Правдивая история о Святополке. Эпизод 138

Лимоны Ярослава

Надо отдать ему должное -Ярослав умеет все обратить в свою пользу, склонить к своей выгоде. Даже поражение- когда он малодушно бежал с Якуном, что тот даже плащ вышитый нитями посеял:

«И, возвратившись, пришел Ярослав в Новгород и послал за море за варягами. И пришел Якун с варягами, и был Якун тот красив, и плащ у него был золотом выткан. И пришел к Ярославу, и пошел Ярослав с Якуном на Мстислава. Мстислав же, услышав, вышел против них к Листвену. Мстислав же с вечера исполчил дружину и поставил северян прямо против варягов, а сам стал с дружиною своею по обеим сторонам. И наступила ночь, была тьма, молния, гром и дождь. И сказал Мстислав дружине своей: „Пойдем на них“. И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга, и схватилась дружина северян с варягами, и трудились варяги, рубя северян, и затем двинулся Мстислав с дружиной своей и стал рубить варягов. И была сеча сильна, и когда сверкала молния, блистало оружие, и была гроза велика и сеча сильна и страшна. И когда увидел Ярослав, что терпит поражение, побежал с Якуном, князем варяжским, и Якун тут потерял свой плащ золотой. Ярослав же пришел в Новгород, а Якун ушел за море»

Когда всех лучших мужей новгородских перебили на Парамоновом дворе:

Нанятые варяги постоянно требовали повышения содержания, у тех и потому неоднократно, не довольствуясь малым, творили насилие новгородцам и их женам. Новгородцы восстали и перебили часть варягов на дворе Парамоновом. Разгневался Ярослав на новгородцев, отправился в село Ракомо (родовое имение), вызвал туда обманным путем лучших мужей новгородских и перебил всех до одного. Как раз наутро после казни и пришла ему весть от Предславы. Пришлось ему обратиться к новгородцам: кручинился, каялся и просил помощи-поддержки. Собрал 1000 новгородцев, да еще 40 000 воинов и пошел на Святополка: "Не я начал избивать братьев моих, но он, да будет бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба" (ПВЛ. Ч. 1. С. 295). (Филист Г.М. История "преступлений" Святополка Окаянного - Мн.:Беларусь, 1990. - 156 с.).

Про официальные заверения властей и картинные речи Лесь знал из новейшей истории, про подавление бунта или резню в Камбодже,  про кровавый режим Пола Пота, или про восстание при Альенде, кода после его самоубийства во время штурма президентского дворца в стране была установлена диктатура Правительственной Хунты во главе с генералом Аугусто Пиночетом, что людей скидывали штабелями на стадионах, это был их путь к миру, к новому порядку к новому обществу. Который наобещали, что "грядет" и будет "не за горами", "потерпите товарищи". Как относиться к побитым на Парамоновым дворе, как к мученикам, где пострадали, когда свои пошли против своих, где доверие к такой непогрешимой и безукоризненной незыблемой  власти? Поднявшей  карающий  меч на своих же подданных, которые заключили с такой властью общественный договор. Как произошло подавление бунта в Новочеркасске, без суда, без следствия, преступления власти, направившей меч кары, не возмездия, без институтов следствия и правосудия, самосудом, произволом, самоуправством, тягчайшим диким произволом,  под патронажем верховного лица, с его легкой руки, отданной им отмашки, ему пальцем только стоило пошевелить, чтобы его «псы ретивые», сорвались на команду «фас»-  все же не казнь декабристов, и не образцовый показательный процесс, все же не «утро стрелецкой казни», а подлая вероломная «замануха» лучших мужей и их избиение, подлое, дикое неприкрытое коварство, возведенное в явление государственного масштаба и ранга, аппаратом подавления, демонстрация власти и репрессивного аппарата, избиение.. вот до чего докатился кровавый режим, восточная деспотия, ставшая нарицательной, преступный, который вместо того, чтобы обеспечивать  безопасность своим согражданам направляет репрессивную карательную инквизиционную машину против людей, против своего же народа, против своего же народа! И никаких заверений в клятвенной верности, в обстоятельствах взаимных, в упрочении державного порядка-так же для вас самих лучше..для вашего собственного блага, а то мы не знаем как нам лучше.. В искренних намерениях в то, что теперь все будет четко и гладко, все улеглось. Штиль общественного мнения. Замирение. Принуждение к миру состоялось. А там новые события, новые угрозы-и старые взаимные обиды сотрутся, забудутся. Как на мельнице-все перемелется..сколько еще вместе соли предстоит съесть князю и его народу..

«Тем, кто там нагадил на Парамоновом дворе»-Ярослав прокомментировал события в Новгороде в своём микроблоге на сайте Twitter: «И последнее — на сегодня. По Парамонову двору. В стране и в Новгороде — всё под контролем. Со всеми, кто гадил, разберёмся. Со всеми. Не сомневайтесь»..

