Судьба открытия, сделанного дилетантом

    Неожиданный телефонный звонок сына в разгар рабочего дня с просьбой высвободить пару часиков для разговора  был признаком каких-то серьезных сообщений, требующих моего срочного участия. Институт, где я работал располагался на краю города, в Академгородке, куда добираться было не просто. Поэтому,  обычно мы обменивались ничего не значимыми вопросами о самочувствии, делах и погоде, а иногда сообщениями о срочной командировке.
    Когда, спустя два часа, он появился, мы уединились в кабинете, а телефон был переключен на лабораторию, чтоб не отвлекал.
   Новость, которой сын собирался меня огорошить, была неожиданно приятная. Мой непутевый отпрыск принял приглашение кафедры плавания Киевского института физкультуры поступить в аспирантуру.  Вопрос упирался в полное непонимание, чем он там будет заниматься.
Но это был шанс, которого я дожидался многие годы. 
    С пятилетнего возраста, когда врач определил у ребенка изгиб позвоночника (скалиоз) и рекомендовал водить в бассейн, мои родители регулярно сопровождали его в бассейн на стадион СКВО. Они умилялись его спортивным успехам и отступившей болезни. Семейная трагедия разразилась, когда в третьем классе жена разглядела в сыне гениального спортсмена и приняла решение определить его в спортивную школу интернат, расположенную в двух кварталах от нашего дома.  Суть не в семейном разладе, а в полной переориентации ребенка и в рабском подчинении жесткой спортивной дисциплине. Наш дорогой «пан спортсмен», как называли его в нашей семье, оказался в совершенно ином мире, мало что общего имеющим с миром его друзей ровесников и от семейных традиций. Регулярные поездки по стране, многомесячные сборы после включения в состав сборной команды СССР по плаванью и даже зарплата, превышающая семейный достаток рядового инженера. Но главное, конечно же, круг общения и интересов.
    Когда подошло время поступать в ВУЗ, и для него были убраны все барьеры для поступления в самый элитный медицинский институт, он отдал предпочтение институту физкультуры.
    И вдруг, столь неординарное решение переключиться на научную работу, по следам деда по материнской линии и отца. Стремясь закрепить этот прорыв и заразить открывающимися перспективами, в течение нескольких часов мы формировали план и последовательность совместных действий. Ему предстояло продолжить учебу и сдать кандидатские экзамены, а я включился в разработку нового оборудования для
контроля  толчкового стартового усилия, для замера частоты движений рук и ног. Спустя несколько месяцев, сын стал автором первого авторского свидетельства, что было сразу отмечено на кафедре.
     Наконец подошло время, когда на заседании кафедры надлежало конкретизировать тематику диссертационной работы. Тренер сборной команды страны Сергей Михайлович Войцеховский считал необходимым найти пути кардинального решения проблемы повышения потенциальных резервов пловцов высокого класса.  На этом этапе мои возможности оказались исчерпаны. Педагогика, техника плавания, медицинские аспекты, - это было вне поля моих возможностей и профессиональных интересов. Можно было, конечно, провести исследование  теоретических и экспериментальных исследований гидродинамической составляющей плавания, но было совершенно понятно, что, кроме научного интереса, практической пользы это не принесет. А главное,  в этом направлении участие сына совершенно не просматривалось.
     Было ясно, что без расширенного обзора научной литературы, приблизится к определению тематики исследований будет невозможно.  Сегодня поиск выхода из подобного тупика решается сравнительно просто, с привлечением Интернета. Но в середине 80-ых годов прошлого столетия разобраться в любых проблемах, в том числе и плавания, можно было только в библиотеке АН УССР. Предстояло перелопатить гору литературы, предварительно определившись в ключевых словах проблемы, уточняя которые можно выйти, наконец, на нужную тропинку. Эта работа по силам опытному научному сотруднику, а сын, на этом этапе, не мог стать мне помощником.  Предстояла огромная работа с тематическим каталогом  библиотеки АН  УССР, заказывать горы литературы, чтоб на следующий день просматривать, выбирая необходимое, уточнять направление поиска (ключевые слова) и вновь заказывать. И так до бесконечности. Естественно, это совершенно изменило мой рабочий день: до обеда, - в институте, а всю вторую половину дня, - в библиотеке.
