Рассказы Бабеля

Когда я начал читать рассказы Бабеля, то невольно вспомнил о нововведении большевиков, которые, придя к власти, стали коллекционировать мозги известных деятелей революции. Мозги умерших замораживали, а потом разрезали их на тонюсенькие дольки. Ну, что же, в то время не было томографа, хоть так, при помощи шинковки изучим. Эти шинкованные мозги у нас хранятся и по сегодняшний день.

Почему у меня возникли столь необычные ассоциации при чтении рассказов Бабеля? Да потому, что его рассказы тоже, как бы представляют из себя, срезы, только не мозгов, а действительности, времени, в котором жил Бабель. Это моменты жизни, которые дают представление о целом, будь это публичная библиотека, или редакция газеты или, даже целый город Одесса.
Один рассказ под названием «Шабос-Нахаму» как бы выбивается из общего ряда. Кажется, что это сказка о хитреце еврее и глуповатых супругах, где жена с лёгкостью поверила проходимцу, что он представитель Бога Шабос-Нахаму. Но, ведь если вдуматься, то этот рассказ о легковерных супругах вовсе не так и далёк от действительности первых лет революции, когда всякие проходимцы, о которых раньше никто и слыхом не слыхивал, вдруг начали объявлять себя мессиями, гениями, способными вести людей в лучшее будущее. И ведь обманывали не одну семью, а целые народности, народы. А те верили, а которые хоть мало-мальски сомневались, то их просто заставляли верить, а если и это не помогало, тогда уничтожали. Чтобы не было проблем. Какая одна из самых любимых поговорок коммунистов? Нет человека – нет проблемы.

Бабель пишет с бесхитростной точностью. Автор даже, зачастую, и не понимает всего трагизма, что выходит из под его пера. Ну, кто мог в двадцатом году усмотреть трагедию в судьбе простого солдата, который пробыл в немецком плену четыре года. Но мы то ведь знаем, что значила в СССР графа – был ли заграницей, находился ли в плену. Знаем и понимаем, что этого Грищука ждёт явно не светлое будущее, а конвой ГУЛАГа, ведь он и в плену провёл целых четыре года и жил в это время на ферме у немца в качестве работника. Для нашего славного СССР такие люди просто недопустимы, они враги, им нельзя верить ни в чём.

А вот другой обычный для того времени случай. Красноармейцы убили девятерых пленных. Автор возмущён. Это же не по-человечески. Автор собирается даже отслужить панихиду по убиенным, но потом раздумывает. Почему? Да слишком много панихид придётся заказывать в конечном итоге.

А вот рассказ о еврейском погроме, который привёл мальчика к нервному срыву, тот перестал разговаривать. Нет, парнишка не пострадал, просто о его голову разбили головы двух голубей, которых он приобрёл для своей голубятни. Рядовой случай при погроме. Деда Бабеля вообще убили в том погроме. Но ведь вот в чём дело, когда читаешь о бесчинствах над евреями, то невольно начинаешь думать и об октябрьской революции, которую мы потом назвали Великой. Там то ведь то же самое происходила, такие же бесчинства, только объектами этих насилий оказались уже не евреи, а те, кто жил более или менее обеспеченно, кто имел свои дома, хозяйства, фермы. Просто несколько сместились акценты. Если раньше убивали по расовой принадлежности, то теперь стали убивать по классовой. Но суть то одна, хотя масштабы и разные. Разумеется, ведь коммунисты раздували мировой пожар.

Некоторые рассказы вообще напоминаю даже сегодняшнее время. А какое время может напомнить богадельня при кладбище. Старики имеют гроб, который они сдают в аренду. Этим и живут, ибо иначе на государственные пособия просто умрут с голоду. Но добротный дубовый гроб кормит всю богадельню. В нём покойников отпевают, а хоронят уже без гроба. Тот используется для другого покойничка. Так и жили старички за счёт единственного в округе гроба, пока не пришлось им хоронить коменданта гарнизона товарища Герша. И вот тут старичкам не позволили вываливать из гроба героя революции. Гроб оказался в могиле славного начальника Герша.

