Интересное на Прозе. Елена Тюгаева. Единственный с

   Завсегдатаям нашего портала вряд ли надо представлять Елену Тюгаеву. Ее имя нередко украшает первые строчки рейтинга Проза.ру – именно украшает, потому что далеко не все попадают в него заслуженно.
   Елена имеет собственный узнаваемый стиль, и я всегда считала ее настоящим мастером рассказа. Она способна в небольшом по объему произведении показать кусочек настоящей жизни – подчас несчастливой, никчемной, пустой – и вызвать в душе читателя бурю эмоций по поводу поведения героев  и восторгов мастерством, с каким это написано. Но прочитав ее новый роман «Единственный способ изменить мир»,
http://www.proza.ru/2012/06/18/1082
я поняла, что талант Елены Тюгаевой значительно шире, и в большом по объему произведении она способна не только удержать внимание читателя рассказом об истории взаимоотношений героев – что составляет суть любого романа – но и раскрыть одну из сторон нашей жизни. В данном случае я бы обозначила ее «художник и время».

   Главный герой романа, Володя Рыбаков, предстает перед нами молодым, двадцатитрехлетним человеком без какого-либо завершенного образования. Володя перебивается ремонтными работами, он добросовестно трудится и даже достиг определенного мастерства в деле выкладывания плитки, но не работа составляет смысл его жизни. Володя пишет стихи, он поэт по призванию, поэт в душе. Это можно понять с первых строк романа, где описывается его впечатление от встречи со своей роковой Большой Любовью – Нонной Мазовецкой:
«… увидев в полутьме грязных стен настоящеё ангельское сияние. Сияние шло от волос девушки - длинных, распущенных, светлых, как ртуть, белое золото и лунный свет, соединённых в один фантастический сплав. Плечи, ноги и руки незнакомки тоже светились, так как одежды на ней был минимум - коротенькое, кажется, синее платье. Свет перемещался и мерцал, потому что девушку атаковала какая-то тёмная личность. Володя не видел личности, только её руки, время от времени хватающиеся за свет плеч и локтей».
   Любовь настигла героя в грязном подъезде, затем переместилась в его неухоженную съемную квартиру, подарила несколько часов счастья и исчезла. Еще несколько раз Нонна появлялась в квартире Володи и в его жизни на более или менее длительные периоды. Не только ненасытные соития и зависимость на уровне биохимии были сущностью этого чувства, Володя воспринимал его как родство душ, сердец, которые срастаются, находясь рядом, и каждый раз, уходя, Нонна рвала по сросшемуся, оставляя Володю зализывать кровоточащую рану. Само собой, он делал это русским народным способом.
   Но, несмотря на жестокость, сияющий ореол безупречности долго окружал Нонну в воображении Володи. Он и мысли не мог допустить, что любимая бесталанна, что ее эпатажные пьесы, дань моде на бессюжетное искусство, гроша ломанного не стоят, мало того – продиктованы по-настоящему больным воображением; что она эгоистичное амбициозное чудовище. Читателю остается догадываться, любила ли Нонна Мазовецкая Володю, или лишь время от времени подпитывалась его искренней страстью.
   Большая Любовь  топтала душу Володе, но дарила и поэтическое вдохновение. Вдобавок он запечатлел ее в постере – наш герой не только поэт, но и художник. Его умение расписывать стены оригинальными сюжетами еще найдет применение на страницах романа.
   Но не одни любовные терзания героя являются темой романа. Это не просто рассказ о любви. Я считаю, что как раз этим большое, настоящее произведение и отличается от не значительного. 
   В первой главе, рассказывая  Нонне о себе, Володя признается, что недоволен собой. Не только нестабильностью заработка, отсутствием собственного жилья. Покинув родную глушь, утонувший в скуке провинциальный городок Волчанск и родителей, которых считает закосневшими в мещанстве, наш герой понял, что и в крупном областном центре жизнь отличается ненамного. Та же рутина, необходимость зарабатывать на хлеб чем придется, отсутствие перспектив. Правда, Володя не предпринимает серьезных усилий к тому, чтобы изменить свою жизнь. Он не желает работать ежедневно от звонка до звонка, предпочитая срубить денег на удачной шабашке, а не ждать зарплату пятого и двадцатого. Владимир явно не относится к пробивным товарищам.  И даже то, что он спит с Зинаидой Андреевной, дамой-издательницей вдвое старше, не значит, что он продал себя. Мадам готова помочь молодому поэту продвинуться, только он не согласен, чтобы на обложке его книжки красовалась реклама колбасы. Пассивность Володи – тоже принцип. Как творческая личность, внутренне он хочет оставаться свободным.
   Полная противоположность главному герою - его друг детства Матвей, редкостный по нынешним временам персонаж. Чересчур порядочный, обстоятельный, правильный, верный, человек долга.  Но эти положительные качества не приносят ему счастья. Не в состоянии изменить чувству долга, Матвей теряет Веру, любимую девушку, на которой недавно женился.
   Очень интересный типаж эта Верка, «топ-модель из Долгопропащенска». Жила себе девочка с бабушкой глухом городке, в «жопе мира», в домике без удобств, и,  как говорится, «слаще морковки ничего не видела». Вера – девушка красивая, но без особых талантов, без устремлений и амбиций – была влюблена в лучшего в городке парня, Матвея, хотела выйти за него замуж и мечта эта осуществилась. Но неожиданно судьба поворачивается к ней другим боком и Верка вдруг воображает, что красота может проложить ей дорогу к богатству и славе. Со свойственным ограниченным людям эгоизмом, не особо задумываясь, она меняет Матвея на известного актера, а через некоторое время и его – на третьего мужчину, олигарха, попутно меняя православную веру на иудаизм, и затем и на мусульманство. Упиваясь своим успехом, Верка ведет себя как хрестоматийная стерва. Правда, девочка немного заигралась: и свадьба с олигархом восточных кровей не состоялась, и бриллианты он отобрал, и карьера кинозвезды накрылась. Верка вынуждена вернуться в родной городок.
