Семнадцать мгновений июня. День девятый

Семнадцать мгновений июня
Путевые заметки Фотинии.
День девятый, 21 июня.
 

 

Кафедра;льный Собо;рный храм Христа; Спаси;теля (собор Рождества; Христо;ва) в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели»[1]. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено (взорвано). Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

После службы  у нас было немного свободного времени. Цепочка паломников потянулась туда, куда устремлялись взгляды, по мосту через реку Москва к храму Христа Спасителя. Но внутрь нам попасть не удалось. Он, к сожалению, открывается в 10-00, а в 10-15 нам было сказано быть с вещами возле автобуса. Дисциплина в подобных поездках – прежде всего. Поэтому, обойдя величественный храм, поклонившись его святыням с площади, возвращаемся, любуясь по пути памятнику Петру I.

Москве

Москва! Величие твое
Неоспоримо нынче в свете,
Оно – не пафос, не вранье –               
Режима царского наследье.

Духовной жизни острова,
Куда ни глянь, средь новостроек.
Во шлем одетым головам
Поклон земной в земле героев!

О, сколько судеб во крестах
С молитвой о тебе застыло!
Краса твоя – то их мечта,
И кровь, и пот, и… радость были.

Плохо ли, хорошо ли, но вот такие строки навеяло мне пешешествование по мосту к храму Христа Спасителя.


Поблагодарив служителей Никольского храма за теплый прием, продолжаем намеченный маршрут.
В 11-00 мы покинули столицу России и направились в Хотьково, где  покоятся родители Сергия Радонежского, в Хотьковский свято-Покровский монастырь. Об этом нам сообщили уже по ходу следования. Традиционно спели величание.
Приехав, прошли всей группой, приложились к мощам преподобных Кирилла и Марии. С благословения  сестер , отслужили молебен и вернулись на свои места в автобусе.

Покровский Хотьков монастырь — действующий православный женский монастырь, расположенный в Хотьково на реке Паже.
 
 

 Дата основания не известна, впервые упоминается в 1308 году. Изначально был мужеско-женским. В 1330-е годы в его стенах приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария. Вскоре после этого они умерли и здесь же были похоронены. Впоследствии, их могилы стали главной местной святыней. Также, до ухода в пустынножитие в монастыре жил иноком старший брат Сергия Стефан. Долгое время монастырь был достаточно бедным. В 1506 году монастырю, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга — ежегодное продовольственное содержание. Между 1506 и 1544 годами он становится исключительно женским, и в 1544 Иван Грозный передаёт его в управление Троицкому монастырю, что, однако, не сильно поправило дела Покровской обители. Тем не менее, в 1580 году к уже существующей деревянной Покровской церкви была добавлена деревянная Никольская. В 1644—1648 годах на средства стольника Василия Фёдоровича Янова Покровский храм отстраивается в камне, став первым каменным строением на территории монастыря.

В XVI—XVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. В это время в нём проживало помимо 41 монахини 74 белицы. К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX века при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство.

Монастырь стал особножитным, то есть каждая монахиня имела свою келью и жила собственным хозяйством. Всё, что производилось в монастыре, продавалось на рынке, расположенном прямо на территории обители. Здесь же торговали жители окрестных сёл и деревень. С 1840 по 1871 год происходил постепенный переход к общежитию (проживанию в предоставленных монастырём кельях и содержанию за счёт монастыря). С 1851—1852 годах торг был вынесен за монастырские стены. К 1913 при монастыре находились школа на 60—70 учеников обоих полов (основана в 1884 году), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.

В 1922 году монастырь был закрыт и только в 1989 году году монашеская жизнь возобновилась вновь. Состоялся первый молебен и начались восстановительные работы. В настоящее время при монастыре работают воскресная школа и богословские курсы, с 14 октября 2000 года открыт приют-пансионат для девочек.

Следующее место на карте, к которому устремилась наша группа – легко догадаться – всем известный, почитаемый православными людьми Сергиев Посад.

Тро;ице-Се;ргиева Ла;вра встретила нас ясной погодой и слепящим блеском своих куполов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Троице-Сергиева_Лавра

 

 

 

Свято-Тро;ицкая Се;ргиева Ла;вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре;. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.

С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.

В Средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время (См. Троицкая осада).

Святыни Троице-Сергиевой лавры

Особым почитанием в лавре пользовались мощи святых. В Троицком соборе находились мощи Сергия Радонежского в серебряной раке, пожертвованной императрицей Анной Ивановной. Также в Троицком соборе, в Никоновском приделе хранились мощи Никона Радонежского; в Михеевском храме — мощи Михея Радонежского (келейника Сергия Радонежского); в Серапионовской палатке — мощи святого Серапиона, новгородскогоархиепископа. В монастыре находились также захоронения архимандрита Дионисия, московского митрополита Иоасафа, Максима Грека. Самая почитаемая святыня лавры — икона Троица Андрея Рублева, написанная для иконостаса Троицкого собора, в драгоценной ризе, пожертвованной царем Борисом Годуновым в 1600 году.

