Берегите Пеликанов!



               

"Снимите шапки перед ним,
Перед зобастым и смешным,
Нескладным пеликаном"

             Эдуард Асадов
   
   "Вначале было слово!".    И это слово  было  -  школа.   Все хорошее и плохое  в жизни Елены Алексеевны связано с этим главным словом.  С этим ульем-муравейником.  Школа всегда открыта,    никогда не спит и даже не дремлет.    Некогда!   Она взращивает потомство человечества.   
   Елена Алексеевна чувствовала на своих плечах давящий груз ответственности,  тем более выпестовать нужно  было людей нового,   самого справедливого  общества. 
   Каждый день она писала обстоятельные конспекты уроков,   к уроку полагалась цель - коммунистическое воспитание.   Конспекты,  раздумья над целями занимали все личное и семейное  время молодой учительницы.  Воспитанием дочери занимался муж.   Елена Алексеевна преподавала историю и полностью была согласна с древними,  что  "история учит только тому,   что ничему не учит".  Сама она мечтала воспитать справедливых  потомков. 
   Школа работала в две смены.  Перед уроками  в восемь утра обязательная политинформация.  Весь мир не хотел строить коммунизм, сами не хотели и нам мешали.  Елена Алексеевна любила правду, смело обличала подлые планы империалистов-агрессоров,  школьники подтверждали ее правоту вырезками из газет "Правда",  "Известия",  "Пионерская  правда"  и даже  из журнала "Мурзилка".  Елена Алексеевна была идейная,  проводник идей Партии и Правительства,   как все советские историки и, тем более учителя истории. 
   Вторая смена заканчивалась  в семь вечера.  У школы открывалось второе дыхание. В половине восьмого  -  профсоюзное собрание или педсовет, заседание родительского комитета или совета профилактики правонарушений.  Или,  или,  или.   
   С мужем Елене Алексеевне крупно повезло.   Другие мужья после первого «или» давали своим женам пинка и  уходили навсегда.  Ее  Виталий  - интеллигент,  гуманист,  военный врач,  офицер  Советской  Армии  и   очень любил дочку.  Отводил ее в детский сад, забирал,  кормил,  мыл,  укладывал спать.   Он  тоже был  идейный,  но  не  настолько. Узнав  об  очередном  открытом партсобрании,  произносил  сакраментальную фразу:    "Взошла луна,  и  в Стране  Дураков  закипела работа!".   
   А работа и правда кипела - что-то репетировали,  рисовали,   сочиняли,  обсуждали.   Дочка с мужем с нетерпением ждали  выходного.  Напрасно.  Воскресенье тоже  посвящалось школе.  Елена Алексеевна вела  кружок  "Юный историк".   Школа наполнялась  юными   физиками,  математиками,   химиками,  литераторами.    В спортивном  зале  проводились  чуть  ли  не  Олимпийские игры.   
   Учительская  энергия,   как энергия Солнца,  нескончаема.  Однажды первого сентября Елена Алексеевна провела двенадцать уроков подряд.  Расписание составляли два завуча,   между собой они были в ссоре и  действия не согласовывали.  Так  и  вышло,  что в первую смену Елене Алексеевне поставили шесть уроков  и  во  вторую  столько же.  Второго сентября  открыть  рот  учительница не смогла,  голос пропал,  энтузиазм остался нетронутым.   
   Виталий проклинал  всю систему образования,  рвал  и  метал,   уговаривал посидеть  дома  на  больничном.   Но не на ту напал.   Такой роскоши,  как  больничный  в начале  учебного года,  Елена Алексеевна позволить себе не могла.  Она молча организовала  работу в группах,   задания  написала  на доске  и  на  карточках.   Уроки прошли на высоком методическом уровне! 
   На каникулах,  прихватив дочку,   Елена Алексеевна отправлялась  с классом на экскурсии по историческим местам.   Она была  перспективным  классным руководителем.  Муж переходил на подножный корм. 
   В  течение года  школу трясло:  тьма-тьмущая  проверяющих   периодически совершали набеги на беззащитный школьный организм.  Методисты всех мастей из райкомов, горкомов,   гороно,  районо  и министерств с  ведомствами,  как клещи всасывались в тело школы.  Для них нужно было проводить «открытые»  уроки и мероприятия,  кормить их и поить,  заискивающе заглядывая в глаза.  Покорно выслушивать "мудрые" замечания.   
   Елена Алексеевна дома плакала от несправедливых придирок и нареканий.  Виталий предлагал бросить эту неблагодарную работу.  Стать просто женой.   Как  большинство жен офицеров,  заниматься домом, родить еще одного ребенка.
   "Не рви свое сердце, Пеликан, на всех все равно не хватит твоей крови.  Хочешь работать?   Работай  в музее экскурсоводом. Отвела экскурсию,  незнакомые люди послушали  и...  разошлись  -  и никакой ответственности". 
   Елена Алексеевна утирая слезы, кивала головой,  соглашаясь.  Упоминание о Пеликане удивило и обрадовало  ее.  Не забыл, значит,  Виталик, первого свидания.  Вспомнила студенческую ленинградскую юность, как с нетерпением ждала конца лекции по новейшей истории,  надеясь,  что  возле памятника Ушинскому  у главного корпуса  института, ее ждет красивый стройный  блондин,  слушатель Военно-медицинской академии имени Кирова,  -  «Кировки»,  как говорили тогда.   Виталий  в военной форме  с малиновыми погонами, с  букетиком цветов  стоял у центральных ворот  пединститута имени  Герцена и разглядывал   на  арке  изображение  пеликана  с  птенцом. Запыхавшись,   примчалась  Леночка. 
   "Какое отношение пеликан имеет к вашему институту, он  же не сельскохозяйственный?". 
   Аленка  с  готовностью  и  гордостью  пояснила,  что до революции  в  главном корпусе института  находился  воспитательный  дом  для  сирот.   А  пеликан - это символ самоотречения  и  любви   к  детям. 