     После нескольких месяцев изнурительной работы стало понятно, что нет никаких видимых перспектив реализовать поставленную задачу.
Ни в технике плавания, ни в организации тренировочного процесса. Весь световой день спортсмена высокого класса расписан буквально поминутно. Тренировки, краткие передышки, прием пищи, рацион питания. Никакой пощады, или снисхождения. Сам был свидетелем, как на всесоюзных соревнованиях в Киеве чемпионка страны Лина Кацюшите обратилась к тренеру с жалобой на боль в печени. Тут же ей был сделан обезболивающий укол, и отправили на стартовую тумбочку. Когда мой сын был срочно отправлен с чемпионата Европы в Бухаресте в больницу Боткина в Москве, Войцеховский рассказал, что когда его награждали медалью и он наклонился на пьедестале, он (тренер) впервые обратил внимание на желтые белки глаз.
   Детей оставляли в покое только ночью. И то, только потому, что не представляли, как вклиниться в этот природный цикл.
   Именно этот этап жизни спортсмена, не охваченный «заботой» тренеров, привлек тогда мое внимание. С этого момента начался совершенно новый этап в литературном поиске. В области, которая оставалась вне зоны внимания подавляющего большинства ученых того времени.  В этом нет ничего удивительного. Инструментально вклиниться в эту тайну жизни, не только человеческой, удалось лишь в начале 60-х годов, когда был создан первый энцефалограф, фиксирующий биотоки мозга. До этого все, что происходит с человеком во сне, наблюдали визуально. Начинали двигаться белки глаз, значит видит сон. А следом наступает глубокий сон, в котором человек отдыхает. На первый взгляд, все ясно и понятно. Уставший человек отдыхает в глубоком сне, затем «полупросыпается» и просматривает все то, что с ним случилось за прошедший день, затем вновь погружается в глубокий сон, чтоб переработать эту информацию, и так несколько раз за ночь. Вот только последний сон, после которого, как правило, сон прерывается, оказывается не переработанным из-за пробуждения. Не то, чтобы ясно и понятно, но почти логично. Не возникает никаких сомнений, во-первых, что это инструмент переработки информации; во-вторых, что это жизненно необходимый механизм, без которого жизнь невозможна. Как-никак, треть жизни человек проводит во сне.
  В одной из газетных статей ("Известия" за 11.02.1988) на вопрос корреспондента: "Не биологическое ли излишество сновидения и для чего они нужны?" известный советский психиатр профессор В.Н.Касаткин отвечает: "Совсем нет. В далёком прошлом, когда человек подвергался опасностям стихийных бедствий, нападению зверей, сновидения мобилизовали все его силы. Он не мог на долго заснуть, и сон его скорее был прерывистым. Своеобразным "сторожевым пунктом" стал зрительный отдел головного мозга, самый чуткий, обладающий порогом ощущения в два световых кванта. Тревожные внешние сигналы, крики животных, ветер, запах дыма - вызывали кошмарные сновидения с картинами ураганов, пожаров, нападений и понуждали человека проснуться. У современного человека сновидения способствуют разрядке утомлённого мозга, переработке полученной накануне информации, переводом её в долгосрочную память."
    Я к психиатрии не имею никакого отношения, но, как ученый, не допускающий случайный характер природных процессов, совершенно не готов принять это двойственное представление о столь важном природном механизме. Вчера мы пили воду, чтоб утолить жажду, а сегодня, -
чтоб утолить голод. Гораздо проще и честнее признаться, что мы не понимаем сущности этого секрета природы.
     На первый взгляд, научных публикаций по этой проблеме было огромное количество. Что касается понятия «информация», как первоисточник  сна и сновидений, вроде все было более – менее ясно. Ан, нет. И тут сплошные непонятности. Одни ученые убеждены, что информация, это материальные волны и поля, или другие - проявления материального мира; другие,  как то родоначальник враждебной кибернетики Норберт Винер, считают, что «информация, - это информация, не энергия и не материя».* Но уже в тот период (середина 80-х) было ясно, что одна и та же информация получает индивидуальное отражение в сознании каждого отдельного субъекта. Это можно сравнить с разным отражением одного и того же объекта в кривых зеркалах. Если бы нам удалось проникнуть в мозг соседа и увидеть его отражение объекта, который мы оба наблюдаем, были бы потрясены несоответствием нашему видению. Нас объединяет только тот предмет, который отразился по-разному в нашем сознании. В нем мы всегда едины.

