Какие глаза у страха?

(фото получено в Интернете. автор неизвестен.)


Какие глаза у страха?


"Когда сжимают вечным страхом,
и жизнь скользит куда-то прахом,
переломить инстинкт, как ветку,
чтоб ни в зверинец и не в клетку,
чтоб ласка нежного ножа
не обманула! И, кружа,
найти – немыслимый! - но выход!
Лететь и падать!...

...через Ничто, сквозь «не могу!»,
сквозь вензель крови на снегу,
но вырваться!! Вот это – счастье!"

Татьяна Смертина "Преодоление"





     Ощущение страха в течение всей жизни испытывают  все и неоднократно.
Страх своим леденящим крылом  задевает  храбрые сердца мужчин и  ранимые души  женщин, и, особенно, маленьких детей.
     Откуда же берется страх и зачем он необходим человеку?
Он нужен человеку, так же как и животному  во имя самосохранения и мобилизации организма, в том числе, на убегание от опасности.
 Страх всегда рядом.  Страхи бывают обоснованными, а очень часто и выдуманными.
 Страх рожден живой природой как сильнейший эмоциональный всплеск.

      Любая религия и любая власть тысячелетиями  культивирует страх и с его помощью воздействует на людей, манипулируя их сознанием.

      Страх и ужас порождают различные фобии.  Чаще всего – это боязнь смерти.
 Суеверия нередко вселяют в человека ужас, даже дикий ужас.
 Ужас подавляет волю, а страх предупреждает сознание и  побуждает человека к самозащите.


                ***


      Я  родился в первой половине ХХ века  и жил в маленькой вологодской деревне, со всех сторон окруженной лесами. Как

 и многие из вас, в детстве я много боялся.

      Пугали детей все кому было не лень; -«черной, черной комнатой, в которой на черном, черном столе стоит черный, черный ГРОБ….
 И начнет мне бабка сказку говорить; - про бабу Ягу, про Змея Горыныча и других злодеев.
     Это сейчас все от мала до велика в телевизоры,да в Интернеты пялятся.
Тогда в деревнях даже радиотрансляционных точек не было.
 Поэтому зимними вечерами бывало соберутся взрослые у кого-то в просторной крестьянской избе, закурят самокрутки с ароматным самосадом и начнут рассказывать друг другу страсти-мордасти; - про войну, про смерть и про ужасные бывальщины и  про другие  небылицы-страшилки.
     А мы, ребятня, заберемся на полати и слушаем их, затаив дыхание, а потом  сами начинаем полушёпотом фантазировать как страшно в лес  по ночам ходить.
     Тут же кто-то вспомнит, что прошлым летом  в лесу   медведь  задрал  заблудившегося парнишку. Начнут друг друга пугать беглыми преступниками, которые якобы детей в лесу ловят, а потом на костре  зажаривают.

     Чем ближе к полуночи тем всё страшнее и страшнее становятся рассказы.
Глядишь,уже время домой идти, а идти-то страшно.
     Поначалу надо темным коридором из чужого дома на улицу выйти,а вдруг там домовой в темноте, хвать тебя,... боюсь.  От собственных мыслей всего в дрожь бросает. Но делать нечего, превозмогая себя, делаю первый шаг в темноту коридора.
     Теперь ещё надо через перелесок до своей деревни  добежать. Луна из-за  туч то покажется,то снова спрячется,а от этого страшные кривые тени на снежным сугробам мелькают и ещё больше нагоняют страху.
      Кажется, что вон там, за кустами, волки глазами сверкают, клыками клацают.
 -Наверно завтра не пойду гулять больше в эту деревню.- озираясь вокруг,походя думаю. А вон опять промелькнула какая-то темная тень… По телу мороз,в поджилках  судороги, ноги ватными стали.   
 - Точно больше не пойду в другую деревню,дома вечерами буду сидеть- нашептывает мне моё "я".
 
      Огляделся,не видно ни зги, и как рванул во всю прыть,только пятки замелькали, да ветер с завыванием прямо в лицо. Слава богу, убежал от страха.
 Вбегаю в дом, глаза по плошке, лицо бледное.
      Мать:- Где тебя, полуночник, черти носят?
Забрался на печку, притаился за кожухом и думаю как научиться не бояться?
 
      Молча лежу, рассуждаю сам собой:
-Вон, возьми, например, Юрку.  Ходит на гулянки в чужие деревни никого не боится.  В полночь - за полночь хоть зимой, хоть летом, идет себе в темнотище по лесу темному на гармони наяривает да песни орёт.
     Думал,думал,но ничего дельного не придумал, не заметил как  уснул. Будто в темноту провалился.