   "А почему  именно пеликан?  Они  же  вообще  не  водятся  в  России?". 
   "Есть несколько легенд.  В  Древнем Египте   протекала  самая большая  река  мира  Нил.  Берега великой реки были  покрыты  тростником-папирусом,  росли  пахучие акации и  финиковые пальмы.  В  прибрежных  зарослях  обитали  бегемоты, а уж птиц, видимо-невидимо,  -  царство гусей, уток и пеликанов.  Но накануне разлива наступала изнуряющая  жара,  если  Нил медлил и не разливался,  жизнь замирала,  погибали  люди и животные.  Долина  превращалась  в пустыню.  Умирали  от засухи  и  голода птенцы птиц. 
   Пятерых  только что вылупившихся птенцов пеликана ждала та же участь.  И тогда мама-пеликанша   разорвала  себе грудь,  и теплые струйки  материнской крови  потекли прямо в  клювики голодных птенцов.  Материнская кровь спасла жизнь детям. 
   Другая легенда  гласит,  что долина Нила просто кишела змеями.   И вот змея умертвила только что  появившихся из скорлупы птенцов.  Отец-пеликан, не задумываясь,  разодрал себе грудь.  Капли крови упали на мертвых детей  и  произошло чудо  -  потомство восстало  из мертвых.  Вот так!  Пеликан - герб нашего института.  Символ беззаветной  родительской любви,  как матери, так и отца.   
   Влюбленные нежно посмотрели друг на  друга. 
   "Теперь я понял,  - задумчиво сказал Виталик, -  почему Данте  в "Божественной комедии"  называет  Христа  "ПЕЛИКАНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА".   
   Елена  потеряла дар речи  - какой образованный ее Виталий!   Сама она,  если честно сказать,  эту книгу  не читала.  Вот так герценовские пеликаны соединили два сердца в одно.   Навсегда! 
   Служба  у  Виталия  проходила  хоть  и  в маленьких, но все-таки в городах,  -  в них было самое главное  -  школа. Леночка на новом месте моментально устраивалась на работу.  Мужа  продвигали  по службе,  он слыл хорошим врачом  и  заслужил  перевод  в красивейший  город  Львов.  Нет таких слов,  чтобы описать его красоту, его надо увидеть,  хотя  бы  раз  в  жизни!   
   Елена Алексеевна влюбилась  в  город с первого взгляда.  А со второго - в  львовскую школу.  Это была не школа.  Это был дворец,  новенький,  только что построенный для детей Прикарпатским Военным Округом.  Просторные классы,  паркетный пол,  огромный бассейн,  цветники в рекреациях.  И полетели  бывшим  коллегам восторженные письма  про необыкновенную школу. В ней как будто по волшебству собраны лучшие учителя, заслуженные,  все сплошь награжденные.   
   Елена Алексеевна с любопытством рассматривала на жакетах коллег нагрудные знаки с факелом и  раскрытой книгой.  Это же знак "Народный  Учитель СССР"!.   Из любопытства  посмотрела даже оборотную сторону награды,   там была выгравирована   надпись  "Народный учитель СССР  -  гордость советского общества".   Леночка  мечтала  стать гордостью советского общества.  Удивительно,  но в этой школе было много мужчин-преподавателей, и не только физкультуры  или  труда, но и литературы, физики, математики  и  истории. Директор тоже был мужчина.  Так,  наверное,  выглядели   дореволюционные   гимназии,   где мужчины носили  форменную одежду,  а  на  пуговицах было изображение пеликана. И это было правильно. Такую трудную работу должны выполнять мужчины. 
   Директор оказался  прирожденным  Пеликаном, а вокруг него собралась целая пеликанья  стая.  Дневали  и ночевали в школе.  Это были учителя-новаторы.  Они писали опорные конспекты по системе  Шаталова,  проводили уроки  по Ильину и Амоношвили. Учителя музыки и рисования освоили систему Волкова. Елена Алексеевна изучила и внедрила опыт  Ленинградской  новаторши  Гончаровой. "Уроки истории - уроки жизни". Все куда-то погружались и интегрировались,  придумывали  свои  методики и системы. Интриги,сплетни,  зависть, если бы даже и захотели, то не смогли бы пробить стену творчества и увлеченности.  "Учитесь друг у друга".  "Каждый учитель уникален".  Директор  завел огромную  амбарную  книгу  взаимопосещений  уроков.  " Открытые   уроки"  проводились  ежедневно.  Это были маленькие спектакли,  творческие  лаборатории.  Труднее   всего   было   угнаться за учителями математики, они твердо заняли первое место в школе согласно известному выражению:  "Математика - царица всех наук!".  Все остальные пытались скинуть математиков с трона,  но безуспешно. Учителя труда  проводили  конкурсы  "Мисс Школа".   Участниц можно было сразу после конкурса  выдавать замуж:  готовить, шить,  вязать,  завязывать    галстук   их  научила школа.  Кто помнит советские фильмы про школу, -  самыми  тупыми всегда оказывались физкультурники. Но к нашей школе это не имело никакого отношения. Наши физкультурники были самыми начитанными в СССР. Они умели петь и танцевать,  играть на гитаре,  увлекались театром.  Физкультуру в нашей школе никто не пропускал.  Особенно Елене Алексеевне нравился высокий атлет, он вел уроки в классе, где училась дочь.  Только  "Моральный  кодекс  строителя коммунизма"  не позволял  ей  часто любоваться  молоденьким учителем.Иначе "облик  аморале".  Директор тоже был физкультурником,  но для солидности и престижа вел уроки биологии. Он был дока в своем деле. Знал методику преподавания любого предмета. Хвалил редко, но если похвалил,  можно было считать, что половинку значка  "Народный учитель" ты уже заработал. Для КВН Елена Алексеевна сочинила главную песню на мотив песни Высоцкого.