     После того, как пришло понимание этого представления о сугубо индивидуальном восприятии внешнего мира, вдруг стало не по себе. Ощутил себя совершенно одиноким в мире, не связанным ни с родителями, ни с сыном. Каждый из нас, – это самостоятельный, совершенно отдельный мир. Только после этого пронзила сознание бытовавшая фраза: «убивая человека, уничтожаем целый мир». Каждый из нас совершенно самостоятельная антенна по приему информации и по ее отражению в собственном сознании. В каждом из нас должен быть механизм по настройке этой антенны. Вполне возможно, что таким механизмом и являются сон и сновидения???
    Чувство того, что внедрился в область, которая может завести меня черт те куда, не покидало и пугало. Но остановиться я уже не мог.

    Перелопачивая книги, труды институтов и отдельные случайные статьи о снах и сновидениях, понимал, что кроме голословного утверждения, что сны и сновидения предназначены для переработки полученной в активный период жизни информации и переработки ее для хранения в долгосрочную память, ничего нового найти не удается. Еще одно единое мнение сходилось на том, что у взрослого человека доля сновидений колеблется в интервале 20-25%. То есть, четверть общей продолжительности сна занимают сновидения. Честно признаюсь, что тогда совершенно не обратил внимание на очень серьезную оговорку - «у взрослого человека». Время шло, а толку никакого. Ничего нового к тому, что знал ранее. Разве что, критически начал относится к отдельным статьям и книжным фолиантам.
   Другой бы давно бросил эту безрезультатную работу. Но опыт научной деятельности приучил не отступать, а продолжать копить информацию.  Прорыв произошел совершенно неожиданно (так всегда бывает).  Просматривал совершенно бесполезный, на первый взгляд, сборник трудов Ташкентского института педиатрии. В одной из статей сборника была опубликована информация, потрясшая мое сознание. В ней речь шла о том, что, изучая состояние новорожденных, авторы статьи отметили, что с первого дня после рождения младенца и вплоть до десятого дня,  доля быстрого сна (сновидений) резко падает с 77,7% до 43,9%.  Потрясла точность измерений, вплоть до десятого знака. И это при том, что это соотношение повторялась у всех наблюдаемых новорожденных. И тут же всплыла в памяти «…у взрослого человека доля сновидений колеблется в интервале 20-25%.». На следующий день я уже был в Киевском институте геронтологии и давил на них, чтоб нашли, или измерили долю быстрого сна (сновидений) у пожилых людей. Мой рассказ и азарт повлиял и  заинтересовал их (что значит эффект личного участия),  а, спустя несколько дней, был получен ответ – примерно 14%.
    Трудно передать тот взрыв эмоций, которое вызвало это сообщение.  Наконец то нащупал ту базовую стратегию, которая будет положена в основу диссертации. Далее все было просто и буднично. Нет проблем  снять новые энцефалограммы, чтоб привязать их к конкретным датам жизни в масштабе прожитых дней. Было ясно, что не составляет труда собрать этот материал из медицинских карточек  больных, исследуемых в специализированных институтах. Это позволит получить массив данных, статистическая обработка которого позволит получить строгую (или корреляционную) зависимость продолжительности цикла сновидений от прожитых дней. 
    Но особого энтузиазма это у сына не вызвало. Меня же остановить уже было невозможно. Когда перенес уже имеющиеся данные на логарифмический график, обратил внимание, что совершенно не имеет смысла дополнять уточненные данные в график. Вполне достаточно обратить внимание на тенденцию, а не на закономерность. Это значит, что не столь важна строгая закономерность внутри графика, сколько экстраполяция (выход за поле графика).

       Совершенно ясно, что экстраполяция в сторону увеличения возраста снижает продолжительность сновидений, что в пожилом возрасте ведет к дисбалансу с внешней средой и к гибели организма. Это может происходить при 12%, 10%, или при 8%, что не столь важно. Важно понять, что снижение продолжительности доли сновидений делает организм нежизнеспособным.