В ризнице лавры хранились предметы, связанные с именем Сергия Радонежского —деревянные богослужебные сосуды, его иконы, ризы, сандалии. Здесь же находились драгоценные царские пожертвования 15-18 веков, представляющие собой образцы русского художественно-прикладного искусства. В библиотеке лавры были собраны рукописи, старопечатные богослужебные книги. По жанным на 1908 год в библиотеке хранились 823 рукописи и 10 тысяч печатных книг.

Монастырь обладал обширным архивом, в котором находились в подлинниках и копиях документы 16-20 веков, в том числе жалованные грамоты русских государей, а также комплекс документов об управлении и хозяйстве лавры. В настоящее время большая часть лаврского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф. 1204), часть документов находится в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки и в фондах Государственного исторического музея.

В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь старицкого князя Владимира Андреевича и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I и Пимен.

Приехав, мы сразу прошли в Троицкий храм монастыря, где в серебряной раке, пожертвованной императрицей Анной Павловной, находятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Там братия монастыря, сменяя друг друга, непрерывно служат молебны с  акафистом основателю монастыря, а впоследствии, и основателю города – преподобному отцу Сергию Радонежскому. Отдав дань уважения храму, приложившись к мощам святого,  после молебна вышли из Троицкого храма. Следующий храм – Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде

 В храме имеются особые святыни. В 1996 году чудесным образом из Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии настоятелю храма была подарена частица мощей святителя и чудотворца Николая. До 2003 года эта частица в особом киоте с иконой святителя находилась в алтаре и для поклонения молящимся выносилась только раз в неделю, когда служился молебен с акафистом Николаю Угоднику. 22 мая этого же года была написана новая икона святителя в полный рост, в которую была вмонтирована частица святых мощей. С этого времени святыня выставлена для общего поклонения верующих в храме и пользуется особым почитанием. Также имеется икона святого Иоанна Крестителя с частицей его мощей. Другой духовной ценностью стал мощевик, в нем содержатся частицы мощей более 70 святых Киево-Печерской Лавры и других подвижников благочестия:
 Святителя ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО, Архиепископа ИННОКЕНТИЯ ХЕРСОНСКОГО, Епископа ИСАИИ РОСТОВСКОГО, Епископа ФЕОДОСИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО, Преподобного ЛАВРЕНТИЯ ЧЕРНИГОВСКОГО, Преподобного АЛЕКСИЯ ЗОСИМОВСКОГО, Преподобного ГЕРМАНА ЗОСИМОВСКОГО, Праведного ИОНЫ ОДЕССКОГО.
 А также, по желанию прихожан, в 2005 году (после чудесного исцеления) была написана икона Преподобного Пимена Многоболезного. В ней также вмонтирована частица его мощей.

Приложившись к святыням храма, заказали требы.  Посетили Серапионову палату. Придавленные переизбытком постоянного чувства восторга от соприкосновения с таким количеством православных реликвий за последние дни, мы все же силимся насладиться красотой и величием лавры преподобного Сергия Радонежского. А удивиться в этом маленьком городке – сердце города Сергиев посад – было чем.
Нам дали час свободного времени, и группа разбрелась в поисках икон, книг и сувениров с изображением лавры по многочисленным иконным лавкам.

Когда часть группы шла к точке сбора, нам встретился Архимандрит Никодим. Алла Дмитриевна его уже знала из предыдущих поездок. Кроме того, он когда-то вместе служил с нашим Митрополитом  Иоанникием, когда наш Владыка ещё нёс послушание в патриарших покоях. Он тепло приветствовал луганчан, благословил всех без исключения. Дал наставления в дорогу.
- Батюшка, а вопрос можно Вам задать?.. - несмело прозвучал вопрос.
- Задайте, - спокойно ответил архимандрит Никодим.
- А вот скажите, будущее уже предопределено или его можно изменить? Ведь многим преподобным отцам оно было открыто…
- Так для чего оно было им открыто? Для того, чтобы было время покаяться, понять куда мы катимся, ведя греховный образ жизни. Это, скорее предостережения о том, что нас ждет в будущем. Молитесь и не отчаивайтесь, нет ничего невозможного для Бога.

Архимандрит ответил сразу, не задумываясь. Как будто был готов к ответу на этот не простой вопрос.
Поблагодарив за беседу, обрадовавшись такому оптимистическому выводу, мы простились с батюшкой, а чуть позже и с Сергиевым Посадом… Хотя так хотелось здесь задержаться на несколько дней, но…

…но наш путь лежал в Годеново, к чудотворному нерукотворному кресту, сошедшего с неба, который  хранится в  храме  Святого Иоанна Златоуста в Николо-Рославльском монастыре.

Когда нам показали фильм о явлении этого креста, мы всей душой устремились прикоснуться к нему – к этой легендарной святыне России.

