Несколько мыслей о предведении и свободе

То, что лишено свободы,
не может быть ни добрым ни злым,
а является неизбежным.

(прот. Валентин Свенцицкий «Диалоги»,
Диалог второй. О Боге)


Существуют две точки зрения на время и будущее: 1) время и будущее известно Богу, как и всё, что было и происходит; 2) будущее неизвестно Ему, поскольку оно еще не произошло.
 
Я придерживаюсь первой точки зрения, потому что Бог есть Абсолют, и всё находится в Его ведении, всё известно и подвластно Ему; этот мир находится вне вечности, которая как бы пронзает и прошлое, и настоящее, и будущее, и именно благодаря предвидению будущих событий и прославились многие прозорливцы, и именно благодаря предвидению будущего и стали известны некоторые святые. А как видеть будущее, которое еще не произошло ни для кого, в том числе и для Бога?

Итак, время и будущее охватывается Богом. Все движения, все действия, все события во Вселенной известны Ему.

Вопрос - если вся моя жизнь находится в предведении Бога, значит я несвободен?..

Для того, чтобы ответить, нужно начать немного издалека. Стоит отметить, что человек вообще несвободен - в выборе места рождения, в выборе законов тяготения, притяжения и прочих физических законов, человек подчинен времени и месту, пространству. Человек всюду ограничен - он не может летать, не дышать и так далее. Человек находится внутри Вселенной, что уже ограничивает его абсолютную свободу. Человек есть человек, и это его природное свойство тоже ограничивает его. Он не может перестать быть во Вселенной, перейдя в иную реальность, пространство, время и место, он не может перестать быть человеком и одновременно с этим осознавать себя. Он не может стать кем-то или чем-то по своему свободному выбору.
 
Итак, из всего возможного состояния - человек во Вселенной, из всей Вселенной он в ничтожной ее части, планете Земля, из всей Земли он на конкретном ее клочке, и из всего времени он живет в конкретную эпоху.

Изначальная несвобода не может породить абсолютную свободу, и значит свобода всегда относительна, хотя бы потому, что ограничена физическими законами этого мира.
У человека мало власти. Он подвержен болезням, обстоятельствам жизни, физиологии, он может быть убит, ранен, он должен спать и есть. Поэтому довольно глупо заявлять, что Бог ограничивает мою свободу, и если бы Бога не было, то я был бы тогда абсолютно свободен. Я свободен только в рамках некоего, грубо говоря, поля собственной деятельности, собственного поведения и мысли. Вот только это «поле» находится в полном ведении Бога, и что бы я ни предпринял, ни помыслил, Он, как Абсолют, знает это. Впрочем, можно пошутить, это нетрудно, если ты - Бог.

Одни человек – ограничен, и его действия охватываются знанием Абсолюта. А если охватить всех людей и посмотреть на их действия, как на единое целое, - получится наш мир. И этот мир, мир всех людей, их действий, поступков, мыслей, эмоций все равно будет находится в ведении Абсолюта.

Внутри мира мы несвободны. На нас влияют сотни причин и следствий, мы подвержены влиянию извне и сами едва осознаем, делаем ли мы свободный, не зависящий ни от кого и чего выбор. Моя «свобода» наталкивается на «свободу» другого человека. Я уже не могу сделать то, что хочу. Меня осудят, меня накажут, меня арестуют… В рамках мира я ограничен в своих действиях и даже мыслях: разве все свои мысли я могу свободно высказывать?

Итак, Богу известны любые варианты моего поведения. Все эти варианты - как действие, так и бездействие - укладываются в Его, Божие, знание будущего. Какой бы вариант я ни выбрал - он для меня и Бога будет будущим, однако Он знает о нем заранее, потому что Его знание, как Абсолюта, включает в себя все варианты моего поведения. Я могу не делать тысячи вещей, и это знаю как я, так и Бог. Однако в следующую секунду я часто не знаю, что случится со мною, потому что я ограничен местом и временем, но Бог охватывает Своим знанием всё, всю Вселенную, и Ему известно, что, к примеру, мне сейчас позвонят, что ко мне приближается конкретный человек и т.д. Все причины и, соответственно, следствия видны Ему. И чему-то Он попускает быть - не вмешивается, а на что-то влияет непосредственно. Часто последнее мы называем чудом...

