Вот это фокус!

               


                ...Много раз я рассказывал этот исторический анекдот
                в концертах для воинских аудиторий солдатских клубов
                и домов офицеров, публиковал на страницах окружных
                военных газет, на радио и телевидении,
                и всегда воочию убеждался в большой симпатиии
                и откровенном доверии людей к золотой лире
                на моих офицерских погонах.
                Сегодня публикую его в своих мемуарах для вас,
                уважаемые читатели...       



         Говорят, музыка фокусов не терпит. Может это и так , но  история сохранила для нас много интереснейших свидетельств о том, как фокусы повлияли на творчество крупнейших композиторов. И самое любопытное из них – это история написания  оперы  ПИКОВАЯ ДАМА.
В 80-е годы позапрошлого столетия в России часто гастролировал известный иллюзионист Александр Германн, в представлениях которого большое место отводилось карточным фокусам. Он без труда мог угадать любую карту, задуманную публикой, а после достать ее из колоды с завязанными глазами. Потом угадывались две карты, а потом и три. Завершалось представление, как правило, уникальным фокусом под названием «Дама пик». Делая пассы над обычной карточной колодой фокусник, на глазах у изумленной публики,   увеличивал ее вдвое, затем вчетверо и так до величины человеческого роста. После чего из колоды, выходила  красивая ассистентка в наряде пиковой дамы. Успех был необычайный!
Посетив представление, Петр Ильич Чайковский, уже тогда подумывавший, над сюжетом пушкинской повести, крайне заинтересовался не столько самим фокусом, сколько фамилией артиста и попросил представить его Германну. Беседа продолжалась долго и маг откровенно рассказал Чайковскому все, что ему было известно из семейных преданий.
Оказывается, в артистическом мире существовала целая династия иллюзионистов по фамилии Германн, и тайна «Дамы пик» передавалась из поколения в поколение. Благодаря этому фокусу, все Германны рано или поздно привлекали к себе внимание сильных мира сего и занимали  должности придворных  магов и чародеев  у многих  монархов Европы. Это давало им возможность безбедно существовать и гастролировать по всему миру. Один из них, Сэмюэль Германн,  побывал на гастролях в России и даже сделался причиной сюжета повести Пушкина ПИКОВАЯ ДАМА.
Александр Сергеевич, будучи изрядным картежником, весьма интересовался мастерством деда Александра Германа и не пропускал ни одного представления. Однажды  Пушкин рассказал  артисту историю княгини Натальи Голициной, крупно проигравшей в ФАРАОН. В отчаянии княгиня решилась прибегнуть к помощи таинственного и богатого колдуна, известного своей приверженностью к красоте и изящным искусствам.* Что было между Сен-Жерменом и русской красавицей, точно неизвестно, хотя внук утверждал, что его бабушка любила графа без памяти и сердилась, если о нем говорили с неуважением. Так или иначе, она сочла возможным обратиться к графу, зная, что тот располагает большими деньгами. Написала ему записку и просила немедленно к ней приехать. Граф Сен-Жермен приехал, и Голицына рассказала о проигрыше, надеясь, что он поможет ей необходимой суммой. "Я могу вам услужить этой суммою, - сказал он, - но знаю, что вы не будете спокойны, пока со мною не расплатитесь, а я бы не желал вводить Вас в новые хлопоты. Есть другое средство: вы можете отыграться”. "Но, любезный граф, - отвечала княгиня, - я говорю вам, что у нас денег вовсе нет”. "Деньги тут не нужны, - возразил Сен-Жермен. - Извольте меня выслушать”. И тут он выложил  княгине тайну трех карт, поставив на которые она непременно отыграется. Так оно и случилось.
Хорошо знавший о Сен-Жермене расторопный иллюзионист быстренько обыграл это сюжет и в программе появился уникальный номер «тайна трех карт», послуживший не одному поколению Германнов.
А вскоре из - под пера  Александра Сергеевича Пушкина  вышла в  свет знаменитая ПИКОВАЯ ДАМА, послужившая основой для либретто одноименной оперы Петра Ильича Чайковского. И фамилия иллюзионистов ГЕРМАНН была увековечена на все времена.
Вот так, благодаря фокусу с колодой игральных карт, была написана гениальнейшая опера  современности. По сути своей это была крайне мистическая музыка и Петра Ильича по праву можно считать основоположником нового музыкального направления, позже названного в Европе как  «опера ужасов».
Кстати о колодах карт. 
Однажды  Александр Германн давал иллюзионное представление в  Царском Селе. Александр III, похвалив артиста за выступление, потребовал нераспечатанную колоду карт.
- А, сможешь ли ты сделать вот такой фокус? - спросил царь и разорвал колоду пополам.
- После Вашего Величества не рискну проделать это с целой колодой, но разрешите попробовать с половинкой, - ответил Германн и тут же, без видимого усилия, разорвал половину колоды, что было значительно труднее.  Александр, обладавший большой физической силой,  был ошеломлен и наградил артиста орденом.


* Современники свидетельствуют, что граф Сен-Жермен прилично играл на скрипке, писал музыку и рисовал изящные миниатюры.


Липецк
2012 г


Рецензии