В село Ракомо, в родовое имение Ярослав вызвал лучших мужей новгородских. Люди пришли возбужденные после ночи, с осадком невыветрившимся после событий, на кураже, все на эмоциях. Ярослав с балкона обратился к собравшимся с призывом прекратить погромы и разойтись. Но толпа не реагировала, раздавались различные выкрики, угрозы расправы, люди чувствовали неутоленность обиды-возлагали надежды на понимание Ярославом сложившейся ситуации-раз власть не может их защитить от поругания-что они вынуждены защищать себя сами с оружием в руках. Но слова толпы не были услышаны. После этого дружинниками из автоматов был произведён предупредительный залп вверх, отчего шумевшие новгородские мужи, у которых предварительно, согласно мер безопасности, были изъяты мобильные телефоны и оружие, и напиравшие на солдат лица отхлынули назад. Из толпы раздались выкрики: «Не бойтесь, стреляют холостыми», после чего люди вновь ринулись к зданию усадьбы и к выставленным вдоль него дружинникам. Последовал повторный залп вверх и затем был открыт огонь по толпе, в результате чего мужи новгородские остались лежать на площади. Вскоре  власти начали активную агитацию с помощью лояльных новгородцев, дружинников, как в толпе, в местах массового скопления людей, так и на рынках, на рабочих местах. По радио выступил якобы от лица Ярослава посадник-Ярослав перепоручил, доверил, делегировал-лишь бы самому не выдать свою неискренность и не кривить душой после содеянного. Посадник  возложил всю вину за произошедшее на «хулиганствующих элементов», «застрельщиков погромов», и представил ситуацию так, что стрельба в усадьбе началась из-за просьбы 9 представителей митингующих о наведении порядка в городе. Также он пообещал некоторые уступки. Один из позже осужденных участников этих событий, раненный срикошеченной пулей в лопатку, в порубе рассказывал, что их заставляли складировать трупы погибших в подвале усадьбы. Трупы складывали штабелями, а они еще агонизировали. Кто знает, быть может среди них были и такие, которых можно было спасти.. По приказу руководства, трупы собрали, увезли и свалили в какую-то заброшенную шахту, кровь с площади перед усадьбой смыли брандспойтами. Высшее руководство княжества больше всего боялось огласки произошедших событий. Были предприняты все меры для того, чтобы информация никуда не просочилась, для этого проверяли все письма горожан, а всех, кто выезжал из Новгорода, подробно допрашивали о целях поездки и проводили «душевную беседу», после которой каждый понимал, что не стоит распространяться о событиях, произошедших в городе. Таким образом, сведения о новгородской трагедии удалось сохранить в глубокой тайне вплоть до написания Нестором летописи.

Лесь:
Так почему лучших мужей усмиряли пулями, огнестрельным оружием, а не водометами, если это были беспорядки в городе? Это не просто были беспорядки в городе. Это были погромы. Это было самоуправство. А потом-после побоища на Парамоновом дворе было жестокое подавление не правовыми, а силовыми средствами. Следовательно, Ярослав не был готов к полноценному диалогу с народом. Я всегда считал, что он сторонник последовательных решений, а не принятых на эмоциях..

Было ведь и горькое и досадное поражение (а когда поражения лишены этих свойств?)-когда Коснятин порубил ладьи-тогда Ярослав дернулся -так дернулся –налицо проявление трусости, инстинкт самосохранения, главное не попасть в плен, уйти до поры до времени, они руководствовались принципом –«предать это вовремя предвидеть»,  уйти вовремя, избавиться от балласта, от груза, сформировать новое боеспособное мобильное войско, завербовать наемников для дальнейшей борьбы.. как это объяснишь всем-когда тебя за этот твой поступок все считают трусом. И все сказанное тобой принимается как неубедительная отмазка..

Когда Ярослав  драпал, роняя тапки, и Коснятин  «порубил ладьи» - как приказал сжечь флот один из античных полководцев, чтобы не было настроения к отступлению. Так и раньше были исторические примеры-но это была борьба самих военачальников с искушением уйти от проблемы. Здесь именно Коснятин вмешался-именно он дал пощечину, чтобы отрезвить князя, привести в чувство, заразить волей к сопротивлению-когда избранный путь самый легкий, не есть верный:

Ярослав, устрашенный могуществом Короля Польского и злобою брата Святополка, думал уже, подобно отцу своему, бежать за море к Варягам; но великодушие Новогородцев спасло его от сего несчастия и стыда. Посадник Коснятин, сын Добрыни славного, и граждане знаменитые, изрубив лодки, приготовленные для Князя, сказали ему: «Государь! Мы хотим и можем еще противиться Болеславу. У тебя нет казны: возьми все, что имеем». Они собрали с каждого человека по четыре куны, с Бояр по осьмнадцати гривен, с городских чиновников, или Старост, по десяти; немедленно призвали корыстолюбивых Варягов на помощь и сами вооружились.
(Д. А. Боровков. Тайна гибели Бориса и Глеба 1.7. Миф истории или миф историка. А был ли Святополк «окаянным»?)

