Лабиринты Кенигсберга. Глава 2-7

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 2-7. Материалы Кости Беркута по Кенигсбергу. Продолжение. 

ГОРОД ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ.

В июле 1941 года Советская авиация совершила свой первый налет на Кенигсберг. До конца войны оставалось 4 года.(51).
 
Одно из воспоминаний: "Нас привезли в Кенигсберг. Потом нас повели в арбайтсамт (рабочий отдел). Выдали прямоугольные нашивки голубого цвета, белым было написано "Ost". Хозяйка относилась ко мне очень хорошо. Она учила меня языку.
Обязанности - принести молока, приготовить кофе, завтрак. Ежедневно была влажная уборка. Хозяйка платила мне в месяц 10 марок 20 пфеннигов. Фактически я была, как член семьи.(40).

Советское командование привлекло к наступлению мощную артиллерию и сильную бомбардировочную авиацию. Когда замолкли пушки, территория будущей Калининградской области лежала в развалинах. Административные здания, жилые дома, заводские постройки - все было повержено в прах.(33).

Большинство населения во время войны ушло на запад вместе с отступавшими гитлеровскими частями. Часть погибла в горниле войны. Таков был результат насильственной эвакуации цивильных немцев, которую осуществляли фашистские главари.
Гитлеровский генерал Гудериан в своей книге "Воспоминание солдата" писал, что когда война приблизилась к границам рейха, "Борман распорядился эвакуировать население угрожаемых районов в глубь страны, а если нет возможности эвакуировать на транспортных средствах, заставить его идти пешком".(34).

По мере приближения Красной Армии к границам Третьего рейха, население Восточной Пруссии чувствовало все большую неуверенность, временами переходящую в настоящую панику.(40).

"1944 г. Массы немцев - беженцев в Восточной Пруссии осаждают вокзалы, пытаясь выехать во внутренние районы Германии. Железные и шоссейные дороги забиты беженцами, число которых возрастает, несмотря на приказ германских властей, запрещающий эвакуироваться без специального разрешения.
Население Восточной Пруссии начало осаждать банки и сберкассы, часть которых закрылась. Лодкам запрещено плавать по Балтийскому морю. С двигателей моторных лодок, мотоциклов и машин сняты важнейшие части. В запретной зоне удалены все дорожные указатели".(из газет).(40).

Когда в октябре 1944 г. советские войска вступили на территорию Восточной Пруссии, а затем развернули массированное наступление, эвакуация местного населения превратилась в беспорядочное бегство. Пробираться приходилось прямо по районам военных действий, мало кто представлял, где проходит линия фронта. Гражданское население перемешалось с отступающими частями германской армии и несло большие потери.(40).

"Во время нашего наступления 3-я Воздушная армия сбрасывала листовки для немцев с предупреждением, что будут бомбить, чтобы гражданское население шло на запад, на Земландский полуостров. Там скопилось порядочное число немцев. Однако и это укрытие оказалось весьма ненадежным".(40).

"Большое впечатление произвело массовое бегство горожан Кенигсберга в первые дни апреля 1945 г., накануне штурма крепости, когда советское командование гуманно предоставило возможность мирным жителям покинуть ее. Люди, уже достаточно оголодавшие в городе, не имеющие никаких запасов с собой, потоками шли туда, где их никто не ждал. Окружали советские кухни, и женщины молча подталкивали своих детей, чтобы они просили хлеба. Как правило, мы не отказывали, когда была возможность, жалели. Хотя и были примеры жестокого обращения с немцами - грабежи, часто - изнасилования. Иной раз в общем потоке голодных людей попадались повозки, груженные всяким добром, - то возвращались на родину советские люди, бывшие во время оккупации угнанными немцами".(40).

Для многих тысяч жителей Восточной Пруссии трагически закончились попытки эвакуироваться зимой и весной 1945 г. морским путем: под бомбовыми ударами авиации союзников корабли шли на дно, под напором огромных масс народа ломался хрупкий лед на заливах, наспех сколоченные плоты не выдерживали схватки с морской стихией.(40).

"1945 г. На берегу залива Фриш Гаф открывалась страшная картина разгрома. По бурным волнам плыли немцы на плотах, на бочках, на резиновых подушках и камерах от автомобилей. Плыли, барахтались, тонули в воде полки, канцелярии, тылы, резервы. Фриш Гаф словно пожирал их".(из газет).(40).

Бои за Восточную Пруссию продолжались зимой и весной 1945 г. Это были одни из самых разрушительных и кровопролитных сражений Второй мировой войны.(40).

Самыми разрушительными для города были дни в апреле 1945 года. В результате боев в Кенигсберге осталось приблизительно 7-9% сооружений. 9 апреля немецкий генерал Ляш подписал ультиматум о безоговорочной капитуляции.(51).

Многие из будущих калининградцев были участниками боев в Восточной Пруссии. Это была их первая встреча с землей, которая станет для них второй родиной, но в то время она считалась "логовом фашистского зверя". Так что его надо разбить, надо камня на камне не оставить - так предлагала статья Ильи Эренбурга в "Правде".
Через неделю - статья Александрова, в "Правде": "Гитлеры приходят и уходят, - это такое изречение Сталина было, - но немецкий народ остается".(40).

Драматичная история штурма Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года запечатлена в многочисленных обелисках воинской славы и братских могилах нынешнего Калининграда и области. (51).

После капитуляции - куда бы ни приходили пленные немцы -везде были русские солдаты. По всей Восточной Пруссии. Придорожные кюветы полны трупов. Мертвые тела - следы невообразимых зверств и изнасилований. Множество мертвых детей.
На деревьях – повешенные - с отрезанными ушами, выколотыми глазами. Скот убивали без разбора. Русские расстреливали женщин.(6).

Обещания маршала Василевского при капитуляции гарнизона не выполнены. И. Сталин - "Восточная Пруссия - гнездо германского империализма".(6).

"Русские не имеют незамерзающих портов на Балтийском море. Поэтому русским нужны были незамерзающие порты Кенигсберг и Мемель и соответствующая часть территории Восточной Пруссии. Тем более, что исторически - это исконные славянские земли".
(из выступления И. В. Сталина на Тегеранской конференции 1.12.1943 г.).(40).

"Мы претендуем на то, чтобы северно-восточная часть Восточной Пруссии, включая порт Кенигсберг как незамерзающий порт, отошла к Советскому Союзу. Это единственный кусочек германской территории, на который мы претендуем" (из письма И. В. Сталина У. Черчиллю 4.02.1944 г.).(40).

"Если в Кенигсберге появится немецкая администрация, мы ее прогоним, обязательно прогоним" (из речи И. В. Сталина на Потсдамской конференции 18.07.1945 г.).(40).

Продолжение: http://proza.ru/2012/07/12/1470


Рецензии