   Совершенно иная картина наблюдается, когда экстраполяция направлена в период внутриутробного развития плода. Крутой подъем мгновенно приводит нас к 100%, то есть к полному отсутствию медленной стадии глубокого сна (NREM). Значит весь период сна сформированного плода ребенка отведен сновидениям. Но, если строго придерживаться утверждений ученых, что сновидения представляют собой отражение дневных событий, напрашивается вопрос, какую информацию переводит в долгосрочную память ребенок, находящийся в изолированной от внешних условий материнской "купели"?
    Ситуация, в буквальном смысле, тупиковая. Что может видеть (слово «сновидение» предполагает видение) плод внутри материнского ложа?  Более того, зачем плоду нужны сновидения, если мать их видит? Возможно ли такое, что ему недостаточно тех 25% сновидений, которое характерно для матери, и он вынужден их восполнять?  Сплошные вопросы.
    Но тут же на помощь приходит понимание того, что, в отличие от физиологии, с точки зрения получения и отражения информации, мать и ее ребенок, - это два совершенно разных мира. Сновидения матери, - это ее уникальный мир, никак не связанный с миром ее ребенка.
    Стало ясно, что ограничиться обзором литературы только в области ключевых слов «сон, сновидения» - недостаточно. Необходимо  расширить поиск в область медицины, в чем ваш покорный слуга также полный профан.

    Любая религия утверждает, что ребенок рождается безгрешным, а после рождения начинает накапливать грехи. Наука, которая на дух не переносит религию, переиначила этот тезис на свой материалистический лад: ребенок рождается белым листом, на который жизнь наносит свои метки. Эта доктрина "белого листа" господствовала всю первую половину прошлого столетия. Лишь в 1984 году журнал "Science", под рубрикой "Сенсация", сообщил, что во внутриутробном периоде имеет место интенсивное обучение ребенка. Сегодня это утверждение уже никого не удивляет. Но где скрыт механизм обучения?
    После очередного этапа литературного поиска открылась совершенно неожиданная картина.    С точки зрения информатики, при рождении младенец оказывается в совершенно ином информационном мире. В одночасье он попадет в мир резких звуков, света, иной температуры и, как оказывается, эта слабая и беззащитная кроха надежно подготовлена  к такому столкновению с экстремальной информацией.  Согласно научным публикациям периода (1985-1987), когда эта работа формировалась, новорожденный способен выдержать колебания температуры от -40оС до +90оC.
     Когда мы наблюдаем за спортивными состязаниями и поражаемся, как удается прыгуну преодолеть 2-х метровую высоту, или тяжелоатлету поднять штангу, вдвое превышающую его собственный вес, особых удивлений не возникает. Мы понимаем, что такое возможно только благодаря многолетним тренировкам под наблюдением опытного тренера. А где же скрыт тренер, подготовивший младенца к столь феноменальному результату за столь короткое время?
     Думаю, читатель уже проследил мою логику и пришел к аналогичному результату. В качестве тренера выступают сновидения, которым природа выделила все 100% его сна.  Вполне возможно, что общее время внутриутробного состояния, которым мы определяем словом "сон", составляет все 24 часа в сутки. Новорожденный спит до 16 часов в день при относительно коротких промежутках бодрствования. В возрасте 2-5 лет продолжительность сна снижается до 11 часов в сутки. В период 6-16 лет продолжительность сна составляет примерно 10 часов в день и в зрелом возрасте поддерживается на уровне 8 часов в сутки. В пожилом возрасте, как правило, возникают проблемы со сном, при этом, по данным литературы,  женщины более устойчивы к возрастным изменениям.
   Но сновидения младенца не имеют ничего общего с тем, что мы вкладываем в понятие "видеть сны". До сих пор отсутствует четкая характеристика сновидений слепых от рождения людей, крота, для которого зрительный образ заменяют запахи и осязание, слух и восприятие колебаний почвы. По всей видимости, если младенец что-то и видит, то это некие эмоциональные всполохи, связанные с физиологическими функциями отдельных органов или организма, как единого целого. Если младенец рождается вовремя, к моменту рождения он готов к столкновению со штормовым информационным океаном.
