II В жизни бывают ситуации очень разные

                Начало здесь:  http://www.proza.ru/2012/07/01/772


                Часть II

    После написания первой части меня не оставляют ощущения недоговорённости. Так и вертятся в голове вопросы: «А ты жила когда-нибудь долго со стариками? Ты то сама знаешь, что это такое?» И сразу восклицаю: «Нет».
    «Вот поживи сначала, а затем и рассуждай», - вторят вновь голоса.
    Да, понимаю, это дело очень не простое. Они ведь бывают капризнее малолетних детей. И всё же, отношения почему-то в разных семьях бывают разными.
Какими были именно эти старички раньше, когда и мне довелось с ними общаться? Скажу честно, очень не простыми. И далеко не ангелами.
    Но разве кто-то бывает ангелами при жизни?
Как бы там ни было, но ведь так часто мы идеализируем сами себя. Так обстояло и с ними. Все пожилые люди, были когда-то молодыми. И от характера зависело и их поведение. Среди простоты пробуждается надменность. Среди высокомерия проскакивает порой мягкость и доброта. Ничего не бывает одностороннего. Так и там.
 
    Когда даёшь герою имя, он начинает жить своей жизнью. Я не давала имён, чтобы попытаться абстрагироваться и рассмотреть ситуацию со стороны. Но сейчас не получится. Бывший безымянный старик, назовём его Иваном старшим. Ну, а его жену Лизаветой.
    Надо уточнить ещё одну деталь. Очень часто говорят, что такое может произойти только в русских семьях, но этот рассказ описан из конкретной семьи, одной из тех национальностей, где очень гордятся своими корнями, и приукрашивают правильность поведения.
    И так, Иван старший и Лизавета жили в период советского строя, работали на производстве, и имели средний достаток.  Роскошь они не признавали, но как и большинство из того общества любили обелять себя, и критиковать других. А как известно: «в чужом глазу и соринку видно, а в собственном и бревна не замечаешь».
    Жили они не сказать, что в любви и согласии, но и нельзя сказать, что не очень дружно. Жили как большинство. Видела иногда со стороны и их ссоры, но замечалось, что Лиза была бабой хитроватой, шубутной, и своего любила добиваться такими методами, несмотря на то, что глава семьи Иван требовал строгого подчинения, без компромиссов. Его мнение должно быть правильным.
    Мы с мужем годились им в дети, и знались с их сыновьями, особенно со средним. В дом были вхожи в любое время, хотя по поведению можно было понять, сквозь улыбку: «Чего припёрлись опять». Дом у них был частный и присутствие дворика, упрощало общение. Обменявшись любезностями, все расходились по своим комнатам и уголкам. Но не будем судить строго, ведь у всех бывают дни, когда кто-то гостей зовёт, а кто-то в это время не желает их видеть.
Годы шли, но общий принцип жизни особенно не менялся. Пока ты здоров и способен зарабатывать деньги, содержать семью, и быть главой дома – хозяином и хозяйкой, то всё кажется идёт правильно, и так будет всегда. Но так случилось, что пришлось семье разлететься по разным городам. Дети обзавелись семьями, жёнами и детьми. Остались отец с матерью одни. И вот годы стали давать о себе знать. Собрались они и поехали, по настоятельным просьбам детей к ним в гости. Посетив старшенького, стали конфликтовать со старшей снохой. Она была простушка на вид, да остра на язык. Поехали к среднему, но и тут не ужились, права качать хотелось по старому, только эта сноха была более молчаливой и очень обидчивой. Чтобы угодить мужу терпела, но и довела стариков своей молчаливостью, да теснотой. Жизнь в однокомнатной квартире, после свободы частного дома не по нраву пришлась старикам, и уехали они к младшенькому. Гладко да сладко пелось сначала. Последняя сношенька, Аннушка, выбрана была ими, и хороша и пригожа. Но не учли они её норова, уж очень свободолюбива была ещё с детства. После семейного обсуждения, что она из всех снох самая лучшая, так и решено было, дом продать и остаться жить с ними.
    Когда, бывало ранее, ещё средних лет, крепкий, Иван Савельевич, рассказывал нам одну притчу в наставление. «Остался старик один, дети разбрелись по свету и стали забывать о нём. И понял старец, что смерть близка, а рядом близких нет, некому за ним присмотреть. Собрал своих детей и показывает. Вот мол у меня на верёвочке весит мешочек с драгоценностями. Кто будет меня досматривать тому и достанется. И посыпались на него и любовь и внимание. И сыновья, и снохи, и внуки не оставляли старика одного. И умер он в заботе и тепле. И когда после его смерти открыли мешочек этот то нашли там записку с извинениями и объяснениями. Пристыдились все своей алчности, отдали должное его мудрости , и похоронили с достоинством и с почестями».

    Как удивительно складывается жизнь, учим других, а сами наступаем на те же грабли.
Продал свой дом с садом Иван старший, купили дом младшенькому, только хозяином стал уже не он, да и не младшенький. Железная хватка снохи, оказалась сильнее Лизаветеной хитрости, властности свёкра, и заносчивости Ванюши. Так уж случается. И сложно сказать, что не правильно всё это. Жизнь поворачивается разными сторонами. Поди-ка разберись, что тебя ожидает завтра…
               


Рецензии