"Такая картина
Здесь климат такой
Идет проверка одна за одной
И здесь за педсоветом  шумит педсовет.
И планов здесь - жуть, не в этом же суть
Но мы выбираем трудный путь
Опасный, как военная тропа!
Крылов  и  Кузьменко
А ну,  воспитай!?
И на милицию не уповай,
Никто не поможет - иди один на один!
Домбровский, Сова,  Свистюк и Гизло
Стремятся все сделать тебе назло
И если ты жив еще - тебе повезло!
Мы падаем трупом,  ни шагу назад
И от напряжения нервы дрожат
И сердце готово к инфаркту бежать из груди.
Похвалит Директор....
Ты счастлив и  нем  и только немного завидуешь тем!
Другим,  у которых все это еще впереди".
 
   Да,  строгий у нас был директор.  Любил порядок.  Добивался совершенства.  Перед проверками говорил: "Не бойтесь, проверяющие приходят и уходят,  а вы остаетесь".  Или:   "Самое главное это дети.  Не размахивайте над  их  головами  двойкой, как плетью, оценка тоже должна воспитывать". 
   Горбачевская  перестройка,  как  цунами,  пронеслась над школой.  Оказалось,  что мы работали мало  и  плохо,  срочно  всем  надо куда-то  ускоряться.   «Гласность»  выбила из-под ног стройную систему воспитания.
   Разрабатывая новую систему  «с человеческим лицом»,  педсоветы затягивались до утра.  Муж Елены Алексеевны насторожился,  ему совсем   не   нравились  поздние возвращения  с  подозрительных  педсоветов.   Про новые концепции и  слушать  не хотел: 
   «Успокойся, Пеликан, посмотри на себя - получаете копейки. Кому нужны ваши новшества?  Люди деньги  зарабатывают, а вы?  Ну,  прямо,  как дети,  только с высшим образованием!».
     С  развалом  Союза  развалилась  и  школа.  Учителя  разъехались  в   разные  точки  бывшей Родины. Директора менялись, как перчатки. Не менялись только проверяющие,  их становилось все больше,   кушать они хотели еще вкуснее.  Елена Алексеевна впитывала  новые идеи,  как губка.  Готовясь к очередной аттестации, написала  работу  "Методология педагогической инноватики". Научные термины пугали бедную Еленушку, она не могла понять, зачем  все так усложнять и заумничать?  "Индивидуальное целеположение", "Ученическое портфолио",  "Парадигма человекообразного образования".  Господи! И кому такое приходит в  голову?  Она сама придумывала нестандартные уроки  и  мероприятия. И делала это,  как учил директор, не для проверяющих, а так чтобы интересно было детям. Все хвалили ее урок  "Я - король Данило Галицкий".  Мальчики седьмого класса сшили себе княжеские костюмы и каждый утверждал, что он и есть князь Данило, девочки старались разоблачить гнусных самозванцев и подготовили вопросы,  ответы на которые знал только сам Князь Данило. Как звали его маму, детей; где он был,  когда ему было  шесть  лет; как звали его жену?  В результате самозванцы сдались,   а  "настоящий" князь был коронован золотой короной, в деталях рассказал, как выглядел в первые годы основанный им город и почему он назвал его не в свою честь, а в честь сына Льва. Король должен  был  выбрать проект памятника самому себе в  будущем, который придумали ученики целой параллели. Это были инновации. Это было интерактивно.  Это было интересно. 
   Елену Алексеевну хвалили проверяющие и  администрация. Не хвалил только Виталий.  Аттестованная Елена, отметив с  коллегами  успех,  явилась домой в одиннадцатом часу вечера.  Разгневанный муж  в  последний раз предлагал сделать выбор: он с дочерью или школа?   Елена  проплакала до утра.  Слезы затмевали  утренний свет,  когда она бежала на работу.  Спешила.  Нужно было привести в порядок кабинет после вчерашних отмечаний. 
