Сказка? - 2
Вы уж потерпите, ответ получается затянутым. В развитие темы я приведу рассказ Даниила Хармса, который называется «Сказка».
«- Вот, - сказал Ваня, кладя на стол тетрадку, - давай писать сказку.
- Давай, - сказала Леночка, садясь на стул. Ваня взял карандаш и написал: «Жил-был король…»
Тут Ваня задумался и поднял глаза к потолку. Леночка заглянула в тетрадку и прочла, что написал Ваня.
- Такая сказка уже есть, - сказала Леночка.
- А почем ты знаешь? – спросил Ваня.
- Знаю, потому что читала, - сказала Леночка.
- О чем же там говорится? – спросил Ваня.
- Ну, о том, как король пил чай с яблоками и вдруг подавился, а королева стала бить его по спине, чтобы кусок яблока выскочил из горла обратно. А король подумал, что королева дерется, и ударил ее стаканом по голове. Тут королева рассердилась и ударила короля тарелкой. А король ударил королеву миской. А королева ударила короля стулом. А король вскочил и ударил королеву столом. А королева повалила на короля буфет. Но король вылез из-под буфета и пустил в королеву короной. Тогда королева схватила короля за волосы и выбросила его в окошко. Но король влез обратно в комнату через другое окно, схватил королеву и запихал ее в печку. Но королева вылезла через трубу на крышу, потом спустилась по громоотводу в сад и через окно вернулась обратно в комнату. А король в это время растапливал печку, чтобы сжечь королеву. Королева подкралась сзади и толкнула короля. Король полетел в печку и там сгорел. Вот и вся сказка», - сказала Леночка.
- Очень глупая сказка, - сказал Ваня. – Я хотел написать совсем другую.
- Ну, пиши, - сказала Леночка.
Ваня взял карандаш и написал: «Жил-был разбойник…»
- Подожди! – крикнула Леночка. – Такая сказка уже есть!
- Я не знал, - сказал Ваня.
- Ну, как же, - сказала Леночка, - разве ты не знаешь о том, как один разбойник, спасаясь от стражи, вскочил на лошадь, да с размаху перевалился на другую сторону и упал на землю. Разбойник выругался и опять вскочил на лошадь, но снова не рассчитал прыжка, перевалился на другую сторону и упал на землю. Разбойник поднялся, погрозил кулаком, прыгнул на лошадь и опять перемахнул через нее и полетел на землю. Тут разбойник выхватил из-за пояса пистолет, выстрелил из него в воздух и опять прыгнул на лошадь, но с такой силой, что опять перемахнул через нее и шлепнулся на землю. Тогда разбойник сорвал с головы шапку, растоптал ее ногами и опять прыгнул на лошадь, и опять перемахнул через нее, шлепнулся на землю и сломал себе ногу. А лошадь отошла в сторону. Разбойник, прихрамывая, подбежал к лошади и ударил ее кулаком по лбу. Лошадь убежала. В это время прискакали стражники, схватили разбойника и отвели его в тюрьму.
- Ну, значит, о разбойнике я писать не буду, - сказал Ваня.
- А о ком же будешь? – спросила Леночка.
- Я напишу сказку о кузнеце, - сказал Ваня. Ваня написал:
«Жил-был кузнец…»
- Такая сказка тоже есть! – закричала Леночка.
- Ну? – сказал Ваня и положил карандаш.
- Как же, - сказала Леночка. – Жил-был Кузнец. Вот однажды ковал он подкову, и так взмахнул молотком, что молоток сорвался с рукоятки, вылетел в окно, убил четырех голубей, ударился о пожарную каланчу, отлетел в сторону, разбил окно в доме брандмейстера, пролетел над столом, за которым сидели сам брандмейстер и его жена, проломил стену и вылетел на улицу. Он опрокинул на землю фонарный столб, сшиб с ног мороженщика и стукнул по голове Карла Ивановича Шустерлинга, который на минуточку снял шляпу, чтобы проветрить свой затылок. Ударившись об голову Карла Ивановича Шустерлинга, молоток полетел обратно, опять сшиб с ног мороженщика, сбросил с крыши двух дерущихся котов, перевернул корову, убил четырех воробьев и опять влетел в кузницу, и прямо сел на свою рукоятку, которую кузнец продолжал еще держать в правой руке. Все это произошло так быстро, что кузнец ничего не заметил и продолжал дальше ковать подкову»…
Еще. Тот вариант «Курочки Рябы», который помним мы, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский зачем-то отрубил окончание. Этот поистине эпический финал можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». Выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, пришли внучки, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав о яичной трагедии (а она месила тесто), разбила квашню, отец, который в этот момент был в кузнице, с горя разнес кузницу, а поп, проходивший мимо, так разволновался, что снес к чертям собачьим колокольню. Крестьяне же, узнав про это событие, поняли, что дальнейшая жизнь потеряла всякий смысл, и, в разных версиях сказки, повесились или утопились. И это правильно, - все в этом мире, как известно, начинается ab ovo, т.е. с яйца
Ну, и так далее. Не знаю, как Вы, но я из этих историй делаю вывод: даже учитывая известный постулат, что все уже сказано и написано до нас, т. е., как бы ни старались мы сочинить что-то новое, ничего из этого не получится, - сочинять все равно надо! Если ребенка постоянно ограничивать тем, что кто-то когда-то уже это делал, то он никогда не станет творить. Да, кто-то писал точно такую же сказку и делал точно такой же рисунок. Возможно, у него это получилось даже лучше. Но данный ребенок делает это впервые, а потому в его собственной жизни это нужно поощрять и развивать. Тогда, набравшись достаточно опыта, уже выросший ребенок создаст шедевр.
P. S. «Хорошее воспитание всегда похоже на сказку» - Симон Соловейчик Придумывайте свои сказки, меняйте сюжеты и окончания уже известных и, особенно, - ставших классическими. Мир – бескрайнее полотно. Рисуйте! И еще: я не психолог, но думаю, что в Деда Мороза ребенок должен верить. И сказки должен читать. Не знаю, вырастет ли он после этого лентяем, (на то и взрослые рядом), но с душевным и нравственным развитием будет все в порядке.
Свидетельство о публикации №212071200552