Правдивая история о Святополке. Эпизод 136

Святополк в порубе


Владимир вскоре после крещения упрошен был отпусть жен от себя, как обещал [ибо христианином стал], и отпустил Вышеслава, который родился от Оловы, княжны варяжской, в Новгород; Гориславу с Изяславом в Полоцк, ее же сына Ярослава в Ростов; Всеволода во Владимир; Предславу с сыном Святополком в Туров; Мальфрид с сыном Святославом в Овруч; Адиль с сыном Мстиславом во Тмутаракань, а Станислава в Смоленск; Анны царевны сына Бориса и Глеба при матери оставил, но Глебу назначил Муром, так как был еще у грудей тогда. Прочих жен и дочерей дал в жены ближним своим, не имущим жен, и запретил всякому..."

«Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови» Михаила Дмитриевича Хмырова 1870 называет матерью Станислава. тогда как статьи о нем самом нет Мальфриду, великую княгиню.
 
«одна из шести жен (по бракостарейшинству вторая или третья) св. равноапостольного Владимира Святославича, великого князя киевского и всей Руси, называемая в летописях «чехиней», т. е. богемкой. Вышла за Владимира, еще язычника, и имела с ним детей: по одним известиям — только Вышеслава (князь новгородский, ум. 1012 г.), по другим — Мстислава (князь тмутараканский, ум. 1036 г.) и Станислава (князь Смоленский), еще по некоторым — Святослава (князь древлянский, ум. 1015 г.). Умерла в Киеве в 1000 г. Других сведений о ней нет».

Лучше Станислава никто бы не рассказал Лесю про братьев Ярослава и Святополка, про трансформацию Святополка в порубе, и про взаимоотношения в семье, и заведенные Владимиром порядки в своем доме. Несмотря на то, что полностью объективным сказитель был не мог, но Лесь понимал, что это самые ценные сведения, которые он мог получить о двух подозреваемых- Святополке и Ярославе-которых его сомнение и подозрение лишили их постоянных эпитетов- «мудрый» и «окаянный», как будто история могла быть писана иначе, чтобы «Ярослав Окаянный» и «Святополк Мудрый», история не имеет сослагательного наклонения.

Дерзость. Дерзость в квадрате. Дерзость в кубе. Дерзость в порубе. Дерзость должна быть наказана. «Не бросай меня в терновый куст, в ракитовый куст», и правильно сделал –«ракитовый куст -мой дом родной!»- это что-то из серии россказней из рассказов «про дядюшку Римуса»- Судислава Псковского, которому там комфортно «кому поруб- мать родна», как будто ты раньше слышал звон, но не знал, где он, а теперь все эти правила стали работать, и ты стал испытывать из действие на себе самом. Не зарекался Судислав-но пережил всех братьев-остался цел после репрессивных мер. Так до Судислава Псковского никто из братьев, кроме Святополка не имел такого «жизненного опыта» сидельца.

 Держится особняком- молчалив, соблюдает режим питания и диету, как будто все, что ему прописал доктор- он изучил рецепт и следует ему до запятой, безоговорочно.. Тот самый, кто раньше был как неприкаянный, misfit, нигилист, отрицала  и отвязный, стал дисциплинированным и вышколенным, и донельзя обязательным,  всех  удивляя этим наблюдением – что это была игра, это был расчет на неминуемое освобождение, которое затянулось. Как в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» где буйного и неуравновешенного бунтаря- героя Джека Николсона довели до такого состояния, сделав его безопасным.. Как колокол, которому оторвали язык, и больше он не звенит, приносит вместо отрады, одни огорчения, наваливаются все, одним словом, нечего жалеть..


Рецензии