   Володе Рыбакову судьба тоже дарит счастливый билет. Благодаря случаю стихи его издают в США, а затем и приглашают туда, как талантливого молодого русского поэта. Он мечтал поехать в Америку с Нонной, но та опять сбежала из его жизни.
   Поездка в Штаты принесла Володе не только возможность поучиться в тамошнем университете, но и новую любовь к Луизе – хоть и не такую сумасшедшую, как к Нонне Мазовецкой, зато более устойчивую, с перспективой на возможную семейную жизнь.
Узнав об этом, Нонна ведет себя как собака на сене, она не хочет отпускать Володю и устраивает эпатажную выходку посреди Питера – раздевается догола на улице. Если бы его не удержала Луиза, Володя мог сбежать с Нонной, хоть и понимает, что она совсем съехала с катушек. Однажды Нонна уже лежала в психушке, и теперь вновь попадает туда. Володя вынужден навестить ее.
   Забыв, сколько раз плевала на его любовь, в его душу, Нонна пытается прельстить его:
«- Неужели ты, ты мог продаться за пачку баксов? Нет, я даже не о деньгах. Ты полюбил эту девку, эту дворняжку, это ничтожество, откормленное пончиками... Или я совсем ничего не понимаю в жизни?
- Нонна, я и на сотую долю не люблю её так, как тебя любил.
- Тогда в чём дело? Захотелось спокойной жизни? Мещанской тишины? Чипсов под телевизор, твою мать?»
   Но Володя уже переболел. Он решился покинуть страну, и, похоже, навсегда.
   Самый светлый персонаж в романе – Агаша, девственница-переросток, разительно отличающаяся от остальных героинь своей цельностью и чистотой. Она по-настоящему любит Володю, а он долго не понимает этого и относится к ней всего лишь как к другу, он привык считать, что любовь – это прежде всего секс, а там разберемся. Так начиналось у него и с Нонной, и с Луизой в Америке. Скромная не по-современному Агаша даже немного напрягала Володю, и он искренне обрадовался, когда девушка взялась опекать покинутого Веркой Матвея. Он считал, что эти два «правильных» человека очень подходят друг другу. Возможно, они и могли бы стать идеальной парой, но жизнь распорядилась иначе. А сам Володя слишком поздно понял, насколько сильно любила его Агаша.
   Слишком поздно. Потому что он уже порвал и с Волчанском, и с областным городом, где начиналась его карьера укладчика кафельной плитки и поэта. Он порвал с Россией.
   Что ждет его в Америке? Другая, более упорядоченная и правильная жизнь? Там дороги ровнее, большинство людей живет в собственных домах с несколькими спальнями, и у них не отключают горячую воду и отопление «из-за того что власти задолжали денег». Там для поддержания хорошей физической формы люди бегают по утрам,  и считают, что курить вредно, а водку пьют со льдом. Там русскоязычному автору почему-то легче пробиться, чем на родине, и спонсоры не размещают на обложках книг рекламу своей колбасы, а действуют более цивилизованно. Там смотрят по телевизору бейсбол  и играют в теннис. Там любят играть.
   «Вся жизнь превращена в игру. Наши, дома, упоённо играют в "Коси и забивай". Коси под дурака, коси от армии, забивай на работу, забивай на баб. Коси от жизни, забивай на жизнь. У американцев вариант проще: "Забивай!". Забивай в бейсболе, в футболе, в бизнесе, побеждай, одним словом. Кто победил - тот "успешный", кто не смог - тот "лузер". А я не успешный и не лузер. Я не умею работать ни косой, ни бейсбольной битой, мои инструменты - мастерок, шпатель, в крайнем случае - компьютерная клава. И уж тем более мне неохота играть в странные игры, устраиваемые "русско-американской литературной элитой". Перед русскими они окрашиваются в русских, перед американцами покрываются stars and stripes».
   "I fuck the world! Зачем только приехал сюда?" – восклицает главный герой, немного разобравшись в американской жизни.
   Впишется ли Володя в такую жизнь? Скорее да, чем нет. Конечно не сразу, со временем. Будет ли счастлив? Возможно. Женится ли на Луизе, с которой все понятно – хороший секс, общие литературные интересы, образование, со временем собственный дом, дети и уикэнды у ее родителей? Не факт.
   А как же любовь?
   Нонна – в прошлом, но останется вечной раной в его сердце. «Уже не острая боль, а отголосок, так болит давно сломанная и сросшаяся нога в дождливую погоду. Я её больше не люблю, но всегда буду любить. Я не могу сказать это с такой тихой уверенной силой, как Матвей когда-то сказал: "Потому что я люблю Веру, и буду любить её всегда". Я не знаю, кого я буду любить всегда. Но Нонна была и будет моим самым красивым сном, самой безумной галлюцинацией». Володина обида на нее прошла, «…растворилась под лекарствами из психбольницы, капавшими в дурную Нонкину кровь. И любви не было, она выкипела, испарилась, сгорела».
   И Агаши, которая под конец раскрылась перед Володей с другой стороны, тоже не будет. Она отказалась уехать с ним в Америку.
   «А мне всё равно, ответит Володя, не хочет - не надо. У меня крепкие нервы, я не стану больше рвать душу из-за бабья, все вы ненормальные.
 Он сумеет выработать в себе безразличие ко всему. Indifference, какое хорошее слово. Наверное, это единственный способ изменить ваш взбесившийся мир».