Какая связь с нашим временем? Да простая. Ведь оклады у кладбищенских работников как в чисто советские времена, так и теперь очень небольшие, я бы даже сказал, мизерные. Но ведь эти кладбищенские работники живут столь обеспеченно, как квалифицированный заводской рабочий не может себе позволить. Года разные, а советская суть одна. И эта суть сохранилась у нас и после пресловутой перестройки, только стала более весома.

А вот ещё весьма любопытный рассказ под названием «Гюи де Мопассан». Когда я читал этот рассказ, то невольно думал о грандиозном советском дефиците во всём и везде. Почему? Да посудите сами. Действие рассказа происходит в 1916 году в Петрограде, в разгар войны. Автор живёт в компании с другими молодыми людьми. Снимают комнату на несколько человек. И вот автор заработал двадцать пять рублей. И что? А вот что. Последствия такой получки я лучше процитирую.
«Наша коммуна на Песках была пьяна в этот вечер как стадо упившихся гусей. Мы черпали ложкой зернистую икру и заедали её ливерной колбасой».
А ведь идёт война. И молодёжь не все деньги прокутила. Но дело даже не в том, сколько они прокутили, а в том, что во время войны они едят чёрную икру, которую при советской народной и родной власти, и в мирное время невозможно было купить в магазине. Да что там икра, из-за обычной бутылки водки люди рвали друг другу глотки.

А вот другой рассказ, под названием «Ди Грассо». В этом произведении меня удивил лишь один эпизод. Оказывается, наш знаменитый Шаляпин брал за один концерт три тысячи рублей. А ведь в то время семья рабочего жила легко на тридцать рублей в месяц. Но меня впечатлили не доходы нашего всемирного баса. Я почему то сразу вспомнил рассказы наших артистов балета о зарубежном турне. Люди питались на гастролях дешёвыми концентратами, не посещали ресторан, готовя еду в номерах. Пусть у нас, в СССР, и был хороший балет, но когда звёзды балета существуют на гастролях на рационе бомжей, чтобы сэкономить валюту, то невольно начинаешь просто презирать эту власть, которую мы с гордостью называли народной и советской.

А вот рассказ «Суд» у меня вызвал личные воспоминания. В этом рассказике белый офицер эмигрант ворует бриллианты, за что его сажают на десять лет. Прочитав этот рассказ, я сразу подумал о моей матери, которая получила точно такой же срок в 1949 году, но не за украденные драгоценности, а за то, что она, работая кассиром на переправе, перепродавала использованные билетики. Там человек получает десятку за драгоценности, у нас за то, что пытается как-то пополнить бюджет семьи ради куска хлеба.

А вот рассказ «Фроим Грач» показывает советскую власть с несколько другого ракурса. Впрочем, у Бабеля имеется несколько рассказов про уголовников. Из этих произведений можно сделать вполне однозначный вывод о тождестве между уголовниками и революционными войсками. Собственно революционеры и те и другие. Разница в чём? Да в том, что красноармейцы принимают власть большевиков и мирятся с существованием комиссаров, а что касается грабежей, то их производят и те и другие. Но тут есть один нюанс. Красноармейцы грабят вроде как по закону. Они дают хозяевам расписки об изъятии продуктов, ценностей. Те же, кто не собирается вводить в своих бандах комиссаров, более откровенны. Вот и вся разница. Хотя, разумеется, эти расписки об изъятии ценностей срабатывали против владельцев в конечном итоге. Ну, представьте, приходит человек в совет и показывает груду расписок о конфискации в пользу революции лошадей, коров, повозки, других ценностей. И каков результат такого посещения совета? А человеку говорят: «Да ты буржуй, мироед, ты кулак, тебя необходимо просто депортировать вместе со всем семейством в далёкие края». И депортировали, как чуждые элементы. И сетования старухи в рассказе «Фроим Грач» на то, что ЧК не предоставляет адвокатов, не даёт говорить перед смертью, кажутся уже просто смешными.
Хотя в целом рассказы Бабеля совсем не юмористичны, даже те, где имеется юмор.


Рецензии
Александр. Рассказы Бабеля читала давно, и помнилось из рассказов то, как красивы были и кони, и люди на бескрайних полях. Теперь думается все иначе. Читается очень хорошо. Понравилось. Катерина

Екатерина Адасова   09.02.2013 23:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.