому очень важны детали, такие как постамент, площадка размещения, окружение.

Точная копия этой скульптуры в Петродворце на низень¬ком, пузатом пьедестале  среди высоких деревьев произ¬водит впечатления "императора на прогулке", и не императора даже, а так - гвардейского офицера, вышедшего подышать, да на ба… простите дам поглазеть.

Таганрогский Петр, казалось бы, всем вышел и высотой и массой. И даже в размерах комплекса памятника-пьедестал задействовано правило «золотого сечения».  Высота бронзовой фигуры Петра I равна 3,44 метра, вес — 1232 кг. Пьедестал выполнен из гранита. Высота пьедестала 5,4 метра, вес около 13 тонн.  Возможно, именно его массивность и сыграла роль, император смотрится этаким угнетателем и вообще тяжелым человеком. Во всяком случае, он не так известен и почитаем как северный собрат.

Наш же безо всяких натяжек «самый симпатичный», и это, наверное, заслуга архангельского инженера и архитектора С. Пеца, который что-то угадал и придумал такой  пьедестал, на котором  Петр воспринимается именно императором, то есть достаточно высоко стоит, но при этом не теряет своей величавости. Красивый памятник. Особо выразительной в памятнике кажется такая деталь. Император опирается на суковатую палку, не предусмотренную никакими регламентами в качестве атрибута парадной гвардейской формы. Палка сия, материализация гнева царского, частенько бывала на плечах и спинах самых высокопоставленных сановников России. И, глядя на разгром и разорение сквера вокруг памятника, хочется предупредить руководство города. Не ходите, Христа ради, поблизости от памятника. И незаряженное ружье раз в год стреляет.

Впрочем на «пятихатке» изображен не совсем наш Петр. То есть  скульптура вполне может быть наша, а вот пьедестал, увы, не тот. Достаточно сравнить рисунок, где изображен верх постамента визуально или с  фотографией и даже не специалисту станет ясно, что и тут художник ошибся. Как будто мало того, что он изобразил у причала морского-речного вокзала, где искони не швартовались суда такого класса, парусник, никогда в Архангельске не бывавший. Впрочем, все искупает лента с надписью «Архангельск». Как говорил Козьма Прутков: «Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим».

И конечно легенды, которые  сложились вокруг памятника. Самая распространенная, что Петр здесь изображен в свой натуральный рост. К сожалению это не так. Высота фигуры 2,5 метра, а рост Петра по разным источникам от 201 до 205 сантиметров. Даже если учесть треуголку, то все равно не получается. Есть еще молва, что курсанты мореходки в день выпуска одевают «отца флота российского» в поношенную тельняшку. Но никому не удалось еще увидеть человека принимавшего в этом участие, ни фотографии, ни видео.  Так что это тоже забавная легенда, не более.  Наконец, легенда о том, что гадить на Бронзового Императора имеют право только чайки. Никаких голубей или спаси Господь воробьев.   Эта легенда ближе всего к правде, сходите в Петровский сквер и убедитесь.


Рецензии