     Ночь длинная зимняя, а  сон почему-то летний присниться.Во сне я, размахнув руки как крылья, летал над деревней и сверху видел нашу  округу в солнечном сиянии и с огромной радугой во всё огромное небо.
    Утром только проснулся. Все вчерашние страхи забылись.
 -А чего это я не пойду в другую– то деревню? Все парни пойдут и я  с ними тоже пойду. Вчера же прибежал обратно домой и никто меня не сожрал,-
подумал так и побежал к дяде Ване.

     Дядя Ваня был слепой «старец», который знал всё. Мне так казалось тогда.
 Он меня первым делом расспросил про всё,что вчера в деревне происходило и что сегодня в округе делается,какая погода стоит на дворе.
     Рассказал я ему про разговоры вчерашние, про страхи страшные.
Он у меня спрашивает: - А ты, наверное, домой-то боялся идти. Всю дорогу до дома бегом летел, как на крыльях?
    Стыдно про свой страх говорить, но пересилил себя, рассказал обо всем, чем сам себя по дороге до дому пугал, рассказал и спросил:
- А как дядя Ваня не бояться надо?
    Он мне в  ответ:
- А страх знать надо,Шура. Тогда и бояться не будешь. А ещё,ты переступи один раз через самый свой страшный страх и не будет  в тебе больше страха.
     Запомни: -смерть не страшна, жизнь всегда страшнее.
 
    Почему жить страшнее?

 -Потому, что в жизни страхов много, а вот справиться с ними не каждый может.
А как мне справиться, чтобы себя не бояться?
    Наверное, с этого дня стал  дядя Ваня для меня «моим Аристотелем». Всему, что сам знал  с детских лет, меня учил.
     Про метеориты, которые с неба  мимо тебя  на землю падают иногда, а совсем не боженька камнем в тебя бросает за прегрешения твои.
      Когда гроза, то сначала молния сверкнет, а только потом громыхнет. Вся беда от молнии бывает.
     В лесу надо не бояться заблудиться, а знать, как выйти по приметам.
 По годовым  кольцам на пеньках, по густоте веток на хвойных деревьях можно определить,где южная или северная сторона.
     -В жизни больше всего опасаться надобно  людей, а не  мертвецов. Человек сеет страх,а покойник суеверия, запомни это, Шура.- учил меня дядя Ваня.


                ***

       За последующие год-два-три эту  науку жизни, что дядя Ваня мне преподавал, я почти всю на себе примерил.
       Плавать не умел, воды боялся.  Научиться  пытался в мелкой луже,которая по колено.  Куда там.  Это только пьяному море по колено.
      Как-то летом всей  деревенской оравой  прибежали на речку Улому.
      Среди всех пацанов я самый младший,лет шести.
     Все ещё до реки одежонку с себя постаскивали и с ходу, бултых на середину омута, кто дальше всех прыгнет.
     Я тоже прыгнул,не зная броду и ко дну камнем пошёл, пузыри пускать начал.
 Постарше парни выволокли на берег кое-как откачали.  Через час отлежался, но в воду больше ни ногой.
     После обеда с сенокоса к омуту прибежали купаться взрослые парни.
 Я лежу на берегу от комаров и слепней отмахиваюсь, а к воде близко не подхожу, боюсь.
     Ребятня тут же рассказала взрослым, о том, как я чуть не утоп.
Один из них, Венька, и говорит: - Да, фигня. Мы его сейчас научим плавать.
     Я услышал и понял, что сейчас они меня бросать в воду будут и бежать от парней со страху.
Двое за мной, догнали, сцапали. Я  извиваюсь словно уж, сопротивляюсь как могу.
 Притащили к берегу, за руки за ноги взяли двое,раскачали и как швырнули на середину омута.
     Я из всех сил начал барахтаться в воде,бултыхать руками и ногами,вдруг почувствовал,что ко дну не тянет.
 К берегу как-то добрался,но из воды не выхожу за осоку держусь опасаюсь повторного урока плавания.
Парни на берегу хохочут. Вылезай,не бойся. Сейчас научишься плавать.
-Смотри, как  Ленька  поплывет.
     Теперь эти двое раскачали Леньку и бросили в воду. Вижу как он вынырнул, отфыркался,по собачьи руками,ногами забулькал по воде и поплыл.
 