    Это дает основание предположить, что сюжетные линии сновидений у здорового человека (животного) не несут той смысловой нагрузки, которую им делегирует огромная армия толкователей сновидений. Основную роль играют мощные эмоциональные всплески, не разрушающие организм только потому, что они блокированы сном.  Тот глубокий сон, которому мы придаем функцию отдыха от поступившей в период активной деятельности информации, на самом деле является своеобразной анестезией для защиты организма от мощных эмоциональных потрясений, способных, если не убить организм, но существенно ему навредить. А для отдыха организма нет нужды спать. Достаточно расслабиться, или сменить форму деятельности. Представьте, на минуту, что вы решили полностью изолировать себя от внешней информации. Закрылись в комнате, зашторили окна, отключили радио и телевидение, убрали часы и, без книги, легли в постель. Подобная изоляция не достигнет своих результатов и к ночи неизбежно наступит сон.

   Ранее мы особое внимание уделяли продолжительности сновидений. Если считать, что искусственное увеличение продолжительности сна должно привести к увеличению продолжительности сновидений и укрепит стареющий организм, то подобная логика слишком проста, чтоб быть правильной. На эмоциональный характер сновидений вывел нас период внутриутробного развития, когда привычные каждому человеку сюжеты видимых сновидений недоступны младенцу. Обратим внимание на этот непривычный для каждого из нас фактор. О том, сколь эмоциональны сновидения у детей, каждый может проверить, оказавшись с ним в одной постели. Сновидения 5-летнего ребенка столь эмоциональны, что он не даст нормально спать рядом лежащему соседу. У взрослого человека сновидения менее эмоциональны, а у пожилых людей сновидения короткие и неэмоциональные. **
   Уже на этом этапе стало ясно, что сновидения предназначены природой для подготовки организма к столкновению с предстоящей экстремальной информацией, а не для переработки ранее полученной информации.
   Но столь категоричное заключение требует дополнительных подтверждений. Оказалось, что природа преподнесла нам такое подтверждение. Таковым является появление поллюций у мальчиков, совершенно не понимающих, что с ними происходит. Большинство детей этого возраста (7-8 лет) пугаются, не понимая, что природа начинает готовить его к чрезвычайно эмоциональному и энергоемкому акту в жизни взрослого человека. К моменту полного взросления, он вполне подготовлен, чтоб сравнительно спокойно перенести столь мощный информационный стресс.

  В принципе, для дилетанта этого вполне достаточно, чтоб  предоставить эту базовую модель специалистам для обсуждения и доработки. Но тот, кому предназначалась эта часть литературного анализа для раскручивания (литературный обзор является первой главой любой диссертации), предпочел огорошить родителя новостью. Он принял решение все бросить и эмигрировать из страны. Желания продолжить за рубежом эту работу у него не было. Папка с собранными документами была торжественно передана на хранение в семейный архив, а ее хозяин отбыл за океан.

   Рутина повседневной работы отодвинула на второй план всю ранее проделанную работу. Сегодня, спустя 25 лет,  для меня уже не секрет, что любая идея, или научная разработка, подобно коньяку, должна вылежаться и созреть. То же произошло и с упомянутой архивной папкой. Время заняться ей пришло осенью 90-го года, когда после репатриации в течение полугода изучал иврит. Проверить результативность  изучения иврита решил с доклада о полученных результатах в лаборатории по исследованию сна и сновидений хайфского Техниона (1991). Ожидал вопросов, споров и даже отрицания, но ничего подобного не произошло. Создалось впечатление, что меня или не поняли из-за скупости языка, или  никого это не заинтересовало. «Мы подобными делами не занимаемся. Обратитесь к русскоязычному специалисту по этим вопросам, новому репатрианту доктору Вадиму Ротенбергу», - таков был смысл их «заключения». Первый блин обернулся комом. Обрадовало то, что в Тель-Авив репатриировался Вадим Ротенберг, с трудами которого я был знаком.
  В следующий раз я возвратился к этой теме, когда начал осваивать компьютер. Обобщил материалы архивной папки и  впервые на компьютере издал незначительным тиражом брошюру «Сновидения. Что это?». Первый экземпляр отправил Вадиму Ротенбергу, несколько экземпляров направил специалистам в Москве и в Балашихе. В ответ, - гробовое молчание. Я это понял правильно: кому, мол, нужен этот бред сивой кобылы. Автор не врач и, естественно, не представляет, что такое продвинутая советская психиатрия.