   На  дороге ее сбила машина.   Сумка  с  конспектами  зацепилась за  колесо  и  бедную женщину несколько  метров протащило по  асфальту.   Испуганный водитель бережно усадил пострадавшую в  мягкое  кресло  машины и собирался  отвести в больницу. 
   "Я не поеду в  больницу!  У меня сегодня шесть уроков,  факультатив   и  культпоход   с   классом   в  филармонию.  Отвезите меня,  пожалуйста,  в школу".   
   Удивленный водитель стал предлагать деньги, чем очень обидел честную Елену Алексеевну.  Она никогда,  ни с кого,  ни за что не брала денег. 
   "Остановите,  пожалуйста,  на перекрестке,  мне надо пройтись и подышать воздухом". 
   Выходя, оставила на сидении три рубля. Березовая аллея вела прямо к  школе.  Еще при Директоре выпускники высадили ее  на память.  Под ногами Елена  Алексеевна заметила   крупные буквы.  Мелом было написано: "Елена - дура!",   "Елена-дура".
     А ведь это про меня. Не  может быть. Я - учитель высшей категории,  а  вчера еще и защитила звание "Старший учитель".  И я - дура?  Кто же это мог написать в такую рань? Свиридов! Точно Свиридов! Он вчера получил двойку за то, что отказался отвечать.  Сердце учительницы сжалось, она вспомнила, что Свиридов живет с бабушкой, отец его погиб  в  Афганистане,  а  в прошлом  году  умерла  и мать. 
   Елена  вошла в здание школы.  За колонной  кто-то стоял. 
   "Миша!  Свиридов!   Доброе утро!  Помоги  мне  донести сумку  до  кабинета!". 
   Из-за колонны с опущенной головой,  как привидение, показался Свиридов. 
    "Как хорошо,  Михаил,  что ты  сегодня пришел пораньше.  Давай с тобой полчасика позанимаемся.  Я ведь вчера твою двойку в журнал не поставила.  Через полчаса веселый Свиридов с пятеркой в дневнике,  чуть не сбив в  дверях  мужа, выскочил из кабинета.
   «Аленушка!  Прости меня.  Я заехал сказать,  что очень люблю тебя,  поеду  с твоим классом в Карпаты, помогу с оформлением кабинета к  городскому конкурсу,   а вечером мы с дочкой пойдем с вами в филармонию». 
   Елена Алексеевна улыбнулась:
   "А ты ведь,  Виталий,  рядом со мной тоже опеликанился!". 
   На большой перемене в  кабинете опять появился Миша Свиридов:
   "Елена Алексеевна!  Вы вчера нам задали задание сфотографировать "Кто живет на фасадах львовских домов!". Посмотрите, кого я нашел на улице  Днепровской, дом номер восемь.  Это Пеликан, а под его крыльями птенцы  и  два ребенка. Не понимаю,  почему два ребенка? В энциклопедии я прочитал,  что пеликан считался священной птицей у  мусульман, они верили, что пеликан в своем горловом мешке носил камни  для  постройки Мекки!".
   "Молодец, Миша! Давай дневник - ставлю тебе еще одну пятерку. А если узнаешь,  почему под крылом пеликана  дети,  получишь самую большую пятерку.  Так ты отличником у меня станешь!".
   Свиридов тихо прошептал:
   "Я все вытер.  Простите меня,  Елена Алексеевна.   Я всегда буду учить историю.  Это мой любимый предмет". 
    Елена Алексеевна обняла мальчика: 
   "Это ты прости меня,   Мишенька!   А историю   и  правда надо знать.   Как говорили древние римляне,  "История -  учительница жизни!".
  "Ты можешь не думать о школе, хотя бы тогда, когда переходишь дорогу? - смазывая ночью мазями ссадины и синяки на  всем  теле  жены,   кричал Виталий:
    "Завтра  же  ты идешь  на  больничный!". 
    «Завтра я не могу.  У нас в школе  день  Гражданской Обороны,  культпоход  в органный зал и  родительское собрание, а родители - это святое!".





























































