На дембель!

Декабрьский вокзал вечерней Москвы 1983 года гудел по-особому.
На перроне в ожидании посадки толпились пассажиры. Среди общей толпы, то тут, то там выделялись группки разнаряженных рукотворными, неуставными украшениями солдат. Кто-то пришил офицерские пуговицы. Кто-то окантовал погоны ярко красным проводом. Кто-то приладил лычки из латуни, отполировав до ослепительно зеркального блеска. Один умелец аббревиатуру «СА» на своих погонах смонтировал из малых звёздочек, которые предназначены для офицерских погон. Многие  из солдат были слегка навеселе...
Прохаживающийся «патруль» смотрел на эти детские чудачества снисходительно, – что ж, «Дембеля» возвращались домой! Лишь бы не было явного нарушения порядка.
Около нашего вагона пять «танкистов» небольшого росточка с реденькими, но усами, «командирскими» голосами громко делились своими впечатлениями. Беседа прерывалась взрывами смеха. Шинели их были нарочито распахнуты, гордо демонстрируя на груди «иконостасы» солдатской доблести. Среди значков выделялись знаки участников афганских событий. Радость окончания службы и предвкушения встреч с родными выплёскивалась через край.
К вагону подошли два рослых опрятных десантника с вещмешками. Их новенькое обмундирование было подогнано по фигуре. Плечистые богатыри привлекли внимание танкистов, но, видя скромную уставную «упаковку» новичков, «ветераны» умудрились проводить их взглядом «свысока» и завели громкие воспоминания фронтовых будней. Сержант и ефрейтор, с голубыми погонами спокойно ожидали посадки.
Пришла пора, и все разместились в вагоне. В купе танкистов стоял довольно шумный гомон. Предвкушалась долгая дорожная трапеза до половины ночи, а может и до утра… как пойдёт!
- Сходи позови «салаг» –  скомандовал старший сержант-танкист одному из солдат.
- Пошли лучше к ним в купе. У них крайнее, и людям мешать не будем, –  ответствовал тот.
Идея понравилась. Брякнув стаканами и бутылками, сгребли всю снедь, и шумной гурьбой прошли через весь вагон в купе к десантникам. И… повисла полная тишина. Потом последовал тихий, вполголоса, мужской разговор.
Поразившись разительной перемене, я обеспокоился, что же произошло? Заглянув в их купе, увидел картину, – у столика друг против друга сидели десантники. Вокруг расположились внезапно притихшие  танкисты.  На груди десантника-ефрейтора над Гвардейским Знаком блестел Орден "Красная Звезда". Напротив новенькая серебряная медаль «За отвагу». Гимнастёрку Гвардейца-сержанта украшали Золотая Звезда Героя Советского Союза и Орден Ленина…
Подтвердилась древняя мудрость – «Хвастуны редко бывают храбрыми, а храбрецы редко хвастают!» и, как водится, скромность храбрецов моментально «приземлила» танкистов. Никто не собирался умалять их заслуги, но залихватскость исчезла сама.
Оправившись от смущения, один из танкистов начал завязывать разговор. Десантники не были высокомерны, но и желания поддерживать разговор у них не чувствовалось. Восхищённые впечатления танкистов об их наградах они комментировали без энтузиазма. Ефрейтор, тяжко вздохнув:
- Не нужно и этих наград. Ребят бы вернуть!
- Герой…  если бы за нашу Родину! А то не понять, за что стольких классных ребят потеряли, – сержант сморщился как от зубной боли:
Разговор явно не клеился. Молча помянули погибших…
Трапеза прошла неожиданно для пассажиров тихо и коротко. Солдаты быстро «сыграли отбой», но чувствовалось, что уснули не сразу.
Людей, кто хлебнул сполна военного лиха, не тянет на словоблудие. Они не кичатся заслугами, не надуваются подобно важным цветастым петухам перед курами. А те, кто про войну знает понаслышке или побывал на ней, как  на экскурсии, те, кто и говорить-то про войну не имеет морального права, часто страдают словесным поносом и строят из себя бывалых фронтовиков. Но жизнь всё ставит на свои места.
Под размеренный стук колёс приходили горестные мысли.
Почему вот эти славные парни, с доблестью выполнившие свой солдатский долг, проявившие героизм, возвращаются домой душевными инвалидами с чувством непонятной вины перед погибшими товарищами?
Почему они вынуждены, в какой-то степени, стесняться своих заслуженных наград?
По какому праву руководители страны в мирное время послали на чужбину принять бессмысленную смерть тысячи лучших сынов Родины в расцвете лет и принесли столько горя их матерям, отцам и невестам, разрушив их счастье?
Ответит ли кто за это преступление перед Народом?
Но ответить должен!

1983г.


Рецензии
Александр! Отчаянное и, в то же время, душевное повествование! Разделяю Ваше мнение! С уважением, Анджела..)))

Творческий Союз Виктор -Анджела   24.04.2014 10:54     Заявить о нарушении
Благодарю, Анджела за тёплый отзыв!
Тридцать лет минуло с тех пор, а вопросов всё больше...

Дай Вам Бог Счастья!

Александр Алексеевич Кочевник   24.04.2014 13:14   Заявить о нарушении
Ответы...что называется, у всех на устах! Думаю, каждый понесёт и несёт заслуженное! Одним, вечная Память и Почёт! другим.......

Спасибо Вам, за добрые пожелания! Удачи Вам и творческих высот!
С уважением, Анджела..)))

Творческий Союз Виктор -Анджела   24.04.2014 13:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.