     Я тоже начал изображать Ленькины действия, но плыть не получалось. Задница куда-то все время проваливалась. Тонет и тонет, такая тяжёлая почему-то зараза,за собой ко дну тянет.
     Тогда стал бешено молотить ногами по воде, пытаясь одной ногой оттолкнуться от дна,  а ещё стал руками хвататься под водой за тину и таким образом  имитировать из себя пловца.
Обман мой  тут же вскрылся. Я  насильственно был  вытащен на берег. Один парень заплыл на середину, а двое опять раскачали меня  и, не обращая внимания на мой ор и визг, закинули в омут.
     Когда я всплыл, парень в воде начал меня  направлять плыть не к берегу, а  вдоль омута.
    Боясь опять быть брошенным с берега и захлебнуться, я начал барахтаться как Ленька, а ещё точнее, как колесный пароход.
 И вдруг почувствовал, что не тону,а плыву.
 
     Так я впервые и навсегда поборол в себе страх воды.   Поплыл-таки по  жизни.
  Как говорится в народе; - «все прошел,огонь и воды, и медные трубы, сто метров говном проплыл, только осталось назад вернуться».


                ***


      Не бояться темноты меня учила моя бабушка. Ложимся спать, она лампу керосиновую потушит и начинает рассказывать мне страшную сказку, а потом, будто бы вспомнит чего-то, специально  пошлет в сени что-нибудь принести.
Боюсь,но иду. Стыдно перед бабулей. Быстро, быстро, с закрытыми глазами, чтобы ни видеть темноты,нашарю нужный предмет,хватаю его  и пулей влетаю обратно дом.

      Поздней осенью 1952 года, в моем присутствии, неожиданно и скоропостижно умерла бабушка, мне было почти восемь лет. Я лично участвовал во всем обряде её похорон.
      С матерью поехал на деревенское кладбище. Гроб везли на дровнях.
 Мать меня усадила прямо на крышку гроба  и сказала: - Садись за возчика, вези сам бабушку в последний путь, покойников не будешь бояться.
 Тогда я ещё не мог знать,что управляя лошадью, которая тащила  дровни с гробом  покойной, был подобен мифическому Харону,перевозившему на лодке души умерших через реку Стикс.   
    На кладбище, стоя у вырытой могилы, я видел как  мужики опускали гроб с телом бабушки в могилу.
 В этот миг, когда бросал на гроб в могилу мерзлые  комья земли, я подумал, что со смертью человека  уходит жизнь его в землю и ничего больше ему не надо бояться.
 
     Одиноко и холодно стало на душе. Я впервые в своей коротенькой жизни расставался с самым любимым мною человеком на земле.

                ***


      А о мертвецах и кладбищах в деревне всегда рассказывали самые жуткие  и страшные истории.
     Как-то раз, при обсуждении какой-то очередной страшилки про покойников, один пацан спросил меня:
- А ты, Шурка, «поди-ко  боисся» покойников?

-А чего их "боеться"-то, они же не живые, лежат себе смирно в своих могилах на кладбище.

-А чего? Ты скажешь, что и на погост один сходить не испугаешься?

-А чего мне погоста "боеться". Там бабушка моя похоронена. Сам её хороняял и бывал я там мноого раз.

-А ночью? Чё, тоже не «забоисся»?

-А не забоюсь.

      Все загалдели и порешили, что я, «как стёмнает», иду один через кладбище до другой деревни,которая в километре за погостом.

      Там меня будут ждать двое наших  пацанов. Если я не испугаюсь, то должен буду  к ним придти, а потом с ними вернуться в свою деревню.

      Конечно, "путешествие" на кладбище ночью под впечатлением услышанных вчера страшилках как мертвецы встают из могил, как хватают  запоздалых путников,  высасывают их кровь, а потом  утаскивают с собой «на тот свет», особого энтузиазма и восторга во мне не порождало.
     Но идти надо. Слово сказано.
    Теперь самым важным для меня стало не как переступить через свой  страх,а как не прослыть перед жителями всей деревни трусом -"дристуном". Именно это, с особой внутренней силой толкало меня в спину; -иди,иди,иди.
Не  иду,а еле ноги переставляю, уговариваю себя  не бояться, вспоминаю рассказы дяди Вани, представляю свою бабушку и мысленно прошу её защитить меня от вурдалаков-кровососов.
Но сердце  из груди рвется, словно  убежать хочет,душа дрожит и от страха трясётся.
 Ноги свинцовые, а голове как молоточки стучат:
-Может как-нибудь обмануть парней, обойти стороной далеко это кладбище с крестами и надгробьями.
 Нет,не обойти и не обмануть. С каждым шагом все ближе эта таинственная чёрная чаща деревьев. Вот она уже  нависает надо мной словно затягивает в свою страшную ловушку.