Получится, быть может, крамольная вещь, но все же - любое событие закладывает будущее в пределах предведения Бога, и это будущее находится в Его предзнании. Пойду ли я туда-то, сделаю ли я то-то или откажусь от всего этого - это всё знает Бог, и любой вариант моих действий известен Ему, как Абсолюту. И для Него будет настоящим как то, что я сделаю, так и то, что я не сделаю… В этом есть некая крамольность – а что тогда настоящее, если и тот, и другой варианты поведения для Бога равны? Но они равны для Бога, для Бога они происходят и могут произойти, как и любая из миллиардов мелочей в жизни, но это всё охватывается Им, как Абсолютом, это всё внутри Него, в Нем… Это для нас, ограниченных временем – течением минут вперед, - будущее и настоящее однозначно: я потер свой нос. Но для Бога, как для Абсолюта, то, что я называю будущим (потирание носа), равнозначно тому, что я не потру нос или вообще сделаю что-то другое, миллиард других вещей… И так – с каждым человеком, с каждой песчинкой Вселенной… Трудно представить…

Подытоживая: в зависимости от моего поведения - свободного! - и складывается мое будущее в моем времени. Я сам творю его, но конечно, как бы ни казалось мне оно неподвластным разуму, Богу-Абсолюту оно известно в любых его проявлениях. Если я стану святым - это укладывается в Его предвидение, стану ли я великим грешником - это тоже известно Ему. И для Него оно, мое будущее, все равно что настоящее, поскольку Бог есть Сущий. Но все-таки я сам иду по своей временной, земной жизни, и я сам могу стать как святым, так и великим грешником.

В качестве приближенного образа, можно еще взять любую компьютерную игру-имитатор жизни. Есть там свобода игрока-человека? Вроде бы. Но создатели игры изначально ограничили эту свободу. Игрок может сделать только некоторый набор действий. И люди играют в эти игры, не ругая создателей, хоть и сетуя иногда на ограниченность своих возможностей...

Так почему же мы говорим Горшечнику - зачем Ты сделал нас такими?


Рецензии
Один мудрый человек дал мне совет: " Если не знаешь, как поступить, следуй за чувством, добрым, светлым. Но всегда с молитвой. Это и будет верный путь.." Это путь к Свободе.Мне кажется,Свобода-это Любовь.
С уважением,

Машенька Ярова   23.07.2013 00:55     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Мария! Думаю, что свобода как раз и состоит в том, чтобы быть цельным и всегда выбирать единственный вариант поведения - добро. Человек с двоящимися мыслями, как известно, не тверд во всех путях своих (Послание Иакова 1:8). Посему свобода состоит в вечном и неизменном выборе одного пути добра и никогда не в выборе зла. Ну а для того, чтобы сделать правильный выбор, здесь Вы правы, точнее прав тот человек, чьей мудрости Вы следуете, - нужно молиться.
С уважением,

Ал Захаров   23.07.2013 20:33   Заявить о нарушении
В том-то и дело, что труден этот выбор. Не всегда хватает мудрости и сил принять правильное решение.Да и не все можно постичь умом, логическим рассуждением. Тогда только и остается-надеяться на помощь Господа. А потом... благодарить за то, что происходит в жизни. И верить, что даже если это трудный путь-он единственно верный.

Машенька Ярова   24.07.2013 11:18   Заявить о нарушении
Автор, у Вас ошибка прямо в заголовке такого рода, что не позволяет серьезно воспринимать текст.
С уважением,
Елена

Елена Вильгельмовна Тарасова   20.08.2014 16:50   Заявить о нарушении
Если сказали "а", говорите "б". Какая ошибка в заголовке?

Ал Захаров   20.08.2014 18:46   Заявить о нарушении
ПредвИдение, нет?
Удачи,
Елена

Елена Вильгельмовна Тарасова   20.08.2014 18:51   Заявить о нарушении
Нет. Слово "предведение", например, используется в Библии: "Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили…"(Деяния св. Апостолов 2:23); "Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится" (1-е послание Петра 1:1,2).
Из Википедии: о предопределении в Библии - "существительное «предопределение» нигде не употребляется, однако встречаются термины: «замысел», «изволение» (πρόθησις, βουλή), предведение (πρόγνωσις)..."; в лютеранской Формуле согласия - 11 артикул: разделение предведения и предопределения (лат. Prædestinatio).
Это слово используется в переводе "Точного изложения православной веры" Иоанна Дамаскина (глава 30 "О предведении и предопределении").
Обычно это слово используется именно в религиозном смысле "Божие предведение", что, само собой, не исключает использования и других слов: Промысел, предопределение, предвИдение...
С уважением,

Ал Захаров   20.08.2014 19:08   Заявить о нарушении
Спасибо, признательна - исчерпывающе! Все стало на свои места.Понравилось.
Елена

Елена Вильгельмовна Тарасова   20.08.2014 19:23   Заявить о нарушении
Благодарю!
С уважением,

Ал Захаров   20.08.2014 19:41   Заявить о нарушении
Благодарю и я Вас, Ал.

Машенька Ярова   20.08.2014 22:16   Заявить о нарушении
К слову, теперь мне стало более понятно как отличить добро от зла... Нужно спросить себя: правда это или ложь. И совесть скажет об этом. Ложь-это зло, а Правда-это добро.
И, конечно, молитва...
С уважением,

Машенька Ярова   20.08.2014 22:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.