Красноречивый богач

Очень жаль, что современные ораторы не похожи на Демосфена: у них не камни, а каша во рту.
Камни же они обыкновенно держат за пазухой и бросают их безо всякого толку в чужой огород. (с) Аркадий Аверченко.

Жил–был богач. Всего у него было вдоволь, только одного не было: образования. И вздумал богач выучиться ораторскому делу. Пошёл в библиотеку, набрал книг, сел читать. Прочитал о Демосфене, который камнями рот набивал, чтобы научиться внятно говорить, и думает: «Чем я хуже?»
Набил богач рот камнями. Неудобно, невкусно ему стало. «Дурак этот Демосфен был, глупостями занимался» — сердито подумал он, вынул изо рта камни и положил за пазуху. За ворота вышел, оглядывается: кого бы удивить своим красноречием?
По соседству с богачом жил бедняк. Ничего–то у него не было, кроме огорода, в который он вкладывал все свои силы. И каждую неделю отдавал богачу более половины всего урожая. И вот богач подошёл к забору, за которым был огород, а в огороде бедняк работал. Не понравилось богачу, как сосед работает, вынул он из–за пазухи камень и кричит:
— Эй, соседушко! Не так копаешь, надо глубже брать, авось клад найдёшь! И огурцы у тебя горькие, и морковь мелкая, а редис вообще сухой и несладкий. А вот помидоры хороши, не иначе как ты их заколдовал! Смотри, дождешься у меня!
Чем больше богач говорил, тем больше камней он кидал бедняку в огород. А тот знай себе работает. Наконец камни у богача кончились, ему стало скучно, и он ушёл домой, довольный собой.
А вечером бедняк постучался к соседу и принёс ему большую корзину овощей.
— Ты что это? — удивился богатей, — срок–то еще не подошёл. И вообще, ты разве не слышал, о чем я сегодня речь вёл у твоей калитки?
— Я–то слышал, только не разобрал, — отвечал бедняк, — говорил ты много, да всё непонятно, будто у тебя каша во рту. Мне показалось, ты хвалил мой огород, ой как хвалил; и камней сколько дал — я так рад; давно хотел колодец вырыть, камни твои пригодятся. А это — гостинец тебе: за слово доброе и помощь хозяйству.
«Нет, — подумал богач, когда сосед ушёл, — ораторское искусство не для меня; больно всё запутано, не разберёшь — что с камнями делать надо, для чего они нужны? Пойду–ка я лучше поем».


Рецензии