Но перед тем, как попасть в Годеново мы заехали в Переславский Феодоровский женский монастырь приложиться к Андрониковской иконе Матери Божией.

http://feodor.orthodox.ru/component/content/article/5.html

«Андрониковская икона Божией Матери, по преданию, является одной из трех, написанных евангелистом Лукой. Она принадлежала некогда к домашним святыням Византийского Императора Андроника III Палеолога и в честь него икона получила название "Андроникова". Первое упоминание о Греческой Андрониковой иконе относился к 1347 году.

Икона имеет небольшие размеры: высота - 35см, ширина - 25см. Царица Небесная изображена на ней без Богомладенца. На правой стороне шеи Пресвятой Богородице осталась рана с запекшейся кровью, истекшей чудесным образом от удара икононенавистника.

Не задолго до своей смерти в 1341 году Андроник III подарил икону Божией Матери мужской Обители города Монемвасии расположенном на полуострове Пелопоннес юга Греции.

В 1821 году турки опустошили Монемвасийскую обитель. Настоятель монастыря епископ Агапий, оставив все сокровища обители неприятелю, спас только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с ней в г. Патрас (ныне г. Патры). Здесь он передал икону вместе с Гербом Византийской Империи на хранение русскому генеральному генеральскому консулу в Море.

В 1823 году Андрониковская икона Божией Матери была привезена в Россию.Многое икона притерпела до тех пор пока 1 мая 1885 года икона была привезена в Вышний Волочек, где ее торжественно встречалс весь город.

Из города крестным ходом перенесена икона в Казанский женский монастырь, отстоящий от города на небольшом расстоянии.

После торжества перенесения святой икона, по ходатайству игумении Досифеи, Святой Синод установил день празднования Греческой Андрониковской иконы Божией Матери 1 мая.

При советской власти Казанский женский монастырь постигла печальная судьба. Как и сотни других обителей, она была закрыта. Чудотворные Андронивская и Казанская иконы были переданы в казанский собор города Вышний Волочек. После уничтожения в 1993 году. Казанского собора святыни были перенесены в единственно действующий Богоявленский храм. Андрониковская икона Божией Матери не дождолась открытия своей обители. Она была украдена из Богоявленского собора в 1984году и не найдена по сей день.

История появления Андрониковской иконы Божией Матери в Феодоровском монастыре г. Переславля-Залеского овеяна некоторой тайной.

Одна Из прихожанок принесла во вновь открытую в 1998 году обитель Андрониковский образ, а другая киот, который как раз подходил для иконы.

В январе 2005 года многие люди свидетельствовали о дивном благоухании, которое исходило от образа и наполняло весь храм. Тогда же верующие получали помощь и исцеления после обращения именно к этому образу Божией Матери. Так, первым случаем было исцеление от рака 4-й степени одной из прихожанок. Раб Божией Сергией, который мог ходить только с посторонней помощью, после долгой коленопреклоненной молитвы у иконы Божией Матери сам поднялся на ноги и совсем забыл о своей болезни. Многие получили помощь в житейских проблемах: в решении квартирных вопросов, в разрешении семейных проблем, в даровании чадородия, - и во многом другом, что по вере и молитве может дать только один Бог и Его Пречистая Матер. Перед иконой молятся градоначальники, прося помощи в деле благойстроения города.

Зимой 2006 года Андрониковская икона около двух месяцев мироточила, и лик Божией Матери стал светлеть.

В ящичке киота чудотворной иконы многие оставляют записки с молитвенным обращением к Заступнице всех любящих Ее Божественного Сына. Никто не ушел неутешенным, а многие вновь возвращаются к этому чудному образу, чтобы воздать благодарность Царице Небес за Ее великую любовь к людям».

Затем мы посетили Никольский женский монастырь.

http://www.nne.ru/travel.php?tid=31

Свято Никольский жен. Монастырь - основан на месте Никольской церкви, построенный ок. 1348 г. Димитрием Прилуцким, учеником св. прп. Сергия Радонежского. Монастырь пережил разрушения в период монголо-татарского ига и в смутное время нач. XVII в., дальнейшее возрождение и разруху большевизма. В настоящее время радует глаз красота архитектурного ансамбля монастыря; в храмах покоятся мощи свв. блгв. кн. Андрея Смоленского и прп. Корнилия Молчальника.

Монахини специально для нас открыли Свято-Никольский храм, где мы пропели величание  перед мощами Андрея Смоленского, Корнилия Молчальника.

Простившись с матушками монастыря, поехали на святой источник преподобного Никиты Столпника. Пройдя через испытание холодной ключевой водой, стараясь как можно меньше кормить многочисленное войско комаров, мы набрали воды из источника и поспешили в автобус.


Далее, поехали на место ночлега – деревенское подворье Никитского мужского монастыря, где принимают паломников.

На часах 22-45. Дежурные во главе с Татьяной и Аллой Дмитриевной в срочном порядке готовят ужин. После него – читаем вслух вечерние молитвы и укладываемся на ночлег. Усталость берет свое, а завтра снова вставать рано, чтобы не опоздать на литургию в Никитском мужском монастыре.


Рецензии
Москва - как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось!

Дмитрий Юдкин   14.09.2012 21:48     Заявить о нарушении