Религия, философия и наука III

III

Откровенно говоря, мы имеем слабое желание распространяться на подобные довольно избитые темы. Об этом достаточно сказано другими, поэтому жалко терять время на поясненение очевидных вещей. Впрочем, не смотря на противоречивость и некоторую ясность вопроса, многие умудряются следовать своими представлениями.

Не совсем верное, четкое и свободное толкование понятия «истина» многими авторами вынуждает нас к подобным философским отвлечениям.

Практический интерес в соотношении философии, религии и науки относительно истины занимает наверное первоначальное значение во многих исследованиях на тему соотношения истории, мифологии, а также религии и науки.

Возьмем простой пример.

Мы неоднократно в своих заметках упоминали интересующий нас мифологический образ Бабы Яги славянской мифологии. Интересно рассмотреть этот древний символ сквозь призму религии, философии и науки.

Еще более привлекает возможность зафиксировать сходства и отличия по отношению к истине подобных методов?

Конечно, такой эксперимент возможно провести на любом другом примере.

Возможно однажды мы решимся на этот интересный шаг. Впрочем, здесь мы рискуем запутаться, так как не причисляем себя к верующим и чистым философам.

Впрочем, сейчас в «Христианстве и мистериях» мы предпринимаем похожую попытку по отношению к известному мифологическому сюжету, в котором герой одерживает победу над драконом и вызволяет из плена красавицу-принцессу, на которой впоследствии женится.

Но это позже, сейчас же продолжаем.

При отдельном обзоре каждой системы нас может посетить мысль о существовании философской, религиозной и научной истины. Об этом можно было бы поразмышлять подробнее, но такой путь заведет нас далеко, поэтому не станем поддаваться ему.

Мы уверены, и наверное многие согласятся с этим, что такого в принципе быть не может. Само определение говорит в пользу единственности истины. Выше мы определили истину как существующее научное знание, в некоторых областях допустим и не полное.

Конечно, где есть пробелы в знании, наряду с истиной могут существовать лишь различные степени приближения к ней. Также это можно оценить как определенную недостоверность знания на некотором этапе, в силу желания претендующее на замещение конечного.
 
Может сложиться впечатление, к чему мы склоняемся более всего, что религия, философия и наука имеют различное представление об истине. Частично это соответствует настоящему положению вещей, об этом упоминалось выше, когда мы говорили о Священном Писании, законах кармы и Великом Мировом разуме.

В частности, в отношении религии и философии с этим согласиться можно.

Касательно научного образа мышления, куда, как мы знаем, можно отнести и долю философии, не все так просто.

Обзор темы показывает, что религия, философия и наука стремятся познать «абсолютную» истину при помощи различных, свойственных каждой системе, способов. В стремлении к познанию используются свойственной каждой системе определенные понятия, категории и методы. Иногда понятия, категории и методы весьма искусно комбинируются с параллельными способами другой системы. 

Свойства и механизмы разума человека, во всей полноте его возможностей, склонному к сложным ассоциативным связям и символическому мышлению, при всей его слабости порой не отличать фантазию от реальности, настолько мало изучен, что порой даже опытному исследователю сложно отличить один метод от другого.

Что говорить об обывателе, не вникающему в такие тонкости?

К примеру, у философии и науки существуют наиболее тесные точки соприкосновения, в отличии от методов религии и науки. Однако не всегда их можно отличить друг от друга, тем более определить степень истинности.

Существует обобщающее мнение, что религия, философия и наука дополнят друг друга. Отчасти это верно, но весьма сложно увидеть это в общей картине соотношения всех рассматриваемых понятий.

С другой стороны гораздо более примечательны множество показательных примеров, когда эти системы противоречат друг другу.

Попробуем в целом коротко рассмотреть каждую систему.

                Продолжение следует ...


Рецензии