   В этой статье я специально умолчала о концовках всех сюжетных линий, оставляя читателю удовольствие прочитать об этом самому. И разделить вместе с автором горечь от того, насколько неприглядна и даже безобразна наша российская действительность, насколько глупы представления о загадочной русской душе. Разделить его мысли о том, что мир наш устроен несовершенно – даже при наличии полного жизненного комфорта в «стране равных возможностей».
   Предполагаю, что так же как и я, начав читать роман, вы не сможете оторваться. Его достоинства не исчерпываются историей любви и жизни, интересным сюжетом, живыми персонажами. За современной, подчас слэнговой лексикой героев и автора чувствуется мировосприятие истинного поэта – Елены Тюгаевой, автора романа «Единственный способ изменить мир».


 


Рецензии
Елена Тюгаева -это мастер крупной прозы все таки, а не рассказов.
Даже, я б сказал, трилогий. В ее романах проступает целый малоизвестный мир - героев, переходящих и всплывающих в сюжетах то там, то здесь.

Самое классное - когда в одном произведении герой как под прожектором, на первом плане, а в другом проявится в малом эпизоде, и... неожиданно раскрыт с новой стороны, невидимой "под прожектором"

Рекомендую всем!
А Вам, Татьяна, спасибище огромное за эту статью.
С уважением,
Сергей.

Сергей Казаринов   10.10.2013 07:30     Заявить о нарушении
Романы Лены я не все прочла. Рассказы - отточены и вылизаны, это помимо содержания и стиля. В большом произведении такого добиться сложнее. Хотя написано - классно!

Татьяна Осипцова   10.10.2013 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.