     И вдруг, будто сбросив оцепенение опутавшего меня по рукам и ногам суеверного ужаса, сам себе же во весь голос громко говорю:
- Да, что это я всю жизнь что ли должен всего бояться? Чего там страшного-то?
     И не запел,а заорал песню:  «Раскинулось море широко…"
     Вот уже совсем у кладбища, вот уже рядом с покосившейся деревянной оградой прохожу.

  А чего это я?...   Давай не мимо,а около бабушкиной могилы пройду! Чего бояться мне теперь. Она же моя бабушка. Перекрестился и прошел.
 
 Оглянулся. Никто за мной не гонится.
Нет вурдалаков, ничего и никого нет  на этом кладбище. Кресты, покойники, деревья над ними, да ночной ветер в листве шумит.
 На душе сразу стало легко и спокойно, а с ног словно  цепи свалились.
 Пропал страх тягучий, будто испарился.
     К парням  скорёхонько пришел, но не бегом, а радостно и смело.

Они встретили меня и предложили обратно другой дорогой возвращаться, но тут уж я им сказал:

- А чего это вы вдруг, обоср---сь, что ли? Я вас сведу до деревни, не бздите "орлы вороньи крылья".
Они устыдившись,хотя и неохотно,но пошли за мной,за расспросами как я через кладбище шёл,свой страх пряча.
 Теперь уже гордо и уверенно, как атаман в бой, веду пацанов обратно прямиком к кладбищу.
 Но поселившаяся в глазах и лицах ребятишек боязнь показывала, что они  шли за мной не как в "бой",а как на казнь.
 
    Потом все в деревне долго вспоминали об этой  ночной вылазке через кладбище.
 Каждый их ребят охотно рассказывал сельчанам о чудесах своей смелости, проявленной ими в этом "боевом походе".
 После этого  "ночного дозора" , я,спустя несколько лет, действительно стал   «вожаком нашей ватаги».

"Говорили, что убили
атамана на реке.
Атаман идет по бережку
 и гиря на руке".

"Атаман зелену кепочку
 на землю положил.
Вынул ножик из кармана
и сказал не побежим."

     Но  за все их проделки в будущем, мне и попадало за них первому,как за свои.
 
                ***


     Теперь, каждый год по весне, когда зацветают ландыши,за неделю до Троицы посещаю могилы бабушки и своей матери.
Стараюсь приехать  именно в такое время,когда на кладбище нет ни души. Под гомон птиц привожу  всё в порядок,а между тем веду с  бабушкой и матерью неспешный, душевный разговор о их прожитом прошлом, рассказываю им о своем  сегодняшнем бытие.
 Они там, наверное, знают о нашем будущем, но я их об этом не расспрашиваю.
То что будет - будет.
               
                ***

      Если вам кто-то  скажет, что он не знает страха, не верьте. Скорее всего этот человек даже похода к стоматологу боится.
 Мы все подвержены страху. Это огромный эмоциональный всплеск в нашем внутреннем Я.

     Испугавшись, главное, чтобы достало сил  переступить через себя, осознавая  величину и причину страха в себе. Только так в жизни можно выжить.

     Погибают от страха чаще, чем от храбрости.

     Если с самого раннего детства ребёнок будет знать и понимать,что такое страх, ему  не придется в жизни шарахаться от каждого куста.
 Он  в любой ситуации преодолеет испуг; в огне не сгорит и в воде не утонет, не устрашится ни перед вероломством человека, ни перед злобностью зверя. 
 
    Где-то я читал, что Александр Македонский, знавший своих воинов и в лицо, и по именам, испытывал их страхом.
 Если человек бледнел от испуга его на службу не брали.
 Если же воин  не вздрагивал от устрашающей угрозы, а багровел лицом и выказывал готовность к отпор, он без промедления  пополнял ряды войска.


 


Рецензии
Доброе утро, Александр!
Вчера у нас был очень напряжённый рабочий день, как обычно с разнообразными неприятностями. Вечером предложила мужу вдвоём почитать Ваши "детские" рассказы -это был бальзам на душу: всё так знакомо, близко и замечательно. Благодарим Вас за настоящее искусство!
На днях я постараюсь написать "настояшую" резенцию и подробнее о своих впечатлениях о Ваших рассказах.

С уважением и наилучшими пожеланиями Нина.



Нина Аманн   20.08.2016 07:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте Нина и ваш муж. Доброго вам вечера и хорошего выходного дня. Спасибо вам за ваше отношение к моим рассказам и ко мне. Я рад,что вечер трудного дня скрасили мои рассказы о детских годах Шурки Жгутова и увели вас в ваши родные дали. Значит и у вас осталось при открытой дверь в ваше детство,для докторов это наверное очень важно и жизненно не обходимо. С поклоном Вам. Саша.

Александр Жгутов   20.08.2016 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.