Решение Ярослава подчиниться этой указке, свое изменяющее чувство от раздражения, когда нахлынывает  на нас гнев, наслаивается на раздражение, как будто на холст после грунтовки,  постепенно кладешь другие краски- одну поверх другой, и все это раздражение переплавляется в отвращение, неприязнь, неприятие, враждебность, ненависть,  отчужденность поросшие как ветви дерева, идущие от одного ствола, как из одного  корня..  Плоды- те  же конкретные действия- яблоко от яблони, издержки производства..рано или поздно все сыграет, пока не пишется счет. Кто бы не обнаруживал такое коварство, редкое свойство, тем не менее, и что характерно-Ярослав позже отомстил Коснятину, вопреки договоренностям сместив его с поста посадника, назначив вместо него собственного сына.

Сразу замаячила матрица принятых им решений, что даже поражение сослужило ему добрую  и выгодную службу –«если жизнь дает себе лимон, сделай из него лимонад»- нет, сделай из нее лозунг для свой предвыборной кампании! Ярослав пользовался подсказками и умел улавливать знаки судьбы. Это его питательная среда -народная масса, куча, гуща людей- просто это больше ему подходило, чем, скажем, Святополку- это не его-толпа  перед которой он произносил пламенные зажигательные речи, как народный трибун. Святополк -эксцентричный лидер. Ярослав такой, из всех с грешком –душком, такой как и все. Средний, всегда в тени, не лезет на баррикады. Такой, как все, рубаха –парень-всегда в белой рубашке с закатанными рукавами, засученными, символизирующие, что включается в каждую работу.

Победила ведь не тупая сила, не энергия перемалывающая все, а победили симпатии, предпочтения народа- пусть небезупречный, пусть не совсем и выигрышные.  Популярность сыграла свою роль, не народная поддержка, а всеобщее настроение- когда он проиграл битву на Листвене, знаешь что он сказал? «С потерей Листвена- Русь не потеряна!» Его не раздавила горечь утраты, и не уничтожило поражение- оно упрочило его силы, и уже не дохлая, неприглядная уверенность в безоговорочном грядущем успехе, что все ему будет по силам, что теперь никакая сила не сможет его остановить. Он переродился после этого поражения.  Теперь никакого серьезного противника для него не существовало. Все море ему теперь было «по колено». Русь не потеряна была для него-сказка еще была впереди. Выигрывает не битвы, а кампании, в следующей раз лучше подготовимся, как будто история давала ему следующий шанс- почему он так был уверен, что шанс подвернется и случай представится. А с чего он был так уверен, как будто сам он был заговоренный? Он извлек для себя горький урок, провел работу над ошибками- отладил принципы ведения современного общевойскового боя, отладил системы управления войсками, сделал войска более мобильными, стал латать дыры и пробелы, обнаружившиеся в боевой подготовке,  в то время как победители упивались победой, перепились и зализывали раны -была придумана им реформа всей военной системы. Тогда  была песня- «нас оставалось только трое», и что к чему- он понял, что если он на физическом поле проигрывает вчистую, ему нужна пропаганда агитацией информационным противодействием, пересиливать и одолевать опасного, вооруженного до зубов противника, с которым несдобровать, в чистом поле, в открытом бою, и даже не на пересеченной местности- он теперь видел свои сильные и слабые стороны, и теперь проверил, испытывал противника, чтобы знать, где у него уязвимые места, и где, в каком яйце, и в какой игле находится смерть Кащеева,  как брать над супостатом вверх- он уже знал, а не просто прикидывал и догадывался.. У него нашлось достаточно преданных и проверенных  и верных и лояльных к нему людей, готовых провести эту политику в жизнь, и справиться с этой заботой -задачей безукоризненно.

Масс -медиа он уже тогда сильно контролировал, понял их укрепляющую и направляющую, обеспечивающую власть и ее легитимность роль, и да, не комплексовал, что проиграл -но он умел давать сдачи. Он даже постеры- плакаты распечатал. Он там сделал фотографии битвы своего поражения- «погибли, чтобы не сдаваться». «Мы еще дадим сдачи. То ли еще будет!» И народ в это поверил. Это действовало отрезвляюще, ободряюще, он вылил как «ушат холодной воды». Все сразу очнулись. Было просто раньше головокружение от успехов. А он показал, что может. Что он не просто грязная тряпка какая- «он мужик!». Он написал «это не поражение», когда «дрались, как львы». Это начало нашей победы- он не видел исход баталии, но просчитывал дальше, чем награжденные отличиями фанфароны-рафинированные победители, чванливые и высокомерные, у которых «в зобу дыхание сперло» от «головокружительной победы». Это была жертва пешки в обмен на офицера, слона, коня –на более увесистую фигуру в просчитанной комбинации шахматных ходов, когда были награждены и  поименованы отличники- он воздержался от поощрения людей. Как в фильме «Адрес неизвестен» Ким Ки Дука старый ветеран- кореец возмущается, что не за тех воевал и подорвал здоровье.


Рецензии