Рецензии
Неожиданный для меня взгляд на школу. Даже немного стыдно стало: сам-то я школу не любил. Кроме последних классов. А ведь школа была во всех отношениях хорошей. Дух внутренней свободы конфликтовал со школьной дисциплиной. А ведь рядом море, скалы, лодки, пацанская вольница... Парадигма человекообразного образования - вот в чём гитцель!

Валерий Максюта   19.12.2013 01:22     Заявить о нарушении
А все-таки любили , хоть в последних классах .А если припомнить...много ведь хорошего было!Школа она и в Африке -школа!

Ольга Дороженко   19.12.2013 01:26   Заявить о нарушении
Любил друзей. Ну и уважал хороших учителей. Противоречивое дело! Так, мне однажды пришлось совершенно случайно подслушать в учительской один разговор. Наша любимая математичка жаловалась грозной, но глубоко уважаемой директриссе на моего друга - лучшего математика класса. Не знаю, чем он провинился, но сама эта жалоба на любимого ученика меня поразила и возмутила. А директрисса сказала: "Ну вот! Я всегда говорю: офицерские детки! Дети... капитана... Флинта!" Тогда я был потрясён и обижен, но много лет спустя, я рассказал об этом ребятам уже с другим чувством - скорее с благодарностью за такую награду.

Валерий Максюта   19.12.2013 01:37   Заявить о нарушении
Время все освещает под другим углом!

Ольга Дороженко   19.12.2013 14:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.