  Как любой репатриант я был занят своей работой, приносящей деньги на существование. Но компьютер и его возможности делали свое дело, и я оказался от него зависимым, как наркоман от наркотика.  К этому времени русскоязычный Интернет делал первые шаги и от многих провайдеров поступали запросы на согласие опубликовать брошюру на их Интернет  сайтах. 
    Осваивая компьютерный перевод, и приступив к разработке алгоритма качественного перевода, первым делом выполнил англоязычный перевод брошюры. После завершения разработки алгоритма компьютерного перевода апробировал его на  переводе брошюры на три языка (английский, французский и немецкий). Убедившись, что переводы корректны, разослал их  наиболее известным специалистам мира в этой области. Ответов так и ни от кого не дождался, но в 1993 году и в некоторые последующие годы получал приглашения  принять участие в работе международных конференций от International Association for Study of Dreams (IASD), чем, по вполне понятным причинам, не имел возможности воспользоваться.
     Собственно говоря,  на этом  моя деятельность в популяризации своей теории завершилась. Занятый основной своей работой, я фактически прекратил интересоваться отношением науки к этой проблеме. Примерно раз в год заглядывал в англоязычный ресурс Wikipedia, но не находил видимых изменений в понимании функции сновидений.  В 2010 году, готовясь к докладу на семинаре в ассоциации «Ученые Юга» (Израиль), я решил уделить больше внимания просмотру состояния проблемы сновидений в мире. Какого же было мое удивление, когда столкнулся с буквальным повторением моей интерпретации явления в огромном числе научных работ.  Предлагаю вниманию читателя редакцию одной из функции сновидений, приведенной в англоязычной версии международной энциклопедии  Wikipedia:     “It is suggested by this theory  that dreams serve the purpose of allowing for the rehearsal ofthreatening scenarios in order to better prepare an individual for real-life threats." ( "Эта теория  предполагает, что сновидения служат для репетиций угрожающих сценариев, чтобы лучше подготовить индивидуума к реальным угрозам.") Подробно и развернуто этот взгляд на функцию сновидений был принят за основу в работе Micael S. Franklin, Michael J. Zyphur “ The Role of  Dreams in the Evolution of the Human Mind”, Evolutionary Psychology 3: 2005: p. 59-78.  Статья посвящена роли сновидений в эволюции человеческого разума, но базируется она полностью на вышеизложенной теории функции сновидений.
    Буквально во всех, заинтересовавших меня публикациях, приоритет подготовки к столкновению с будущей экстремальной информацией, принят как базовый. Нигде не изложена причина подобного подхода. Естественно, нигде не фигурирует мое имя. Это нормально и, на мой взгляд, правильно. В конце концов, кто такой на самом деле дилетант, случайно проникший в чужую область. Да и не планировал я сохранение своего авторства, чего так опасаются большинство моих русскоязычных  коллег. 
    Конечно же, обидно, как отнеслись к настоящей статье русские ученые, получившие мою статью за несколько лет до их западных коллег, и мгновенно презрительно оттолкнувшие ее,  на дух не перенося нестандартного дилетантского подхода. Как следствие,  отказавшись от своего приоритета в этой области, в очередной раз оказались в хвосте. Не упрямьтесь господа. Хотя бы сегодня внесите корректуру в русскоязычную версию Wikipedia.

*Автор должен признаться, что по сей день ученые не достигли взаимопонимания в  определении понятия «информация».
** Любопытная информация найдена автором в русскоязычном еженедельнике "Восхождение" (Издательство Хабад,   14.12.1990) в разделе "Из классических комментариев", в статье "И приснился фараону сон..."- приводится нижеследующее толкование тяжелых и лёгких снов: "Талмуд говорит, что сны бывают двух видов. Первый и наиболее распространенный вид сновидений - это отголоски дневных событий и переживаний, циркулирующие в мозгу, не контролируемые сознанием. У хорошего человека эти блуждающие энергетические сполохи оформляются в тяжёлые сны - наказание за небольшие проступки, совершённые днём. У плохого - они формируются в радостные и лёгкие образы - награду за немногие совершённые днём добрые дела". Комментарии к этому излишни. приоритет отдается тяжелым, эмоциональным  снам.


Рецензии